Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути преодоления заикания у дошкольников

Заикание, его причины и проявления.

 

Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому "застреванию" на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока "идет") [16].

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились [5]. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [23].

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата, во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций [5].

 

Пути преодоления заикания у дошкольников

2.1 Профилактика заикания

Вначале беседа по профилактике речевых дефектов проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них [17].

Некоторые авторы [19] считают, что в дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5—3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный, и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения. Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпоритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства [19].

 

2.2 Методы коррекции голоса при заикании:

1. Релаксация. Пациентов учат дифференцированно расслаблять разные группы мышц, включая те, которые обеспечивают функцию речи.

2. Легкий контакт согласных. Пациентов учат произносить согласные звуки, которые, как они ожидают, будут для них трудны, с очень легким контактом органов артикуляции.

3. "Отмена", "растягивание" и "подготовка к ожидаемому блоку". Автор обратил особое внимание на страхи и волнения пациента, уклонения от трудных речевых ситуаций. Согласно методу "отмены", слово, которое вызывает заикание, следует повторить. Таким образом, пациенты понимают, что они могут научиться уменьшать количество запинок, не избегая их. Затем пациентов учат методу "растягивания" (при запинке на слове нужно закончить его с относительно плавным, контролируемым растягиванием звуков). Далее используется метод "подготовки к ожидаемому блоку". С его помощью пациенты учатся расслабляться перед произнесением "трудных" слов. Затем пациентам предлагают использовать эти методы в обратном порядке: перед произнесением "трудного" слова они должны начать "подготовку к ожидаемому блоку". Если это им не удается и появляется блокирование, они должны попробовать "растягивание". Если и это не получается, пациенты используют "отмену". В результате правильные речевые навыки закрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.

4. Медленная, растянутая речь или замедление скорости с использованием устройства задержки акустической обратной связи.

5. Улучшение функционирования голосовых связок. Пациенты учатся контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы. В другом варианте пациенты обучаются контролировать начало произнесения фразы (используя устройство обратной связи) и делать это в очень мягкой форме.

6. Улучшение координации дыхания и речи.

7. Лекарственные методы и иглотерапия. Для уменьшения судорог используются такие лекарства, как бетаникол, карбамазепин, кломипрамин, верапамил и халоперидол. Их применение очень ограничено из-за их побочных эффектов (сонливость и тошнота). Многообещающие результаты дают прозак, золофт, паксил, лювокс и селекса. Они влияют на уровень допамина и могут помочь в уменьшении навязчивого контроля над речью при заикании.

 

Методы увеличения плавности речи:

1. Подкрепление условных рефлексов. Примером является программа Лидкомби, успешно используемая для лечения маленьких детей. Она была разработана группой исследователей под руководством профессора Онслоу из Австралии. Коррекция речи производится родителями в повседневной жизни. Комментируется как плавная речь ребенка ("Какая плавная речь!"), так и речь в момент заикания ("Ты можешь повторить эту фразу?"). Плавная речь комментируется в пять раз чаще, чем речь с заиканием. В начале лечения комментарии делаются раз в день в процессе 10-минутного диалога, позднее — в течение дня в различных ситуациях. Кроме того, родители учатся ежедневно измерять степень тяжести заикания ребенка по шкале от 1 до 10 (1 —отсутствие, 10 — тяжелая форма). При каждом визите в клинику логопед и родитель сравнивают результаты прошлой недели, чтобы выяснить эффективность лечения.

2. Уменьшение порога чувствительности к заиканию — десенсибилизация. Десенсибилизация наступает, когда человек заикается открыто и без чувства стыда и неловкости. После релаксации пациента логопед создает многократные речевые ситуации, не вызывающие сильного волнения. Когда пациент перестает реагировать на них, предлагаются ситуации более эмоционально значимые. Процесс повторяется до тех пор, пока пациент не перестает тревожиться даже в самых трудных, приближенных к повседневной жизни ситуациях.

3. "Эмоциональный поток" — взрывная терапия. Пациентам предлагают либо начать заикаться сильнее, чем обычно, либо повторять начальные звуки слов. Это делается для увеличения осознанного поведения во время судорог и желания больше не скрывать свое заикание [1].

Возвращаясь к российским методам, целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.

В настоящее время принято применять комплексный подход, т.к. он является максимально эффективным. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся [20].

Все перечисленные воздействия и мероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно или оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося важно потому, что это создает более благоприятные предпосылки для работы над речью. Так, в результате лечения общего невроза и связанных с ним вегетативных проявлений у заикающихся заметно ослабевает страх перед речью (лого- и звукофобии), наступает состояние внутреннего облегчения, успокоения, улучшается настроение и как следствие всего этого — возрастает вера в возможность преодоления заикания. Эта часть воздействия осуществляется врачом-невропатологом в тесном контакте с родителями (в плане практической реализации назначений) и предусматривает использование различных медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур.

 

 

Заключение

Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются [23].

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода "поломкам". Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание [16].

Выделяют функциональное и органическое заикание. Органическое заикание возникает только при органических поражениях центральной нервной системы, встречается достаточно редко и может появиться в любом возрасте.

Наиболее часто встречается функциональное заикание, без каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно, как правило, внезапно, под влиянием психической травмы у легковозбудимых детей.

Специалисты различают три степени заикания (легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. В первом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании — из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, как болезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание, напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страх речи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речи краснеет, потеет.

Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и с психологическими, а возможно, и социальными причинами.

Преодоление заикания в настоящее время осуществляется так называемым комплексным методом, включающим в себя целый ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий, основными из которых являются следующие:

1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося

2. Психотерапия

3. Непосредственная работа над речью (дидактическая часть метода)

4. Обеспечение благоприятного социального окружения и нормальных бытовых условий.

Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее [23].

 

Список литературы

1.Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \ Логопед. – 2005. - №6. – с. 112-115.

2.Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.

3.Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. - №3. – с. 48-51.

4.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

5.Гарбузов В.И. Нервные дети. – М., 1990.

6.Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

7.Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. — М.,1952.

8.Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. - №6. – с. 28-32.

9.Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5, 2000. – с. 23-28

10.Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей //Логопед. – 2004. - №5. – с. 30-31.

11.Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 1999. – 340 с.

12.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

13.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.

14.Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: "Лиана", 1999. - 112с.

15.Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.

16.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

17.Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.

18.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с.

19.Раю Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2004. – №6. – с. 47-49.

20.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.

21.Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: Владос, 1994. - 200 с.

22.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.