Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «Лидерство»



РЕФЕРАТ

Дисциплина «История управленческой мысли»

Тема: «Теория лидерства»

 

Выполнил студент группы 5973-5/3-2

заочного отделения 3 курса

Козьмовский Виталий Васильевич

Проверил(а) преподаватель

Кяримова Анна Дмитриевна

 

 

Санкт-Петербург

2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие «Лидерство»………………………………………………………….4

2. Теория личностных черт (Теория героев)……………………………………6

2.1 Теория X и Y Д.МакГрегора…………………………………………..8

2.2 Теория лидерства К.Левина………………………………………….10

2.3 Управленческая решетка Р.Блейка и Д.Моутона…………………...11

3. Ситуационный подход к лидерству………………………………………….12

3.1 Модель ситуационного руководства Ф.Фидлера…………………...13

3.2 Теория жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара…………………14

3.3 Модель принятия решений В.Врума и П.Йеттона………………….17

4. Современные подходы к лидерству………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...22

 


Введение

Общественное лидерство в природе человека является древнейшей формой организации жизни людей, а так же отличным средством разрешения разных вопросов.

Даже на самых первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где главную роль играли самые умные, опытные, сильные люди. Они получали доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.

В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности.

Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею.


Понятие «Лидерство»

 

Интерес к лидерству особенно увеличился в начале двадцатого века в связи с ростом производства и появлением многочисленной сети производственных иерархий управления. У одних руководителей сразу получалось приводить свои команды к результатам, другим требовалось больше времени, а некоторые не могли справиться, несмотря на то, что прилагали множество усилий.

Возник вопрос: почему кому-то дано управлять группами людей, а кто-то при всем желании не может за собой повести? Ответ на этот вопрос пытались найти, в том числе, ученые и исследователи, что породило несколько теоретических учений:

1. Теория черт

2. Функциональный подход к лидерству

3. Ситуационный подход к лидерству

4. Современные подходы к лидерству

Прежде, чем перейти к анализу этих теорий необходимо рассмотреть понятие лидерства.

Первые признаки лидерства наблюдаются среди животных. Для животных, живущих группами, характерно выделение из вожака, который поддерживает собранность группы, определяет ее направление движения, стратегию действий на охоте. Вожак получает приоритет к добыче, выбору самок, собственного места отдыха, при этом он должен защищать свой статус, демонстрируя свои сильные способности перед группой (Бендас, 2009).

Какими чертами должно обладать животное для получения статуса лидера?

А) Размер.Очень часто у животных лидером становится тот, кто больше. Такой выбор продиктован инстинктом самосохранения, т.к. большая по размеру особь при конфликте интересов может раздавить своим размером

Б) Сила и ловкость. Распространённый путь выделения лидера – это драки, стычки, борьба. Победитель доказывает перед группой своей преимущество за счет физических качеств, за что награждается статусом лидера.

В) Цель. Лидер знает, зачем и куда идти, поэтому группа идет за ним. Например, у рыб часто лидерскую позицию занимает самая голодная особь, именно она ведет за собой весь косяк.

Г) Знания. У некоторых животных статус лидера получают те животные, которые обладают уникальной информацией о пищевых ресурсах, о направлении движения, о стоянке для отдыха и т.п. Например, слоны почитают самую старшую самку в группе, надеясь на ее память о местах водопоя.

Во всех этих случаях одна животная особь демонстрирует другим особям свои отличительные уникальные свойства, которые позволяют группе достичь определенных целей: удовлетворить голод и жажду, защититься от хищников, произвести сезонное переселение и т.п.

Мы легко можем провести параллель с миром людей: когда один человек демонстрирует уникальные способности, которые пригодятся всей группе людей, они начинают ему доверять и «идут за ним».

Таким образом, лидерство – это процесс социального влияния, в результате которого лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения общегрупповой цели.

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.[1]

Лидер - это член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя

Как было рассмотрено выше, лидерство дает определенные преимущества (поддержку группы, право принимать решение, право первого выбора и т.п.) и накладывает определенные обязательства (регулярная демонстрация уникальных для группы способностей, результативность принятого решения т.п.). Несмотря на то, что существуют плюсы и минусы этого статуса, многие люди в течение долгих лет стремятся обрести статус лидера и сохранить его на максимально продолжительное время. Поиски универсального рецепта «Как стать лидером» привели к созданию различных теоретических учений, которые мы сейчас рассмотрим.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.