Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 1. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в онтогенезе.



Билет 4.

В отличие от развития вида — филогенеза — развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты

Наряду с проявлением и накоплением двух форм опыта: видового (который передается будущим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и индивидуального (приобретенного индивидом путем приспособления к наличным условиям существования), возникает и приобретает ведущую роль еще одна, совершенно особая форма опыта (Л.С. Выготский (1982-1984), С.Л. Рубинштейн (1946), А.Н. Леонтьев (1972) и др.). Это опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения социального опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность.

Соответственно такому пониманию онтогенеза человеческой психики возникает необходимость различать смешивавшиеся ранее понятия движущих причин и условий развития. Так, врожденные свойства организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной, рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Движущие силы:

- каналы связи с окружающим миром, которые используются при обычных формах семейного и общественного воспитания, апеллирующих в первую очередь к слуху (речевые воздействия) и зрению (наглядные средства обучения);

- целенаправленное обучение и воспитание;

- овладевание социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, языке, произведениях науки и искусства и т.д., происходящее не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.

Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.

Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.

Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.

Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.

2. Социогенетическая концепция.

В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития.

Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта. Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное поведенческое явление. На передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи.

3. Вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека был решен в теории *Вильгельма Штерна.

Принцип конвергенции двух фактов: оба фактора в равной мере значимы для психического развития и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит их конвергенция. Психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.