Здавалка
Главная | Обратная связь

Полито генез (образование государства)

Концепции происхождения государства:

1. Марксистская концепция Государство – это аппарат насилия и эксплуатации одного класса к другому.

2. Концепция насилия. Возникла на стадии когда стал необходимым защиты государства (прото-государство). Появляется такой фактор как война, он формирует новую элиту (авторитетные лица) – воины. Появляется институт военной демократии.

3. Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, их накопление и распределение возводит некоторых людей в авторитет.

Жреческая каста приходит к власти организуя трудовую деятельность в общине.

С течение времени прото-государство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от прото-государства большими размерами и наличием развитых институтов управления.

Основные признаки государства – территориальное разделение населения, армия, суд, право и налоги.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.

При смене присваивающего хозяйства производящим хозяйством общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах 10—12 тыс. лет назад. Новые археологические и пале этноботанические исследования подтвердили полицентрическую концепцию происхождения земледелия и нави ков скотоводства, разработанную Н. И. Вавиловым. Эти исследования также доказали первоначальное возникновение разных центров доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в истории хозяйства, которое перешло от присваивающего хозяйства к производящее хозяйству. Сформировались хозяйственно-культурные типы (ХКТ), земледельческая деятельность, в которых сначала была основана на ручном труде. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства по степенно создаются возможности имущественного неравенства и возникновения раннеклассовых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этно сами и историко-культурными регионами, сформировались различные ХКТ как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота.

Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раздачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Помимо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их богатых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабых соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые прото-государственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами.

Глава прото-государства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализация правителя была важным шагом на пути его деперсонализации, превращению в своеобразный символ. Власть авторитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется прото-государство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени прото-государство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от прото-государства большими размерами и наличием развитых институтов управления. Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Стадии развития общества:

1. Стадо

Древние люди, появившиеся на зоре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими, не более 20 – 40 человек, потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядоченные. По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояла из нескольких гаремных семей.

2. Ранняя родовая община

Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, а также с появлением экзогамии. Экзогамия это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот, они имели право вступать в полную связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялись.

Дуально-родовая организация легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. В ранней родовой общине управления осуществлялось собранием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на этом же собрании. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда.

Все люди общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит приобщении подростка в хозяйственной , общественной и идеологической жизни общины.

3. Поздняя родовая община

Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводцев. В рамках поздне-родовой общины сохранялось родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникала в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастались, делились на коллективы родственников по материнской линии – так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.