Характеристики форм дивидендных выплат ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Если в вопросе выбора типа дивидендной политики и формы выплаты дивидендов предприятия являются полностью самостоятельными, то порядок и процедура дивидендных выплат регламентируется действующим законодательством. Порядок выплаты дивидендов российскими акционерные обществами определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 февраля 2003 г. №29-ФЗ). Выплата дивидендов - это право, а не обязанность. Акционерное общество имеет право по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям (см. рис.). Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Решения о выплате дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимаются общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров (наблюдательным советом) общества. Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Если уставом общества или решением общего собрания акционеров дата выплаты дивидендов не определи срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов. Право на получение дивидендов должны иметь акционеры; номинальные держатели акций, включенные в реестр на де составления списка лиц, имеющих право участвовать в собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов. Для обеспечения правильного удержания причитающихся акционеров налогов номинальный держатель акций должен пре ставить данные о лицах, в интересах которых он держит акции, на дату составления списка. Дивиденды по таким акциям начисляются номинальным держателям, а они, в свою очередь обязаны перечислить дивиденды акционерам, интересы которых они представляют. Дивиденды не начисляются на акции, не выпущенные в ращение и находящиеся на балансе общества. Дата выплаты дивидендов — это день, начиная с которого она производится, а при безналичном платеже - день всех paсчетов с акционерами. Общество обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды в сроки, определенные решек ем об их выплате, в противном случае акционеры вправе требовать их выплаты через суд. Однако в некоторых случаях акционерное общество не вправе выплачивать даже объявленные дивиденды по акциям, именно: ♦ если на день выплаты оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством или если эти признаки появятся в результате выплаты дивидендов; ♦ если на день выплаты стоимость чистых активов общее меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше в результате выплат дивидендов; ♦ в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. При прекращении указанных выше обстоятельств акционерное общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды. В случае, если акции, на которые выплачивается дивиденд, размещались путем открытой подписки, общество обязано раскрыть информацию об объявлении и выплате дивидендов, т. е, опубликовать соответствующее объявление в открытой печати. Публикация осуществляется не позднее пяти дней с момента объявления о выплате или начала выплаты дивидендов в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг общества. Резюме по теме: В финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие. Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждой категории (типа), принимает общее собрание акционеров (п. 3 ст. 42 Закона об АО). Вопросы для самопроверки: 1. Каково экономическое значение дивидендов? 2. Какова роль дивидендной политики в деятельности акционерного общества? 3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на дивидендную политику. 4. Назовите формы выплат дивидендов. 5. Перечислите виды дивидендной политики, дайте характеристику их преимуществ и недостатков. 6. Механизм дивидендных выплат и его основные процедуры. Список литературы Основная 1. Адамчук А.М. Экономика предприятия: учебник. – Старый Оскол: ТНТ, 2010. – 456 с. 2. Трифонова Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Саратов: СГТУ, 2009.-37с.
Дополнительная литература 5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 14.11.2013). – http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/. 6. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014). – http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/. 7. Никитушкина И.В., Макарова С.Г., Студников С.С. Корпоративные финансы: учебное пособие. – М.: Эксмо , 2009 – 574с. 8. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: Проспект, 2010. – 352с. 9. Финансовые исследования (Ежеквартальный научно-образовательный и прикладной журнал, специализированный в области методологии, теории и практики финансов, денежного обращения, кредита, рынка ценных бумаг и управления корпоративными финансами. Концепция журнала ориентирована на теоретическое обобщение и прикладной анализ развития мировой и национальных финансовой и денежно-кредитной систем, рынка ценных бумаг, а также выявление национальной и региональной специфики, особенностей и последствий включения национального и регионального финансового рынка в систему мирового финансового рынка). 10. Финансовый менеджмент (Журнал, выходящий с периодичностью 1 раз в 2 месяца, раскрывает все стороны управления финансами предприятия: новые финансовые и информационные технологии, образовательный курс для финансового управляющего, практический опыт финансового менеджмента, истории и секреты финансовых топ-менеджеров, анализ положений на финансовых рынках России и за рубежом). 11. Финансы и экономика (Полный обзор российского рынка финансов и экономики России, прогноз ситуации на финансовом рынке внутри страны и за рубежом, анализ и комментарии к основным событиям, новости законодательства, официальные документы, налоговая сфера, сообщения из прокуратуры и арбитражного суда). 12. www.consultant.ru (Справочно-правовые системы Консультант Плюс). 13. www.dengi.kommersant.ru (Сайт журнала «КоммерсантЪ – Деньги»). 14. www.expert.ru (электронный ресурс журнала «Эксперт» — одного из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|