Здавалка
Главная | Обратная связь

Ответственность как основа профессиональной состоятельности методиста



ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТА БИБЛИОТЕКИ

Методист — профессия творческая и ответственная. Чтобы подтвер­дить данное положение, а вернее, утверждение, приведем мнение амери­канского библиотековеда А. Флекснера, сформулировавшего ряд крите­риев библиотечной профессии.

Профессия включает обязательные интеллектуальные операции, про­изводимые с большой ответственностью. Примером является отбор информации для включения в указатель или терминов для использования при реферировании. В последнее время эти навыки были востребованы для составления суждения о документах, имеющихся в фондах. Индивиду­альную интеллектуальную ответственность берет на себя библиотекарь (методист, библиограф), который решает, описывать документ или нет, и одновременно определяет, какие действия предпринять.

Методист извлекает «сырье» из других отраслей науки, особенно активно из юриспруденции, психологии, социологии, экономики, культу­рологии, философии, при этом не забывая об использовании достижений в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Тем самым обеспечивается взаимообогащение одной профессии благодаря другой.

Профессия обладает своей методикой обучения. Уже многие десятиле­тия существует система обучения библиотекарей, которая нацелена не только на повышение их профессиональной квалификации, но и прежде всего на умение действовать мобильно внутри своей профессии, соответ­ственно занимаемой должности, на конкретном участке в условиях своей библиотеки.

Обучение библиотекарей осуществляют методисты-практики совмест­но с другими специалистами, представителями библиотечно-информаци-онной сферы, естественных наук, права, информатики, лингвистики, социо­логии, психологии и т. д. Библиотекари овладевают компьютерной грамотностью, Интернетом. Методисты помогают им правильно оцени­вать ту или иную информацию, в первую очередь законодательного харак­тера, учат умению работать с официальными документами федерального, регионального, местного значения, оформлять заявки на гранты, состав­лять проспекты целевых программ.

Одним из критериев профессии методиста можно считать заботу о других как принцип деятельности. Методисты могут жертвовать своим временем, здоровьем во имя того, чтобы помочь библиотекарю даже в ущерб своим интересам. Для них интересы библиотекаря всегда на пер­вом месте.

Мотивом их деятельности является преданность своей профессии, своим обязанностям, своему делу.

 

 

В-седьмых, ответственность методистов не должна находиться в про­тиворечии со словом и делом. Единство принципов, правил и норм пове­дения — гарантия успеха методиста и его престижа. Методист должен чет­ко представлять себе, за что он отвечает и кому подчиняется, перед кем в первую очередь отчитывается, чтобы избежать «веерной ответственно--сти», возникновения ее прецедентов, что, в свою очередь, может запуты­вать отношения между методистом, заведующим отделом и руководите­лем библиотеки. Ответственность методиста должна быть четко зафикси­рована в должностной инструкции с указанием конкретного участка его работы.

В-восьмых, методисты все чаще вовлекаются в распределение денеж­ных средств между низовыми библиотеками, которое становится все важнее по мере сокращения их численности. Методисты осуществляют анализ затрат с точки зрения оправданного расходования, поэтому необходимы оценка библиотечной деятельности с помощью опреде­ленных показателей (индикаторов) и формирование политики профес­сионального развития библиотек. Разумное расходование денежных ассигнований низовыми библиотеками ложится тяжким бременем на плечи методистов, особенно высшего звена.

В-девятых, имидж методистов, их репутация, их статус — это накоплен­ные ими знания, опыт, это их реализованные проекты, участие в работе конференций, организация научных исследований, анализ и обобщение результатов работы, их интеллектуальный и инновационный потенциал, их «ноу-хау».

Таким образом, профессия методиста требует от него не только совре­менных знаний и опыта, но и высокой ответственности в сочетании с мо­ральными, нравственными принципами «Все для библиотекаря», «Библио­текарь всегда прав» (19).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.