Здавалка
Главная | Обратная связь

Этический аспект евгеники

 

Несмотря на то что евгеника основывается на генетике, сама она не является наукой, так как руководствуется, прежде всего, социальными ценностями. Наверно, можно было бы достигнуть общего согласия в том, что отсутствие значительных физических и умственных дефектов и наличие крепкого здоровья, высоких умственных способностей, хорошей адаптации и душевного благородства – достойные цели, которые должна ставить перед собой евгеника (хотя вероятно все же, что разнообразие природы лучше, чем единообразие типа). Но насколько допустимо ограничение человеческой свободы, связанное с контролем за репродукцией? С точки зрения генетики, да и не только ее, «есть столько плохого в лучшем из нас и столько хорошего в худшем из нас», что очень трудно оценить проявившиеся наследственные характеристики человека; многочисленные же скрытые рецессивные гены или гены с низкой пенетрантностью делают общую оценку наследственности практически невозможной. Невозможно и определить, в какой мере характеристики индивида – результат воздействия среды, особенно если речь идет о качествах, представляющих основной интерес для евгеники: хорошее здоровье, высокий интеллект и т.п. Преступный мир порой дает ужасные примеры вырождения человека, но кем бы стали люди с извращенной психикой в благоприятной среде? Являются ли их пороки неизбежным следствием генов? Это весьма сомнительно. Ответ может дать только эксперимент, в котором бы с детства исключалось негативное влияние среды. Легче создавать для людей оптимальные условия существования, чем изменять генные частоты хитроумным отбором.

Большое значение в области этики имеет «Конвенция о биомедицине и правах человека». Страны – члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых и не только стран), поддерживая «Всеобщую Декларацию прав человека» 1948 года, «Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека» 1950 года, подписали «Конвенцию о биомедицине и правах человека» 2005 года.

Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.

Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

 


  • В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.

  • Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.


Существующие международные документы, по данной теме: «Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека», ЮНЕСКО, 1997; «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: «О запрете клонирования человека», «О трансплантологии и биомедицинских исследованиях»; «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека», ЮНЕСКО, 2005; «Декларация о клонировании человека», ООН, 2005; Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».


Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели – освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами – полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Сейчас евгеника – это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед.

В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом – управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка – создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом.

Когда общество устроено правильно – живет по религиозным и нравственным законам, то евгеника имеет мягкий, косвенный характер, и реализуется через этические нормы и социальные институты. А когда общество становится безрелигиозным и функции планирования берет на себя человек, то евгеника выступает как грубая и материальная сила. Тогда появляется расовый отбор, концлагеря, стерилизация и прочее. И результат соответствующий.
^

Список используемой литературы

 

1.
Афонькин С.Ю. «Секреты наследственности человека» – СПб., 2002.

2.
Горбунов В. Н. , В. С. Баранов, «Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний» – СПб., 1997 г.

3.
Дубинин Н.П. «Общая генетика» – М., 1976.

4.
http://www.moral.ru/Evgenik2.htm

5.
http://www.krugosvet.ru/articles/34/1003418/1003418a1.htm

6.
http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=622

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.