Здавалка
Главная | Обратная связь

Равновесие потребителя.



Спрос и конкурентное поведение потребителя

Закон убывающей предельной полезности.

Кривые безразличия и бюджетная линия.

Равновесие потребителя.

 

1. Закон убывающей предельной полезности.Потребитель на рынке стремится максимально удовлетворить свои потребности при минимальных издержках. Основным теоретическим подходом, объясняющим поведение потребителя на рынке является теория предельной полезности. Суть данной теории сводится к следующему:

- потребитель стремится максимизировать общее количество полезности, которое он получает (полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления блага);

- в своём стремлении к максимизации полезности потребитель наращивает потребление товаров и услуг;

- с потреблением каждой дополнительной единицы товара общая полезность растёт, а предельная полезность падает, а вместе с ней и цена товара; таким образом получается, что цена товара зависит от степени насыщения потребности в нём; впервые эта зависимость была сформулирована немецким экономистом Г. Госсеном и получила название «первого закона Госсена».

Графики на рис. 1 иллюстрируют поведение совокупной и предельной полезности. Можно заметить, что совокупная полезность растёт по мере увеличения единиц потребляемого продукта, но растёт всё медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность достигает своего максимума. Если продолжать потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а совокупная полезность начнёт уменьшаться.

Если общая полезность задана алгебраической функцией TU= ϕ(Q), то предельную полезность можно рассматривать как первую производную этой функции:

 

 

Потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности в рамках ограниченной суммы. Такой оптимум достижим при равенстве взвешенных предельных полезностей приобретаемых товаров (второй закон Госсена)

;

где: – предельная полезность;

– цена.

Данное условие можно записать и в таком виде: по каждой паре товаров отношение предельных потребностей должно ровняться отношению их цен:

Отношение предельных потребностей двух товаров называется предельной нормой замещения в потреблении (MPS) и показывает, от какого количества единиц второго продукта потребитель готов отказаться ради потребления дополнительной единицы первого продукта. Например, если отношение предельной полезности первого товара к предельной полезности второго товара равно 4, это означает, что единица первого товара имеет в глазах данного потребителя в 4 раза большую ценность и полезность, чем единица второго товара. Если окажется, что соотношение цен этих товаров равно 5, это будет означать, что рынок позволяет за одну единицу первого товара получить 5 единиц второго товара. Таким образом, в нашем примере потребитель выиграет, обменяв единицу первого товара на 5 единиц второго товара, предлагаемых ему рынком, поскольку сам потребитель был бы удовлетворён (т.е. не потерял бы в совокупной полезности) даже при обмене на 4 единицы второго товара. Можно сделать вывод, что рациональный потребитель предпочтёт увеличивать потребление второго товара до тех пор, пока отношение предельных полезностей двух товаров не сравняется с отношением их цен.

О себе Г. Госсен размышлял следующим образом: «То, что Копернику удалось выполнить для объяснения законов, касающихся совокупности миров в пространстве, то думаю, я выполнил для объяснения законов, касающихся совокупности людей на земной поверхности».

Предположим потребитель имеет 35$. Предположим также, что имеется всего 2 товара: шило и мыло, цены которых соответственно 10 и 5$. Как распределит свой бюджет потребитель на покупку этих товаров исходя из их полезности? Предельные полезность шила и мыла в баллах, исходя из субъективных представлений потребителей, размещены в соответствующих колонках таблицы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.