Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальное и асоциально поведение



Социальное
Когда животные держатся вместе, неизбежно проявляются чисто социальные формы поведения, поскольку эффективное функционирование группы без них невозможно. К важнейшим типам социального поведения относятся следующие.
Контагиозное поведение. Как следует из названия, контагиозное (заразное) поведение инициируется одним членом группы и быстро охватывает всю группу, приводя к координированным действиям. Например, у многих видов при появлении хищника первое заметившее его животное подает сигналы тревоги, мгновенно подхватываемые всеми остальными и обращающие группу в бегство. Если враг не слишком опасен, животные часто используют не менее контагиозные мобилизующие сигналы, которые стимулируют организацию коллективного отпора неприятелю.
Агонистические реакции. Агонистические типы социального поведения животных включают широкий диапазон реакций от нападения-угрозы на одном полюсе до избегания-страха на другом. Чтобы такое поведение было эффективным, отдельные особи должны как минимум уметь отличать своих сородичей от представителей других видов. Кроме того, полезно распознавать пол других особей и знать всех членов своей социальной группы. Только при таких условиях возможно формирование эффективных общественных взаимоотношений, основанных на социальном доминировании. Например, хорошо известный "порядок клевания" у птиц является результатом того, что занимающие подчиненное положение члены стаи узнают тех ее членов, которые своей агрессивностью уже добились доминирования, и уступают им корм, предупреждая тем самым конфликты, невыгодные для группы в целом. В противном случае она оказалась бы нестабильной из-за постоянных драк, связанных с завоеванием и подтверждением каждой особью своего социального статуса. Аналогичным образом, устанавливая границы индивидуальных территорий, члены социальной группы разбивают занятое ею местообитание на участки, внутри которых доминирует только одна особь-хозяин. За пределами своей территории это животное обычно автоматически признает свое подчиненное положение по отношению к хозяину участка.
Репродуктивное поведение. Наиболее сложный и важный тип социального поведения животных связан с размножением. В самом деле, выживание вида зависит именно от успешного воспроизведения его особей, и, чтобы обеспечить этот процесс, в ходе эволюции сформировались многие поведенческие адаптации. Сложность репродуктивного поведения у того или иного вида коррелирует с потребностью детенышей в родительской заботе. У большинства рыб, например, оплодотворение наружное, и об икринках и мальках эти виды после нереста никак не заботятся. Соответственно, их репродуктивное поведение довольно простое и ограничивается одновременным выметыванием в воду яиц и сперматозоидов. У многих птиц ситуация совершенно иная. Дело отнюдь не ограничивается собственно оплодотворением: необходимо строить гнездо, охранять и насиживать яйца, защищать, кормить и учить птенцов. Самцы и самки видов, у которых подрастающее потомство требует интенсивной заботы, часто образуют прочные пары, не распадающиеся в течение всего сезона размножения. В этом случае репродуктивное поведение можно подразделить на несколько составляющих, основные из которых - брачное, или половое, поведение (включает собственно ухаживание, ведущее к образованию пары, и действия, обеспечивающие оплодотворение) и родительское поведение (выполнение родительских обязанностей). Каждая из этих фаз размножения регулируется специфическими гормонами и сигнальными раздражителями, например наличием подходящего для гнезда места, присутствием в гнезде яиц или птенцов и т.п. Птицам и другим животным, образующим устойчивые "супружеские пары", необходимы поведенческие адаптации, удовлетворяющие как минимум трем важнейшим требованиям. Во-первых, это узнавание особей своего вида (видовая идентификация).Пользуясь этологической терминологией, свойственные самцам сигнальные раздражители должны воздействовать на врожденный пусковой механизм самок их вида и тем самым стимулировать сексуальное поведение последних. Характерно, что способность к видовой идентификации обычно сильнее развита именно у самок. Во-вторых, самцы должны каким-то образом продемонстрировать свою принадлежность именно к мужскому полу, обычно - с помощью особенностей окраски и ухаживания. Поскольку размечают и охраняют индивидуальную территорию обычно самцы, они, как правило, гораздо заметнее самок. Последним выгоднее неброская внешность, помогающая замаскироваться, скажем, во время насиживания яиц. Наконец, у видов, образующих устойчивые пары, особям необходимы индивидуальные внешние или поведенческие черты, позволяющие узнавать друг друга. Этому распознаванию способствуют, например, особенности пения или просто стремление обоих партнеров находиться рядом с гнездом. Кроме выполнения этих трех основных функций, репродуктивное поведение может способствовать синхронизации внутренних репродуктивных циклов или, в случае колониальных видов, сексуальной активности всех членов группы

Асоциальное

Сравнивая постоянно человека и животных, отмечается наличие у человека ряда особенностей не свойственных животным. Однако человечество обладает и пороками, такими как лень, паразитизм, обман, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Наличие асоциального поведения у животных тоже крайне интересно. Т.к. оно представляет вариант изменчивости привычных поступков животных

Обман. В поведении человека обман занимает почетное место. Человечество использует часто обман как осознанный, так и неосознанный. У животных способность к обману представляется эволюционно прогрессивным поведением. В человеческом понимании обман представляет собой знание человеком правды, но сокрытие ее, или поведение в соответствии с легендой, несоответствующей действительности. По мнению Савельева в таком понимании мы можем рассматривать обман только у высших животных (обезьян). В других случаях мы имеем дело с наследственными формами поведения, имитирующего обман. Наиболее ярким примером является имитация смерти у насекомых, или имитация поведения хищника или придания себе большего размера. У высших животных обман связан с самыми сложными формами поведения. При этом основным условием является предсказание поведения обманутого. Выделяет тактический и стратегический обман. Лучше всего изучен первый вид у обезьян. Он проявляется в групповом поведении и классифицируется в следующих формах: попытка спрятать что-либо (часть тела, предмет), отвлечение внимания от «ценного объекта», переключение активности на постороннего индивида (Пример с молодым павианом, преследуемым старым агрессивным самцом). Таким образом, среди животных встречаются наследуемые и индивидуальные способы обмана как себе подобных, так и животных, стоящих на других ступенях эволюционной лестницы. Это естественная форма поведения, имеющая глубокие генетические и эволюционные формы.

Высшие обезьяны способны проявлять и чисто человеческие качества, такие как вымогательство, истерию, отказ от социально полезной активности, попрошайничество. Так наблюдения за шимпанзе-подростками в условиях лабораторного эксперимента показали, что обезьяны используют разные стратегии попрошайничества и истерик, которые направлены от низко ранговых особей к вышестоящим и служили эффективными стимулами дележа.

Попрошайничество распространено и у более низкоорганизованных животных. Классическим примером являются стайки домовых воробьев, имеющие своеобразную социальную структуру. Самцы и самки в одинаковой пропорции 20-30 особей. При кормлении такой группы легко заметить, что есть «попрошайки» и «добытчики». Первые вымогают корм у вторых и таким образом минимизируют затраты энергии.

 

Иерархия

Одной из сильнейших потребностей живых существ есть необходимость занимать определенное место в стадной иерархии. Под иерархией понимают порядок подчинения животных в группе. При этом совсем не обязательно, чтобы доминирующей особью была сильное и агрессивное животное. Ранжирование по силе обычно существует, но только у тех видов, где это оправдано интересами популяции в целом. В других случаях критериями, определяющими ранг животных, служат совершенно другие, часто психологические признаки. Так, у некоторых птиц доминирующая особь способна к решению таких задач, которые не могут решить другие члены группы.
Иерархические отношения в группе являются очень устойчивыми. Жизнь группы животных меньше всего похоже на постоянную борьбу всех со всеми. Высокоранговые животные агрессивны только к ближайшим по рангу особям. Часто эти животные вмешиваются в драку на стороне слабого, то есть более низкого по рангу участника конфликта. Даже при искусственном электрическом раздражении центра ярости обезьяна атакует не любую животное, которое оказалось рядом, а особь, стоящую на одну ступень ниже в обезьяньей иерархии. В то же время раздражение центров ярости у обезьян низкого ранга не вызывает у них агрессивного поведения.
В основе иерархии часто лежит агрессивное поведение. По мнению Лоренца, у животных существует внутренняя непреодолимая потребность к агрессии, которая обязательно требует своего выхода наружу. Поэтому животное низкого ранга, не может ни на кого направлять свою агрессию, часто направляет ее на себя (например, обезьяны кусают свои конечности).
Наиболее четкая иерархия существует в насекомых и птиц. Так, у кур доминирующая курица смело клюет подчиненную, которая не может ответить ей тем же. Такая иерархия устанавливается обычно надолго. Но в группе млекопитающих доминирование одних животных над другими может иногда меняться в течение нескольких часов в зависимости от того, кто из соперников более голодный или сердитый, а предпочитают ради своего спокойствия отступить, поскольку в этот момент его не очень интересует предмет конкуренции (пища, жилье, самка и т.д.).
Отношения доминирования-подчинения в своей основе «личные», они невозможны, если животные не узнали друг друга. Например, драки между свиньями удалось прекратить, опрыскав их духами, поскольку теперь свиньи перестали различать друг друга и нарушилась иерархия.
Доминируют обычно сильнее, большие и тяжелые животные. Как правило, эти качества прежде всего связанные с возрастом. Важную роль также играет агрессивность, которая у самцов тесно связана с их половой активностью. Различают несколько основных типов доминирования:
1) линейная иерархия: когда сильное животное угрожает животному, которое стоит на ступень ниже, а то — другой подчиненной особи и т. д. Животное-доминанта обычно обозначают буквой греческого алфавита «альфа», подчиненных — «бета», «гама» и т. д.. Ниже иерархическое положение занимает животное «омега». Животное-альфа фактически поддерживает дисциплину в группе, а животное-омега существует для психологической разрядки всех остальных членов группы, которые отгоняют ее от еды, а иногда даже забивают до смерти. Часто самцы омега не могут спариваться, поскольку самки их не принимают;
2) треугольная иерархия: наблюдается иногда в небольшой группе кур или молодых петушков, когда устанавливается иерархический порядок клевания: животное альфа грозит животному бета, животное бета угрожает животному гама, а животное гама угрожает животному альфа. Эта иерархия может храниться достаточно долго, хотя объяснить ее очень трудно;
3) ступенчатая иерархия, при которой одна особь доминирует над остальными индивидами с одинаковым рангом. Этот тип иерархических отношений встречается довольно часто, особенно среди мышей и крыс;
4) смешанное доминирование, когда то один, то другой член группы берет верх. Часто это зависит от того, на чьей территории находится животное. В преследуемом животном на собственной территории усиливаются доминантные свойства, и оно начинает активно выгонять преследователя, пыл которого на чужой территории заметно угасает;
5) параллельная иерархия наблюдается в том случае, когда у самцов она одна, а у самок — другая. Это бывает у шимпанзе, крыс, мышей, птиц. Так, у калифорнийской сойки существует параллельная социальная иерархия среди самцов и самок. Но в конце зимы ранг самок начинает падать и социальное доминирование меняется доминированием сексуальным, когда мужчина становится «отцом семьи» и требует от самки полного подчинения. В начальный период образования пары мужчина очень агрессивный, а успокаивающее поведение самки направлено на то, чтобы как можно быстрее свести агрессивность самца к минимуму, иначе пара распадется. Весь этот сложный процесс стабилизации отношений двух особей идет по типу цепной реакции с обратной связью.
Современная этология различает несколько типов высокоранговых особей. Главарь-доминант обеспечивает стабильность групповой организации, внимательно следит за распределением пищи, самок и территории, сразу атакуя нарушителей. Поддерживая порядок в группе, он сам является пленником этого порядка и не способен к поведения, отличается от поведения группы. Вот почему при встрече с неопределенной ситуацией у группы выделяются особи, способные к самостоятельному нетривиальному поведению. Для таких главарей всё равно, следует за ними группа или нет, они «делают свое дело».
Так, у оленей и волков в моменты опасности доминирующий самец перестает быть вожаком и стаю ведет старая самка. После преодоления опасности (препятствия) вожаком опять становится мужчина — доминант. Такой лидер независим от остальных группы, он действует преимущественно в собственных интересах (прежде всего). Он вполне самостоятелен в своем поведении, а другие животные могут вести себя по собственному усмотрению. Поведение главаря — доминанта основывается преимущественно на агрессивных реакциях, на защите своей территории. Но в случае опасности он или покорно идет в группе вместе со всеми, или вообще убегает, и тогда настоящим лидером группы становится другое животное.
Иерархические отношения в стаде являются основой поведения животных и стабилизируют групповую организацию, имеющую большое значение для выживания особи и вида в целом.

Игровое поведение

Игровое поведение выполняет сугубо функциональную роль и представляет собой «тренировки» молодого животного в особо важных сферах жизнедеятельности, своеобразную «практику» для взрослого поведения. Игра позволяет молодой животному без особого риска усвоить жизненно важные действия, так как в этих условиях ошибки еще не имеют пагубных последствий, поскольку в ходе игры возможно совершенствование врожденных форм поведения. Эти взгляды разделяет большинство современных исследователей.
Игровая активность, осуществляется на врожденной инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы различных видов обучения. Наряду с этим, игра выполняет очень важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам обучения и исследовательской поведения. Эта функция игры заключается в накоплении значительного личного опыта, который запасается «на будущее».
Групповое поведение высших животных также формируется преимущественно в процессе игры, особенно при совместных играх, когда существуют согласованные действия минимум двух партнеров. Совместные игры встречаются только у тех животных, которым присущи развитые формы группового поведения.
Согласованность действий игровых партнеров базируется на взаимной врожденной сигнализации, выполняет функцию ключевых раздражителей игрового поведения. Это специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнера о готовности к игре и приглашают его принять в ней участие. Например, у бурого медведя приглашение к игре заключается в том, что медвежонок медленно приближается к возможному игровому партнёру, покачивая вправо-влево головой, потом припадает к земле и очень осторожно занимает партнера передними лапами.
Совместные игры имеют очень большое значение для будущего взрослого поведения. Особенно отчетливо это проявляется у обезьян. Изоляция обезьян приводит к тому, что во взрослом состоянии они не способны к нормальному общению с половыми партнерами, у них нарушается и материнская поведение. Без игры у обезьян невозможно развитие нормальных форм общения и группового поведения в целом.
Игровая активность выполняет и важную познавательную функцию. В процессе игры молодое животное получает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов окружающей среды. Это позволяет конкретизировать и дополнить накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к определенным условиям жизни особи.
Общими в различных формах игры большая общая подвижность животного, широкий репертуар движений и интенсивное перемещение в пространстве. Игровое поведение направляется ключевыми раздражителями независимо от их носителей, но одновременно животное приобретает жизненно важную информацию о этих носителей, их внешний вид и некоторые физические свойства (вес, прочность, подвижность и др.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.