Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 2. Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.



«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Социальная ситуация развития. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать , становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считает Л.С.Выготский,- это та часть объективной действительности , с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие, та сфера, в которую ребенок пытается войти.

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:

1) роль

2) игровые действия по реализации роли

3) игровое замещение предметов

4) реальные отношения между играющими детьми.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Эволюция действия, по Д.Б, Эльконину, происходит следующим образом:

· Ребенок есть ложкой

· Ребенок кормит ложкой

· Ребенок кормит ложкой куклу

· Ребенок кормит ложкой куклу, как мама

Линия развития действия : от операциональной схемы действия, к человеческому действию.

Общение с родителями, со взрослыми и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается.

В 3 года ребенок уже может губами дуть не только в дудочку, но и надувать шарик; носом он может произвольно втягивать воздух и выталкивать его обратно. В 4—5 лет ребенок уже может выполнять симметричные активные экспрессии, он способен поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы, вытягивать их, надувать щеки, показывать язык и зубы.

К пяти годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения. Например, “честное” выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, специально демонстрируемо взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читаете как открытая книга.

Основные новоообразования возраста.
В исследовании H.H. Поддьякова прослежено возникновение ориентировочных действий у детей. Ребенку была предложена задача с помощью пульта переместить человечка в лабиринте из одного места ноля в другое. Ребенок начинал практически решать эту задачу, у него были правильные и неправильные исполнительные действия. По мере повторения задачи действия теряли свой первоначальный характер и превращались в так называемые пробовательные.

Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддьякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи "открытого типа", имеющие множество верных решений.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, ленке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

В дошкольном возрасте, поданным исследований Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами.

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:

· знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

· знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения (математические знания, грамота, письмо).

В обобщенном виде можно сказать, что в дошкольном возрасте:

1. возникает разделение действий па ориентировочную и исполнительную части;

2. ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

3. сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной частей и носит мануальный или сенсорный характер;

4. ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.