Здавалка
Главная | Обратная связь

Ближний Восток, Китай, Япония, США.



Азия – самая большая часть света как по территории, так и по населению. Она занимает 43,4 млн. км2 (Европа – 10 млн. км2). Здесь проживает 3,7 млрд. человек.

Европейца, который впервые попал в Азию, прежде всего поражают, и даже угнетают, расстояния. Европейцы привыкли к тому, что сев в автомобиль, можно за считанные часы добраться из одной европейской столицы в другую. Если тем же способом ехать, например, от Каспийского моря до границ Китая, то понадобится несколько недель.

В древности через Азию пролегая торговый Великий Шелковый путь. Дорога по нему занимала более двух лет.

Такую огромную и густонаселенную территорию ни в чем нельзя охарактеризовать «в среднем». Тем более это касается разнообразия наций и культур, пестроты этнического состава. Здесь по соседству находятся христианские и исламские, буддийские и индуистские государства, страны с однородным этническим составом граничат с многонациональными.

Америка – континент, расположенный между двумя полюсами. Она соединяет Арктику и Антарктику. Это вторая по величине часть света. Она занимает 42,5 млн. км2 .

Америку называют Новым Светом, противопоставляя Старому Свету – Евразии и Африке, давно и хорошо известным европейцам. Америка же была открыта Христофором Колумбом лишь чуть более 500 лет назад.

Америка образована двумя материками – Северным и Южным. В Северной Америке располагаются два высокоразвитых государства: США и Канада. Южную Америку называют Латинской (по подобию языка). Она была заселена выходцами из Испании и Португалии. Здесь расположено ряд государств, которых по экономическому уровню относят к развивающимся.

Коренное население Америки – индейцы – было частично уничтожено в ходе кровопролитных войн с европейцами, частично оттеснено в резервации.

Европейские переселенцы за два с небольшим столетием сумели построить в Северной Америке цивилизацию, превосходящую европейскую по своему экономическому потенциалу.

Ближний Восток

Современный Ближний Восток составляют такие страны как Турция, Сирия, Ливан, Египет, Арабские Эмираты, Иран, Ирак, Ливия, Иордания, Саудовская Аравия. Тринадцать веков назад они все входили в единое государство – Халифат. Оно простиралось от Средней Азии до Испании и Северной Африки. Его население – арабы. И сейчас Ближний Восток иногда называют Арабским миром.

Ближний Восток является носителем исламской культуры, которая возникла в VII веке н.э. Создателем новейшей мировой религии и арабско-исламского государства стал Мухаммед. Названная по его имени религия – мусульманство – оказывает огромное влияние на жизнь арабских народов Ближнего и Среднего Востока.

Пророк Мухаммед родился в 570 г.н.э. в арабском городе Мекке в знатной, но обедневшей и разорившейся семье. Он видел, что арабы верят в разных богов и поклоняются различным идолам. Чтобы их сплотить, нужна единая вера. Мухаммед слышал голоса, которые призывали его проповедовать арабам новую веру – ислам, что означает «вручение себя Богу». Он стал убеждать своих соплеменников верить в единого бога – Аллаха.

Новая вера была принята не сразу. Но постепенно число ее приверженцев выросло настолько, что стало серьезной силой. Ими было создано первое арабское государство во главе с Мухаммедом. Законы ислама были записаны в священной книге – Коран.

В последствии мусульманство стало третьей мировой религией вслед за христианством и буддизмом.

Арабы создали великую культуру. Они сохранили многое из наследия древних греков. Трактаты некоторых греческих философов дошли до нас только на арабском языке, потому что в христианской средневековой Европе их уничтожали.

В тяжелые и мрачные времена средневековья арабы развивали математику, астрономию, химию. Пышным цветом расцвела арабская литература: поэзия и проза. Удивительные арабские сказки стали украшением мировой литературы.

Конечно, Арабский мир состоит из многих стран, сотен наций и народностей. Однако близость исторического и культурного развития, общность религиозных основ культуры (ислам) позволяют говорить о своего рода региональных стереотипах. Хотя известные издержки такого подхода имеют места.

Национальные ближневосточные деловые стереотипытаковы:

– неторопливость и последовательность;

– дружественность деловых отношений;

– восточная гордость.

Неторопливость и последовательность являются базовым стереотипом национального характера народов стран ближнего Востока. Они проявляются в трех элементах: ориентация на работу, а не результат; неприятие суеты и экспромтов; терпение и осмотрительность.

Носители восточной культуры ориентированы на саму работу,для них процесс важнее результата. Это часто вызывает неудовлетворение, и даже раздражение у европейцев и американцев.

На Востоке время олицетворяет бесконечность. Восточные люди отличаются неприятием суеты. Американский принцип «только сейчас, второго шанса может и не быть», воспринимается ими как явное преувеличение. Им гораздо ближе славянское «у Бога дней много».

Жестки временные рамки планов и программ, задаваемые американцами и европейцами. На ближнем Востоке воспринимаются как ошибка. Расписанные по датам западные схемы менеджмента здесь считают неприемлемыми.

Деловые контакты и действия сколь неторопливы, столь и оговорены и согласованы заранее. Ближний Восток отличается неприятием экспромтов. Обо всех изменениях должно быть сообщено заранее, и все коррективы согласованы.

Во время переговоров с восточными партнерами следует по возможности строго придерживаться принятого заранее порядка, общей канвы беседы и т.д.

Если по ходу общения возникает явная необходимость обсудить заранее не оговоренную тему, то на это потребуется дополнительное согласие партнера. Кроме того, ему следует дать возможность и время освоиться с новой темой, войти в курс проблемы. При этом следует иметь в виду, что такая адаптация проходит у восточного партнера медленное, чем у европейца или американца.

Терпение и осмотрительность можно выделить в третий элемент стереотипа неторопливости и порядка. Постепенное наращивание контактов, избегание неоправданно рискованных операций отличает выстраивание деловых отношений. Приметами этого элемента являются: последовательность, выдержка, отсутствие авнтюризма.

Принцип последовательности, движения «шаг за шагом» позволяет двигаться намеченной цели хотя и неторопливо, но уверенно, не отвлекаясь и не сворачивая в сторону. Объемы сотрудничества с новым партнером начинаются обычно с малого, но затем могут достигнуть больших величин.

И во время переговоров, и в ходе реализации сделок ближневосточные бизнесмены проявляют завидную выдержку. Они не подталкивают, не создают нервную обстановку при возникновении заминок, с пониманием относятся к неожиданным препятствиям.

Выдержка людей Востока тем более удивительна, что они весьма эмоциональны и легко возбудимы даже от незначительного замечания или события. Однако при всей своей чуткости к словам и интонациям ближневосточные бизнесмены и менеджеры не всегда достаточно проворны в улавливании меняющейся темы разговора.

Отсутствие авантюризма является важной особенностью восточных людей. Он чужд их характеру, который принимает все события взвешенно, продумано, неторопливо.

Дружественность деловых отношений характерна для мира бизнеса всех ближневосточных стран. Этот стереотип можно представить в виде трех элементов: теплая обстановка контактов; атмосфера доверительности; согласие и мир.

Контакты с деловыми партнерами ближневосточные бизнесмены и менеджеры, как правило, выстраивают в теплой, задушевной обстановке. Они искренне демонстрируют личное расположение к партнеру.

Создание атмосферы доверительности является непременным спутником деловых отношений. Ближневосточные бизнесмены и менеджеры предпринимают все меры для избегания любой конфронтации, противостояния, психологического напряжения.

В деловом мире Ближнего Востока выгода далеко не всегда доминирует. Не приветствует здесь и правдоискательство, тем более, если оно может доставить огорчение партнерам. Согласие и мир дороже правды и выгоды.

Президент компании «Xerox» Д.Кернс в своей книге «Пророки во тьме» пишет о своем удивлении от одной особенности ближневосточных деловых отношений после его перехода из американской компании «IBM». Руководители «Xerox» стремились любой ценой сохранить дружеские отношения и атмосферу всеобщего согласия. Это происходило даже в ущерб делу. Избегались любые, даже явно назревшие противоречия и замечания. Это поразительно отличалось от жестких правил менеджмента «IBM», где руководители и сотрудники говорили друг другу даже самую неприятную правду и предъявляли любые претензии, если это было полезно для дела.

Восточная гордость является третьим национальным ближневосточным стереотипом. Он состоит из трех элементов: оглядка на общественное мнение; боязнь «потерять лицо»; чувствительность к резкости и грубости.

Для восточного человека очень высока роль общественного мнения. Постоянная мысль о том, «что скажут люди?», во многом определяет поведение и даже мышление человека Востока.

С оглядкой на общественное мнение связана чувствительность к своей внешности. Восточные люди внимательно следят за тем, как их воспринимают окружающие. Это в полной мере относится к одежде, ее деталям, и в целом внешнему виду.

Вполне невинная шутка, с точки зрения американца или француза, насчет какой либо детали одежды восточного партнера – яркий галстук, супермодная обувь и т.д. – могут вызвать совершенно неадекватную реакцию. Для восточного собеседника это может прозвучать не как шутка, а как насмешка, вызвать ощущение задетой гордости и недружественности партнера.

Болезнь потерять лицо, показаться некомпетентным или смешным постоянно довлеет над восточными людьми во время общения и в ходе деловых отношений. Любое публичное замечание до глубины души уязвляет гордость представителя Ближнего Востока.

Потерять фиаско в бизнесе или менеджменте для восточного человека также равносильно «потере лица». Это переживается крайне болезненно. Поэтому здесь даже соперники и конкуренты щадят друг друга. Выигравший не стремится к оглушительной победе, он помогает сопернику проиграть достойно.

Во время переговоров с восточными партнерами надо следить за звучанием своей роли, не допускать в ней резких или грубозвучащих слов. Следует стремиться к максимальной теплоте в звуках, позах, жестах, выражении лица. Это тем более важно, если беседа идет через переводчика. Не очень качественный перевод может выхолостить дружественную суть мыслей. Опытные в переговорах профессионалы хорошо знают, что при беседе через переводчика партнер особенно чутко следит за невербальной стороной общения.

«Восток – дело тонкое», – гласит крылатое выражение, широко известное в Европе. И действительно, чтобы успешно вести дела с восточными партнерами, надо быть тонким и внимательным, знать и понимать их культуру и менталитет.

Китай

Китай по численности населения является самой большой страной мира – 1,4 млрд. человек.

Нет в мировой истории другой такой нации, которая впитала бы и «переварила» такое количество пришельцев извне. Поэтому китайцы – один из немногих ныне существующих народов, чья история не прерывалась на протяжении столь продолжительного периода. Бесследно исчезли с этнической карты мира многие народы, в разное время соперничавшие с китайцами за обладание жизненным пространством. О них теперь можно узнать лишь из древних письменных источников. Китайцы же не только не канули в Лету, но являются крупнейшим народом мира.

«В Китае все жители – китайцы и сам император – китаец» – так начинается сказка «Соловей» Х.К.Андерсена. Правда, великий сказочник совершил в своей знаменитой фразе сразу две исторические ошибки. Во-первых, в Китае в это время правил император маньчжурской династии Цин. Во-вторых, Китай давно уже был многонациональным.

Современный Китай – страна резких контрастов: сжигающий все живое зной азиатских пустынь и вечный холод ледников Тибета; фешенебельные кварталы Пекина со сверкающими зеркальными зданиями банков и хижины из стеблей бамбука, крытые пальмовыми листьями; респектабельные молодые работники совместных предприятий и банков, свободно говорящие по-английски, и миллионы крестьян, которые едят мясо только по праздникам; тысячелетняя культура, утонченная философия, а на улицах – толпы людей, которые не только не извиняются, если случайно толкнут прохожего, но будут отчаянно пробивать локтями путь к автобусу или метро.

Со второй половины XX века Китай оказался под властью коммунистического режима. Его лидер Мао Цзе Дун, или Великий Кормчий, как его называли в Китае, изобрел собственный «маоистский марксизм». Он хотел в кратчайшие сроки реализовать собственную версию коммунистической утопии.

Под лозунгом «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья» вся страна приняла участие в «большом скачке» к коммунизму. Ежедневно более 100 миллионов человек выходили на строительство ирригационных сооружений. Все жители начали создавать кустарную «Малую металлургию», и т.д. Все эти меры оказались удручающе неэффективными. В деревне были созданы «народные коммуны» – всеобщая уравниловка с принудительным обобществлением личного имущества. В итоге в стране начался голод, в результате которого в 1958-1962 годах погибло около 30 млн. человек.

С 1966 г. в Китае началось новое бедствие, растянувшееся на 10 лет – «Культурная революция». Под лозунгом недопущения реставрации капитализма уничтожалась национальная интеллигенция и культурный слой нации. Эти люди видели преступность коммунистического режима, поэтому они были объявлены врагами.

В 1970-1980-х годах Китай стал проводить демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости. Ее лозунг: «Одна семья – один ребенок». В результате рождаемость в стране резко упала. Однако прирост населения остается достаточно высоким.

Китай является преимущественно аграрной страной. Здесь в деревне проживает около 900 млн. человек, лишь четверть населения живет в городах.

Природные ресурсы страны очень велики. Она занимает первое место в мире по запасам 12 видов полезных ископаемых.

Абсолютные экономические показатели страны довольно внушительны. Однако если соотнести экономические показатели страны с численностью населения, Китай окажется далеко позади развитых стран мира. Валовый Внутренний продукт не превышает 900 долларов США на душу населения.

С 1980-х годов Китай стал на путь прогрессивных реформ. Созданы и успешно работают свободные экономические зоны, развивается частное предпринимательство. Можно видеть, что, имея такой огромный потенциал, Китай стремительно становится серьезным участником мирового рынка.

Для Беларуси, так же как и для России, экономическое сотрудничество с Китаем в ближайшие десятилетия будет наиболее интересным и перспективным для международного бизнеса. Китай имеет огромный, во многом не заполненный рынок. Поэтому все возрастающий интерес к этой стране, ее людям, истории, культуре, менталитету вполне понятен и оправдан.

На менталитет древних китайцев большое влияние оказало конфуцианство. Это философское учение, которое настолько сильно захватило миллионы людей, что превратилось в религию, и две тысячи лет было официальным вероучением. Последователи Конфуция появились и в других странах, далеко за пределами Китая.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) родился в знатной, но совсем обедневшей семье. Его отец был воином и погиб, когда сыну было всего три года. Конфуций получил хорошее образование, стал государственным чиновником. Затем он открыл первую в Китае частную школу. Его высказывания и трактаты сделали его знаменитым. Китай в это время состоял из многих самостоятельных государств. Некоторые правители поочередно назначали Конфуция первым министром своих государств.

Однако из-за придворных интриг Конфуцию пришлось оставить правительственные посты. Он стал странствующим философом-проповедником. Вначале за ним следовали тысячи учеников и поклонников. Но к концу жизни он остался один и умер в безвестности. Однако в истории он остался как мудрец и философ, основоположник религии одного из самых древних и великих государств мира.

Конфуцианство представляет собой философско-религиозную систему ценностей. В центре ее находится образ «благородного мужа». Последнего Учитель наделил пятью главными свойствами: человечность, чувство долга, деликатность, ум (знания) и верность. К ним примыкает сыновняя почтительность. Она понимается в широком смысле, как почитание и повиновение старшим вообще.

Конфуций учил, что управлять нужно не по писаным законам, а согласно традициям предков. Самое главное – чтобы каждый занимал подобающее ему место.

Конфуций указывал: «Правитель должен быть правителем, работник – работником, отец – отцом, а сын – сыном».

Конфуций считал, чтобы высшие и старшие должны руководствоваться справедливостью и добром, а младшие обязаны беспрекословно подчиняться им и не нарушать порядка. Причем требовать высшие и старшие должны только то, чему они научили подчиненных им людей своим примером.

В XX веке Китай постиг серьезный политический катаклизм. На полвека насильно был установлен коммунистический режим Мао Цзе Дуна. Этот режим претендовал не только на изменение политического, экономического и социального устройства, но и самой психологии людей.

Однако даже полувековое господство античеловеческой идеологии не смогли существенно изменить основные черты китайского национального характера. То, что формировалось тысячелетиями, выдержало годы тяжелых испытаний. Поэтому сегодня есть серьезные основания считать, что основные черты китайского национального характера по-прежнему определяет конфуцианство.

Деловые китайские национальные стереотипы заключаются в следующем:

– терпение и упорство;

– деловая «ловкость»;

– традиционализм и семейственность.

Терпение и упорство являются важнейшим национальным стереотипом китайцев. Они могут упорно работать, безропотно переносить все тяготы жизни. Только такие люди могли построить Великую китайскую стену, вести бесконечные войны или становиться послушными объектами самых диких коммунистических экспериментов. Именно такие люди смогли вытащить предельно отсталую страну на передовые рубежи во многих направлениях технологии и экономики. И именно они смогли завалить весь мир своими товарами.

Терпение и упорство как деловой стереотип проявляются в следующих элементах: трудолюбие, послушание и упрямство.

Китайское трудолюбие поистине удивительно. Они будут терпеливо и многократно делать одну и ту же операцию пока не добьются результата. Для дела они не считаются ни со своим временем, ни с огромными затратами усилий.

Послушание и дисциплина китайцам присущи исторически. Они будут безропотно трудиться, выполняя указания начальников и старших, к которым относятся с большим почтением.

Почитание старших в Китае трактуется широко. Оно относится к должности, чину, возрасту. Именно этот стереотип формирует облик смиренного и покорного китайца, свято чтящего старших и начальников.

Упрямство китайцев прямо связано с их упорством. Они настойчиво добиваются поставленной цели, и прекращают соответствующие усилия только по достижении результата.

Однако упрямство китайцев проявляется не только в настойчивом выполнении порученной работы. Если указания старших не соответствуют традициям или внутренним убеждениям исполнителей, последние будут проявлять своеобразное сопротивление. Внешне они подчиняются, но внутренне остаются при своем мнении. И при изменении обстановки моментально отбрасывают все чуждое, наносное.

Деловая «ловкость» является существенным стереотипом китайского менталитета. Он состоит из следующих элементов: допустимость обмана; невыполнение договоренностей; допустимость некачественных результатов.

Допустимость обмана, если при этом появляется определенная выгода, вполне в духе китайцев. Их не слишком заботят, мягко говоря, и приверженность правде, и недопустимость нечестности.

Китайцы, при отсутствии проверок вполне могут обмануть и друг друга, и зарубежного партнера. Это рассматривается ими как деловая смекалка и ловкость, а не нечестность по отношению к партнеру.

В конфуцианском образе «благородного мужа» такая черта, как честность, просто-напросто отсутствует. Ее нет среди обязательных свойств характера, которые китайцу следует воспитывать в себе.

Невыполнение договоренностей, если их жестко не контролируют, вполне в духе китайцев. Они могут якобы принять какое-то требование, которое изначально не собираются выполнять.

Упорство китайцев с одной стороны, и их равнодушие к обману – с другой, зачастую создают особую ситуацию в деловых отношениях. Китайцы стремятся не просто сделать все по-своему, но и, что называется, пропустить мимо ушей требования партнера относительно каких-то изменений в работе, технологии, товаре. Это может привести к отрицательно-эмоциональной реакции на «ловкое» поведение китайского партнера.

Рекомендации специалистов по реакции на китайскую «ловкость» соответствуют знаменитому выражению героя М.Булгакова «лечить подобное подобным». А именно, с Китайским партнером мало просто договориться об изменениях. Нужно очень терпеливо пройтись по ним несколько раз, закрепить их на бумаге. И что самое главное, терпеливо и настойчиво (по-китайски!) контролировать выполнение как изменений, так и всех остальных пунктов договоренностей.

Не меньшего внимания заслуживает проблема некачественных результатов работы. Китайское трудолюбие в сочетании с терпением и упорством, но без достаточных критериев честности и добросовестности, не гарантирует качественных товаров и услуг. Поэтому за китайскими исполнителями нужен скурпулезный контроль конечного результата. Причем контроль конечного результата не дает нужного эффекта. Следует организовать поэтапный, пошаговый контроль промежуточных результатов. Лишь в этом случае можно добиться высокого качества китайских товаров.

Определенная легкомысленность китайцев делает их чувствительными к юмору. Они готовы откликнуться на шутку и инициативы партнера по отступлению от официальности. В нередко трудных и утомительных деловых отношениях «глоток свежего воздуха» может облегчить общение. Зачастую своевременная шутка или веселое замечание помогают преодолеть трудное место в деловом общении.

Традиционализм и семейственность являются третьим китайским национальным стереотипом. Он проявляется в трех элементах: традиции предков, семейный бизнес, национальная идентификация.

Исторически китайцы чтят традиции предков. Чем древнее традиция, тем большим уважением она пользуется. Традиции в Китае превышают силу законов.

Китайцы привержены ритуалам, как и все восточные люди. Сохранение внешних атрибутов отношений и взаимодействий для них весьма важно.

В деловых отношениях китайцы строго соблюдают соответствующие протокольные нормы. Они проявляют постоянную и подчеркнутую учтивость к партнерам. Они деликатно помогают им «сохранить лицо» даже в самых трудных ситуациях. Иными словами, для китайцев весьма важны все внешние атрибуты достоинства, социального признания.

Семейный бизнес также традиционен для китайцев. Они очень склонны смешивать семейные и деловые отношения. Они уверены в том, что бизнес только выиграет от распространения в нем родственных связей.

В китайском деловом мире сложились влиятельные родовые кланы. Сыновняя и братская почтительность имеет и встречные тенденции. Назначение на ключевые менеджерские посты происходит с определяющим влиянием родственных связей.

Китайцы положительно относятся к семейственности в бизнесе своих партнеров, в том числе зарубежных, более того, они весьма чувствительны к успехам и неудачам своих родственников, занятых в совместном бизнесе.

По китайскому менталитету, полезно похвалить перед партнером-руководителем его сына-подчиненного. Это все равно, что положительно отметить его самого.

Следует особо отметить китайских «хуацяпо». Это этнические китайцы, живущие и работающие за пределами своей страны. Они играют очень важную роль в деловом мире китайцев и их семейном бизнесе.

Хуацяпо имеют громадные деловые возможности во всем мире. Многие из них являются крупными бизнесменами, весьма состоятельными и влиятельными людьми. При этом они постоянно находятся в тесном контакте со своей этнической родиной. И осуществляется этот контакт через родственные связи.

Хуацяпо сыграли очень большую роль в развитии современного Китая. Именно они обеспечили ему всестороннюю поддержку во всем мире. Именно они организовали бес прецедентный поток зарубежных инвестиций в экономику Китая.

Китайцы, как коренные, так и хуацяпо, очень чтут свою этническую самобытность и культуру.

Национальная идентификация очень важна для них. Поэтому китайцы с почтением и доверием относятся к тем своим зарубежным деловым партнерам, которые знают и уважают их культуру. Это может стать ключом к успеху в китайском деловом мире.

Япония

Древние традиции и самые современные технологии; непререкаемый самурайский кодекс чести и образцовая культура промышленного производства; изысканные гравюры и стремительные линии дизайна автомобилей; утонченные сады камней и громады небоскребов… Все это удивительное сочетание – Страна восходящего солнца, Япония.

Японский архипелаг протянулся дугой на 3500 км с северо-востока на юго-запад. Он состоит из 4 тысяч в основном небольших островов, на которых проживает 130 миллионов человек. По численности населения Япония является восьмой страной мира.

В Японии мало полезных ископаемых. Почти вся их экономика построена на привозном сырье. Тем не менее, Япония входит в состав большой семерки – самых экономически развитых стран мира.

До второй мировой войны Япония была монархией под властью императора. После войны, под влиянием США, в Японии был установлен демократический политический строй. По конституции 1947 года высшая власть в стране принадлежит народу, который избирает двухпалатный парламент. Последний, в свою очередь, назначает Кабинет министров. Премьер-министра утверждает также и император, сохранивший символическую власть.

Японская императорская династия – формально древнейшая из ныне царствующих домов. Она происходит от мифического императора Дзимму. Он считается потомком верховного божества – богини солнца Аматэрасу. Годы правления отсчитываются с 660 г. до н.э. Сегодня император – тэнно – является только символом государства и единства народа.

Во второй половине XX века японцы буквально сотворили чудо в экономике и менеджменте. Сегодня по уровню развития наиболее перспективных отраслей их по просеву относят к XXII веку.

Японское чудо привлекло к стране неослабное внимание всего индустриального мира. Японский опыт бизнеса и менеджмента активно изучался американскими и европейскими теоретиками. Японизация в менеджменте в 1970-е годы заняла важное место в мировой теории управления.

Огромное количество литературы о японском экономическом и управленческом «чуде» сделали доступными эти явления для всех интересующихся. Можно в мельчайших деталях рассмотреть все стороны и специфику феномена японского управления. Многое оказалось настолько привлекательным, что возникли и продолжаются усилия по заимствованию японского опыта. Отдельные аспекты удалось перенять, но системного заимствования не получается.

Попытки перенести в системе японские методы управления в Америку и Европу потерпели неудачу. «Японизация» в менеджменте оказалась неразрывно связана с японским менталитетом: исполнительность, коллективизмом, преданностью делу и своему окружению.

В национальном характере японцев можно выделить такие черты, как исполнительность, трудолюбие, стремление к гармонии, зависимость от своего ближайшего окружения, патриотизм.

Национальные деловые стереотипыяпонцев таковы:

– сочетание трудолюбия и гармонии;

– преданность и деликатность;

– оригинальный традиционализм.

Сочетание трудолюбия и гармонии японцев оказывается чрезвычайно продуктивным. Оно позволяет добиваться высочайшей эффективности там, где многие другие нации потерпели бы фиаско. Этот стереотип проявляется в таких элементах: настойчивости и качестве; стремлению к гармонии; единении с природой.

Настойчивость и качество японских действий и товаров вызывают заслуженное уважение во всем мире.

Настойчивость реализуется в бесконечном терпении и исполнительности японцев, которые стали основой их экономического и управленческого чуда. Благодаря этим чертам японцы добиваются замечательных результатов, особенно в сфере материального производства.

Если говорить о системах и методах японского менеджмента, в том числе управления качеством, то здесь они идеально подходят к национальному менталитету. В их совместимости заключается главная причина результативности японских систем и методов. Последнее в других странах хотя в чем-то и дают известные результаты, но им, как правило, далеко до японского уровня.

Японские товары давно стали мировым символом качества. Они обладают высочайшими потребительскими свойствами и совершенным дизайном. Предлагаемые японскими фирмами услуги соответствуют лучшим мировым образцам.

Качество японских товаров не всегда было столь высоким. Согласно японского менталитета, жизнь человека коротка. Чтобы еще больше не укорачивать ее восприятие, человеку много лет подряд не должны служить одни и те же вещи. Их надо менять через несколько лет. Из этого принципа и происходила недолговечность японских товаров.

Трудолюбие и прилежание – важнейшие черты японского менталитета. Их японцы называют первыми в списке положительных свойств своего национального характера.

Японское трудолюбие воспитано многовековыми традициями земледельческой культуры поливного риса. Это требовало усердного, прилежного и скурпулезного труда. Сказались и природные условия островной горной страны. Здесь постоянно существовала угроза землетрясений, тайфунов, наводнений. Здесь человек для выживания вынужден был полностью посвящать себя труду.

Следует отметить, что трудолюбие, терпение и настойчивость в той же степени присущи и китайцам. Однако, будучи лишенными японского стремления к гармонии, красоте и совершенству, они приводят к качественно иным результатам. Японские же товары и услуги стали синонимом высочайшего качества и совершенства.

Достигнув поразительных высот в совершенстве и качестве товаров, японцы позволяют себе снабжать их юмористическими инструкциями. Так, некоторые фирмы в сопроводительных правилах эксплуатации своих изделий пишут: «Если вы попытались включить наш прибор, и он не работает, значит вы забыли воткнуть вилку в розетку».

Японское понятие гармонии охватывает и сферу взаимодействия человека и природы. Японцы очень любят природу, и вся их культура выражает стремление человека к единению с природой.

Отношение к природе выражается в древних праздниках с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры (японская вишня), осенний Праздник хризантем, Праздник любования луной, Праздник любования кленовыми листьями.

В Японии распространены: традиционное искусство составления букетов – икебана, выращивание карликовых деревьев – бонсай, разведение мини-садов – бонсэки.

В основе конструкции традиционного японского дома также лежит принципы единства мира людей и мира природы. Раздвижные наружные стены позволяют японцам в теплое время года легко устранять преграду, отделяющую внутреннее пространство дома от сада. Это лишний раз позволяет японцам почувствовать полное единение с природой.

Традиционный японский сад, в свою очередь, является особым видом искусства. В нем с тонким вкусом сочетаются различные породы деревьев и кустарников, трава, цветы, вода.

Преданность и деликатность является вторым национальным японским стереотипом. Сочетание таких качеств в японском характере создает неповторимую особенность национального менталитета.

На развитие Японии большое влияние оказало конфуцианство, пришедшее к ним из Китая. Преданность и деликатность как раз и явились теми чертами, которые были сформированы новым вероучением.

Преданность культивировалась в Японском характере исторически. Измена в сознании японцев воспринималась хуже смерти, так как в этом случае несмываемый позор падал на всю семью

Так, японский воин – самурай – в своем кодексе чести преданность чтил превыше всего. Не то что измена, а любое невыполнение приказа, даже по объективным причинам считалось равносильным преступлению. Оно нередко наказывалось смертью. Причем смерть приходила в виде харакири – ритуального самоубийства.

Преданность и деликатность как национальный стереотип проявляется в трех элементах: верность долгу, «культура стыда» и тонкая вежливость.

У современных японцев верность долгу проявляется в отношении к своей фирме. Это одна из сторон японского патриотизма.

Кстати сказать, японская фирма, в ответ на верность персонала, проявляет о нем высочайшую заботу. Это и пожизненный найм, и постоянное повышение зарплаты в соответствии с ростом стажа работы, и последовательное повышение по службе, и «отеческие» отношения начальников к подчиненным, и другие меры.

Японские профсоюзы организованы не по профессиональному, а по производственному принципу. Иными словами, они объединяют работников бригады (отдела), цеха, фирмы.

Уход на пенсию осуществляется в 55 лет как у мужчин, так и у женщин.

Сплочение японской фирмы, ее руководства и рядовых работников достигается разными способами. Коллектив сослуживцев рассматривается как единая трудовая семья. Сотрудники не только работают вместе. Они часто и отдыхают вместе, включая жен и детей.

Во многих фирмах существуют униформы для работников, есть свои гимны и праздники (церемонии). Рабочие и служащие стараются приобретать продукцию только своего производства. Руководители же создают программы социального обеспечения и различных услуг и льгот для сотрудников. В их числе: пенсионные пособия, медицинское страхование, строительство жилых домов, помощь по уходу за детьми, поддержка в получении образования и т.д.

Фирма для японца – это очень важная часть его жизни. И не только потому, что работа дает ему заработок и возможность обеспечить семью. Работа позволяет ощутить свою значимость и полноту жизни, самореализовать себя.

В качестве высшего морального закона в Японии всегда почиталась верность данному слову. Чувство стыда за невыполненное обещание стало основной этической нормой поведения. Поэтому о японцах нередко пишут как о самом стыдливом в мире народе. Японскую культуру же называют культурой стыда.

Японцы всегда верны своему слову. Они проявляют терпимость и склонность к компромиссу. В целом же они немногословны. В общении часто прибегают к языку мимики и жестов.

Проявляя деликатность к другим, японцы ожидают того же и по отношению к себе. Они дорожат своим престижем и честью. Они не любят насмешек, и могут принять их за оскорбления. В таком случае они отвечают силой.

Японская тонкая вежливость проявляется в симпатии и сочувствии к людям, даже известной сентиментальности. В деловых, общественных и житейских отношениях японцы предельно вежливы и деликатны друг к другу.

Японская деликатность проявляется и в том, что они не только партнеру, но и сопернику не дадут «потерять лицо». Они постараются сделать так, чтобы полного поражения не потерпел никто. Даже проигравший конкурент должен получить некоторую долю прибыли, а самое главное – не потерять самоуважение и престиж в глазах окружающих.

Оригинальный традиционализм японцев является их третьим национальным стереотипом. Он проявляется в следующих элементах: национальном коллективизме; переплетении самобытности и заимствования; здоровом практицизме.

Национальный коллективизм японцев некоторые специалисты называют «группизмом». Суть этого явления заключается в чувстве долга и ответственности перед коллективом (группой) ближайшего окружения.

В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив со строгим соподчинением – иерархией. Даже при росте индивидуализма в Японии после Второй Мировой войны, одним из важнейших факторов ее экономических успехов и управленческой эффективности оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.

В жизни каждого японца важнейшими факторами, определяющими всю его жизнь, являются три коллектива (группы). Это коллективы семьи, учебного заведения и места работы. Даже представляясь незнакомому человеку, японец сначала называет свою фамилию и имя, а затем не профессию, а место работы (фирму) или учебы (университет или колледж), если он учится.

В японском менталитете и языке есть особое понятие – ЭМЭ. В других языках нет соответствующего слова. В японском оно означает жизненно важную зависимость японца от своего ближайшего окружения. «Я» в психологии японца равно «мы». Отторжение со стороны ближайшего окружения для японца равносильно смерти.

Коллектив для японцев является непререкаемым авторитетом. Коллективу они всегда готовы принести в жертву личные нужды и интересы.

Деловые японцы отдают изначальный приоритет и проявляют безукоризненную честность по отношению к общему делу. Они ожидают того же и от своего партнера. Они считают само собой разумеющимся, что партнер, при необходимости, так же, как и они, принесет в жертву личные интересы ради общего дела.

Специфическое переплетение самобытного и заимствованного существует в японской культуре, письменности, религиозной жизни, экономике, предпринимательстве, менеджменте и других сферах.

Бережно сохраняя все лучшее в своей культуре, японцы жадно воспринимают и очень умело адаптируют передовые достижения других стран и наций. Прилежные ученики и тонкие подражатели, японцы доводят до совершенства заимствованное. Нередко затем они возвращают авторам усовершенствованное заимствованное с большой выгодой для себя.

Японцы многое переняли у других народов, и особенно у тех, чье лидерство в определенных сферах они признавали. Эти черты, по мнению многих, сыграли очень важную роль в истории Японии. Они позволили ее жителям освоить и закрепить в своей культуре сначала китайские, а затем западные заимствования, и быстро совершенствоваться.

Японцы – противники любого разрушения. Они считают, что рядом со старым следует выстраивать новое. Они вполне могут и должны сосуществовать. А если что-то окажется нежизненным, то оно само отомрет, без специальных для этого усилий.

В ходе заимствования японцы проявляют здоровый практицизм. Он состоит в том, что японцы постоянно чутко улавливают именно практическую, утилитарную ценность заимствованного.

Природная гибкость и адаптивность японцев позволяет им четко отвечать на соответствующие сигналы других стран и наций о желательной для них полезности. В современном мире никто не может соперничать с японцами в быстроте и точности учета самых разнообразных требований регионов, стран, отдельных групп покупателей. Японцы быстрее всех реализуют конкретные требования в соответствующих товарах и услугах.

Японцы руководствуются принципом «вакон есай». Это означает: «японская душа – западные знания».

В то же время японцы очень бережно и любовно относятся к своему прошлому, национальным корням. Даже заимствуя западные знания, они полагаются на творческую силу духовных традиций своего народа. Это чувство естественно вписывается в более общее – патриотизм японцев.

Японский патриотизм проявляется и в уважении к национальным традициям. Последние остаются важной частью жизни современных японцев.

Например, на улице или на работе японцы, как правило, носят европейские костюмы. Дома же, или на национальных или религиозных праздниках японцев часто можно видеть в национальном костюме – кимоно.

Среди японских национальных традиций до настоящего времени сохранились чайные церемонии, свадьбы по синтоистскому обряду, похороны по буддистскому обряду и другие.

Многовековые традиции японской культуры живут также и в очень популярных в настоящее время национальных видах спортивных единоборств. Это борьба сумо. дзюдо, каратэ, айкидо, фехтование на бамбуковых саблях кэндо и др.

Сегодня большинство японцев относят себя к среднему классу. Для них это означает иметь высшее образование, хороший доход, дом или квартиру, современный легковой автомобиль, бытовую электронику, совершать поездки за границу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.