Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Финансовая несостоятельность корпорации

Цель –формирование целостного понимания о причинах и факторах финансового состояния корпорации, при котором она неспособна удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам.

Задачи:

- усвоение содержания экономической категории «финансовая несостоятельность субъекта»;

- исследование причин и факторов финансовой несостоятельности субъекта экономики;

- рассмотрение и систематизация нормативно-правовых актов, формирующих действующее законодательство РФ в сфере несостоятельности (банкротства) экономических субъектов;

- изучение финансового обеспечения ликвидационных процедур при банкротстве.

Желаемый результат: получение теоретических знаний о содержании категории «финансовая несостоятельность субъекта экономики», а также о способах возвращения имущества безнадежных предприятий-должников в сферу бизнеса, избавления экономики от неэффективных производств, неэффективного бизнеса и методах возмещения ущерба, причиненного кредиторам действиями должника.

Вопросы:

1. Основные признаки финансовой несостоятельности экономического субъекта

2. Нормативно-правовое регулирование финансовой несостоятельности и банкротства в РФ

3. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве экономического субъекта

Вопрос 1. Основные признаки финансовой несостоятельности экономического субъекта.Проблема обеспечения безубыточного функционирования, финансирования расширенного воспроизводства с одной стороны, с другой – убыточности и возможного банкротства многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя более актуальной.

Показателем рыночной стабильности предприятия является ее способность успешно развиваться в условиях изменений внешней и внутренней среды. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществляя ее расширенное воспроизводство.

Благодаря прибыли, выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Залог выживаемости предприятия – его прочное положение на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством.

После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не столько абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала предприятия, собственного капитала и объема его выручки, т.е. показателя рентабельности.

Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое финансовое положение предприятия не является подарком судьбы или счастливым случаем истории. Это – результат умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Это, т.н. внутренние факторы, наглядными итогами влияния которых являются состояние активов и их оборачиваемость, состав и соотношение финансовых ресурсов. Но нельзя также отрицать всю важность и значение воздействие на финансовое благосостояние предприятие внешней среды или внешних факторов, среди которых – государственная политика налогов и расходов, процентная и амортизационная политика, положение на рынке, уровень безработицы и инфляции в стране, средняя производительность труда, средний уровень прибыли. С этой точки зрения устойчивость – процесс противодействия фирмы негативным внешним обстоятельствам, ее реакция на внешние возмущения, выводящие ее из состояния равновесия. Финансовую устойчивость отождествляют не только с состоянием пассивной безубыточности, но и со стабильным развитием предприятия. Для него важна стабильность, в основе которой лежит управление по принципу обратной связи, т.е. активного регулирования, управления на изменение внешних и внутренних факторов.

Под несостоятельностью (банкротством) фирмы понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров, а так же обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком банкротства (несостоятельности) является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов (в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения).

Существуют признаки, указывающие на возможное ухудшение положения предприятия. Важную информацию дает сопоставление данных за ряд периодов времени и средними данными по отрасли, а также анализ бухгалтерского баланса. Анализ с предоставлением отчетности, ее низкое качество должны стать поводом для анализа процесса ее составления. Опоздания могут говорить о неэффективной работе финансовых служб предприятия, неудачном построении информационной системы, что увеличивает вероятность принятия неэффективных управленческих решений.

Неудовлетворительное финансовое состояние характерно неэффективным размещением средств, их иммобилизации, плохой платежной готовности перед бюджетом, поставщиками и банков, неустойчивой реальной и потенциальной финансовой базой, обусловленной неблагоприятными тенденциями в производстве. Финансовое состояние предприятия может быть напряженным, если наряду с показателями удовлетворительного состояния финансов имеются признаки его ухудшения, неблагоприятно сказывающиеся на производственной и хозяйственной деятельности. Данные для анализа финансов предприятия имеются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая в условиях рыночной экономики становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансовой работы.

Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий может быть:

1) непредвиденной - такое банкротство возникает вследствие острой кризисной ситуации на предприятии, вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общей экономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило, должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;

2) ложной - ее еще можно назвать «вызванной». Должники прибегают к сокрытию собственного имущества и средств с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

3) неосторожной - наступает вследствие неэффективной и нерациональной деятельности, а также осуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

Говоря о порядке установления банкротства важно подчеркнуть следующее. Само объявление юридического лица несостоятельным является простой процедурой, которая обычно происходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, в которой есть свои обязательные условия: это обязательное наличие как минимум двух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства (несостоятельности) и признание арбитражным судом или же кредиторами предприятия банкротом.

Вышеупомянутый закон содержит нормы материального и процессуального права для физических и юридических лиц. В его состав входят основания для признания предприятия должника банкротом, порядок проведения мер по предупреждению банкротства, отношения между должниками и кредиторами и т. д.

Этот закон не предусматривает обязательную ликвидацию предприятия после установления факта банкротства. В том случае, если существуют возможности для восстановления нормального функционирования предприятия (с целью предотвращения его ликвидации), проводятся специальные реорганизационные процедуры, о которых будет сказано ниже.

Банкротство, как правило, представляет собой не моментальное явление, а постепенный надвигающийся процесс. Исключения составляют внезапные критические ситуации (стихийные бедствия и т. д.).

 

Поэтому банкротство необходимо диагностировать, чтобы прогнозировать его наступление.

Прежде всего, необходимо изучить предпосылки банкротства, которые представляют собой совокупность внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам можно отнести следующие.

1. Снижение эффективности использования ресурсов и материалов предприятия, его производственной мощности. Отсюда высокая себестоимость продукции.

2. Дефицит оборотных средств предприятия из-за нерациональной политики управления и деятельности предприятия.

3. Низкий уровень сбыта продукции по причине неэффективной деятельности маркетинговых служб предприятия.

4. Привлечение заемных средств на невыгодных условиях.

Внешние факторы:

1) экономические: кризисное состояние экономики, общий спад производства, инфляция, неустойчивость и нестабильное положение в финансовой системе, повышение цен на материалы и ресурсы, усиление международной конкуренции, неплатежеспособность и банкротство партнеров;

2) политические: политическая нестабильность, утрата части рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности.

В национальной экономике сотни тысяч предприятий – потенциальные банкроты по действующему законодательству. Банкротство российских предприятий объясняется главным образом резкими неблагоприятными изменениями внешних условий их деятельности (структурная перестройка экономики, экономический кризис).

Вопрос 2. Нормативно-правовое регулирование финансовой несостоятельности и банкротства в РФ.В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий РФ относятся следующие документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

- Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 08.12.2011);

- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)»;

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;

- Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротства)» составляет основу российского института банкротства.

Развитие законодательства РФ о финансовой несостоятельности происходило следующим образом.

Отсутствие законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов привело к тому, что существовало огромное количество убыточных предприятий, конкурентоспособность продукции была очень низкой, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств.

Для устранения всех негативных явлений в экономике в 1992 году был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В законе было дано определение несостоятельности – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо неудовлетворительной структурой баланса должника).

Законом были введены понятия:

• неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности;

• фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

• умышленное банкротство – преднамеренное формирование руководителем или собственником предприятия ложного мнения о его неплатежеспособности; нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах третьих лиц; заведомо некомпетентное ведение дела.

Законом были определены процедуры банкротства:

• реорганизация, включающая внешнее управление имуществом должника и санацию;

• ликвидация, включающая принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольнe. ликвидаци. под контролем кредиторов;

• мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Также законом введена процедура санации, снижена роль государственного и административного управления, предусмотрена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. В настоящее время данный закон утратил силу.

В Федеральном законе № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года дано более четкое определение понятия «несостоятельности (банкротства)» – это признанная арбитражным судом, объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законом были определены основные признаки банкротства– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия.

Дело о банкротстве возбуждалось арбитражном судом при требовании к должнику – юридическому лицу в совокупности не менее 500 МРОТ.

Законом были предусмотрены меры, применяемые к должнику – юридическому лицу в виде процедур банкротства: досудебная санация, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; установлена упрощенная процедура банкротства. Но данный закон также утратил силу.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов. В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве.

Ужесточена процедура назначения арбитражных управляющих. Кандидатуру арбитражного управляющего предлагают саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства.

Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

Вопрос 3. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве экономического субъекта. В системе антикризисного управления предприятиями, обеспечивающими необходимую их санацию и реализацию целей стратегического развития, важную роль играет их реорганизация.

Реорганизация представляет собой имущественную трансформацию отдельных хозяйствующих субъектов, сопровождаемую преобразованием их организационно-правового статуса, с целью более эффективного осуществления хозяйственной деятельности.

С позиций финансового менеджмента, реорганизация предприятий представляет собой форму интеграции или диверсификации их капитала с целью более эффективного его использования в хозяйственном процессе. Какую бы форму ни принимала трансформация капитала в процессе реорганизации предприятий, она направлена на обеспечение их "внешнего роста"t т.е. развития, осуществляемого без затрат инвестиционных ресурсов. Как показывает опыт, внешний рост обеспечивает более быстрое и во многих случаях более эффективное развитие предприятий и достижение стратегических целей, чем их "внутренний рост", т.е. инвестирование капитала в прирост активов.

В соответствии с отечественным законодательством, реорганизация предприятий может осуществляться в следующих основных формах (рис. 1):

Рисунок 1 – Основные формы реорганизации предприятий, предусмотренные законодательством

1. Слияние предприятий представляет собой объединение двух предприятий, в результате которого создается новое предприятие — их правопреемник. Все имущество, имущественные права и обязанности реорганизуемых в этой форме предприятий переходят к предприятию-правопреемнику, возникшему в результате реорганизации. Реорганизуемые предприятия заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок конвертации акций каждого из них в акции (или иные ценные бумаги) нового общества. После слияния статус юридического лица участников договора ликвидируется в установленном порядке.

2. Присоединение предусматривает прекращение деятельности одного или нескольких предприятий как юридического лица и передачу всех имущественных прав и обязанностей другому предприятию. Присоединяемое и присоединяющее предприятия заключают договор, в котором определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества. После осуществления присоединения присоединяемое предприятие теряет статус юридического лица.

3. Разделение предусматривает ликвидацию предприятия (объединения) с одновременным созданием на его базе двух или более новых самостоятельных предприятий. Каждое из новообразованных предприятий получает статус юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них в соответствии с разделительным балансом. Решение о разделении, его условиях и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции (или другие ценные бумаги) создаваемых предприятий принимается общим собранием акционеров.

4. Выделение представляет собой создание одного или нескольких предприятий без прекращения деятельности последнего, формой выделения может являться также выход предприятия из состава объединения. Каждое новое предприятие получает статус юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к ним на основе разделительного баланса. Реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность в предшествующем юридическом статусе.

5. Преобразование характеризует смену организационно-правовой формы или формы собственности предприятия. В результате преобразования реорганизуемое предприятие продолжает свою хозяйственную деятельность в статусе предприятия — правопреемника. Все права и обязанности реорганизованного предприятия переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основе передаточного акта.

Движение активов и собственного капитала предприятий в результате различных форм их реорганизации представлено на рис. 2.

Рисунок 2 – Движение активов и собственного капитала предприятий в результате различных форм их реорганизации

Рассмотрим по данным приведенного рисунка особенности отдельных законодательно установленных форм реорганизации предприятий с позиций финансового менеджмента (и соответственно антикризисного финансового управления предприятием).

Прежде всего, обратим внимание на то, что слияние и присоединение различаются между собой лишь юридическим статусом преобразованного в результате реорганизации предприятия (в первом случае оно получает новый юридический статус, а во втором — сохраняет юридический статус одного из объединяемых предприятий). Имущество (активы) и собственный капитал при этих формах реорганизации у объединившихся предприятий остаются одинаковыми по своим размерам. Следовательно, с позиций финансового менеджмента эти две формы реорганизации предприятий можно считать идентичными — различия при их объединении носят только организационно-правовой характер.

Аналогичным образом характеризуются и такие формы реорганизации предприятий, как разделение и выделение — новообразованные предприятия различаются между собой лишь юридическим статусом. В то же время совокупный объем имущества (активов) и собственного капитала новообразованных предприятий в результате их реорганизации в рассматриваемых формах остается одинаковым. Это также позволяет сделать вывод, что с позиций финансового менеджмента рассматриваемые формы реорганизации предприятий можно считать идентичными — различия состоят лишь в организационно-правовом механизме осуществления реорганизации и конечном статусе юридических лиц новообразованных предприятий.

И наконец, такая форма реорганизации предприятия как преобразование вообще не вносит никаких изменений ни в объем и структуру используемого имущества (активов), ни в сумму собственного капитала. Реорганизованное в этой форме предприятие (в новой организационно-правовой форме или форме собственности) получает лишь потенциальную возможность повысить эффективность своей предстоящей хозяйственной (в том числе и финансовой) деятельности с приходом эффективных собственников или нового состава менеджеров. Такая возможность может быть реализована лишь в перспективе, а соответственно и санационный эффект в этом случае носит отложенный характер. Учитывая, что данная форма реорганизации предприятия не вносит изменений в финансовую структуру предприятия непосредственно после ее осуществления и даже не обозначает характер этих изменений, рассматривать ее в системе антикризисного финансового управления как самостоятельную представляется нецелесообразным. На реорганизованное в этой форме предприятие могут быть распространены те же санационные механизмы внутренней финансовой стабилизации и реструктуризации задолженности, что и недействующих предприятиях, находящихся в состоянии финансового кризиса (рассмотренные нами в предыдущих разделах).

Таким образом, с позиций антикризисного финансового управления реорганизация предприятий (как форма их санации) может быть сведена к двум основным формам:

- объединению (слиянию и присоединению);

- разделу (разделению и выделению).

Указанные формы реорганизации лежат в основе избираемой концепции санации предприятия, которая может носить наступательный или оборонительный характер (рис. 3):

Из двух принципиальных форм реорганизации, рассматриваемых в процессе осуществления антикризисного финансового управления, наиболее сложной является объединение предприятий в форме их слияния или присоединения (в финансовом менеджменте вместо термина "присоединение используется обычно термин "поглощение"). Такое объединение классифицируется по ряду признаков (табл. 1).

 

Рисунок 3 – Варианты концепции санации предприятий, обеспечиваемой различными формами их реорганизации

Таблица 1 - Классификация видов объединения (слияния и поглощения) предприятия, осуществляемого в процессе их реорганизации

Признак классификации Элементы классификации
1. По отраслевому признаку Горизонтальное объединение. Вертикальное объединение. Конгломератное объединение.
2. По добровольности осуществления Дружественное объединение. Враждебное объединение (захват).

 

1. По отраслевому признаку различают следующие виды объединения предприятий:

- горизонтальное объединение, в процессе которого интегрируются предприятия одной отрасли.

- вертикальное объединение, в процессе которого интегрируются предприятия смежных отраслей (например, производителей и потребителей сырья).

- конгломератное объединение, в процессе которого интегрируются предприятия, не связанные между собой ни отраслевыми, ни технологическими особенностями.

2. По добровольности осуществления выделяют следующие виды объединения предприятий:

- дружественное объединение, которое осуществляется на основе взаимного стремления и согласия объединяемых предприятий.

- враждебное объединение или захват, в процессе которого одно из предприятий присоединяет к себе другое без его согласия и при его противодействии.

Концепция, форма и вид, а также субъект объединения (слияния или поглощения) определяются общим планом санации или корпоративной стратегией предприятия. В подготовке таких управленческих решений финансовые менеджеры участвуют лишь в пределах возложенных на них функций. С позиций этих функций мы и рассмотрим содержание процесса антикризисного финансового управления предприятием при его реорганизации (на примере объединения предприятий).

Процесс антикризисного финансового управления предприятием при его объединении состоит из следующих основных этапов (рис. 4):

Рисунок 4 – Основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием при его объединении

Основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием при его объединении.

1. Формулировка финансовых целей и задач, решаемых в процессе объединения предприятия. В процессе объединения предприятий по общему плану его санации главная цель антикризисного финансового управления остается неизменной. Конкретизируется только система задач, связанных с этим направлением антикризисного финансового управления. К числу основных из этих задач относятся:

- сбалансирование денежных потоков новообразованного предприятия, их выравнивание и синхронизация во времени;

- повышение темпов формирования чистого денежного потока объединенного предприятия (в сопоставлении с темпами его формирования по каждому из объединяемых предприятий);

- оптимизация структуры капитала новообразованного предприятия;

- расширение возможностей формирования финансовых ресурсов за счет внешних источников.

В зависимости от характеристики финансовой структуры объединяемых предприятий круг этих задач может быть расширен и конкретизирован.

2. Финансовая диагностика предприятия-партнера по объединению. Для того, чтобы объединение предприятий дало предусматриваемый эффект в финансовом оздоровлении санируемого предприятия, оно должно убедиться в том, что интеграция финансовых структур двух предприятий по основным параметрам будет способствовать формированию такого эффекта.

В процессе диагностики предприятия-партнера по объединению основное внимание должно быть уделено следующим структурным финансовым параметрам его функционирования:

- структуре активов;

- структуре капитала;

- структуре денежных потоков;

- структуре инвестиций.

Кроме того, в процессе диагностики должны быть проанализированы в динамике основные показатели эффективности финансовой деятельности предприятия-партнера по объединению.

3. Разработка финансового механизма обеспечения объединения предприятия. Такой механизм предусматривает разработку управленческих решений по следующим основным вопросам, связанным с обеспечением финансовой деятельности новосозданного предприятия:

обоснование организационной структуры управления финансовой деятельностью;

формирование информационной базы управления финансовой деятельностью (путем организации соответствующего управленческого учета, мониторинга факторов внешней финансовой среды и т.п.);

реструктуризация активов с учетом более эффективного использования отдельных их видов за счет объединения;

оптимизация структуры капитала с целью максимизации эффекта финансового левериджа при новых его параметрах;

пересмотр инвестиционных программ объединяемых предприятий, консолидация отдельных реальных инвестиционных проектов и портфеля финансовых инвестиций;

сбалансирование, выравнивание и синхронизация денежных потоков новосозданного предприятия в целом и в разрезе основных видов деятельности;

консолидация финансовой философии, формирование новой финансовой стратегии и финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности;

формирование организационной культуры финансовых менеджеров, отражающей философию развития новосозданного предприятия.

4. Выбор формы финансирования процесса объединения, финансирование этого процесса в современных условиях осуществляется преимущественно в следующих основных формах:

- приобретения путем взаимной конвертации акций объединяемых предприятий;

- объединения путем конвертации акций одного из предприятий в облигации создаваемого предприятия.

В процессе выбора формы финансирования процесса объединения осуществляется сравнительная их оценка по критерию минимизации финансовых потерь.

5. Оценка эффективности объединения. Эффективность объединения (слияния, поглощения) определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на его осуществление.

Основным результатом объединения предприятий выступает синергический эффект, достигаемый за счет диверсификации операционной и финансовой деятельности новообразованного предприятия; экономии затрат (формируемой за счет эффекта масштаба, использования налоговых льгот и т.п.); повышения финансовой гибкости предприятия (возможности снижения стоимости капитала, привлекаемого из внешних источников) и других факторов. Конкретной формой такого синергического эффекта выступает прирост чистого денежного потока и рыночной стоимости предприятия в сравнении с их суммой по двум предприятиям до их объединения.

Эффект синергизма может быть определен на основе следующей формулы:

где ЭСо — сумма эффекта синергизма, достигаемого в процессе объединения предприятий;

РСо — прогнозируемая рыночная стоимость вновь создаваемого предприятия в процессе слияния (поглощения);

PC1; РС2 — оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий.

Затраты на осуществление объединения состоят из прямых расходов, обеспечивающих это объединение, и трансакционных издержек, связанных с оформлением договора об объединении (слиянии, присоединении).

Объединение предприятий можно принципиально рассматривать как их совместный инвестиционных проект, обеспечивающий прирост их рыночной стоимости после консолидации. Такой подход позволяет применить для оценки эффективности объединения предприятий те же методы и показатели, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов.

6. Подготовка финансового раздела проекта (бизнес-плана), и программы объединения, финансовый раздел проекта (бизнес-плана) объединения предприятий формируется на основе результатов, полученных на предшествующих этапах процесса антикризисного финансового управления и включает:

- финансовые цель и задачи объединения;

- основные результаты финансовой диагностики партнера по объединению с оценкой их влияния на возможность финансового оздоровления предприятия после объединения с ним;

- основные мероприятия, обеспечивающие механизм эффективной и быстрой интеграции предприятий;

- форму финансирования процесса объединения;

- ожидаемую эффективность объединения.

Основные мероприятия, обеспечивающие механизм эффективной и быстрой интеграции предприятия конкретизируется в программе объединения, подготавливаемой совместно двумя предприятиями.

7. Реализация мероприятий финансового раздела программы объединения. После утверждения программы объединения предусматриваемые ею мероприятия получают практическую реализацию. Для координации этого процесса и обеспечения его финансирования создается специальная комиссия из представителей двух объединяемых предприятий и формируется специальный финансовый фонд.

8. Контроль реализации мероприятий финансового раздела программы объединения. Такой контроль осуществляют представители комиссии по объединению и высшие менеджеры объединяемых предприятии. По результатам контроля корректируются отдельные мероприятия, предусмотренные программой объединения предприятий.

Финансовая цель реорганизации предприятий в форме его объединения считается достигнутой, если в результате такого объединения финансовая структура новосозданного предприятия приобрела большую устойчивость и более высокий потенциал развития финансовой деятельности.

Резюме по теме:

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами. Несостоятельность, или банкротство, предприятий является результатом неудовлетворительной работы финансового менеджера по финансированию и кредитованию.

Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Не ново оно и для отечественных предприятий.

Характер рассмотренных причин показывает, что финансовая несостоятельность предприятия, определяющая юридический факт его банкротства, во многом является следствием неэффективного финансового менеджмента.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте сущность и значение института банкротства для экономики государства.

2. Перечислите нормативные документы, регламентирующие финансовые отношения в условиях экономической несостоятельности и банкротства в РФ.

3. Определите отличительные особенности несостоятельности и банкротства.

4. Сформулируйте причины возникновения банкротства предприятий в современных условиях.

5. Какие вы знаете виды банкротства?

6. Назовите процедуры банкротства.

 

Список литературы

Основная

1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2009. – 416 с.

2. Трифонова Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Саратов: СГТУ, 2009.-37с.

 

Дополнительная литература

5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 14.11.2013). – http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/.

6. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция от 10.01.2014). – http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .

7. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие (ГРИФ)/под ред. О.Н. Лихачевой. - М.: Вузовский учебник, 2009. – 288с.

8. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учебное пособие. – М.: Кнорус , 2010. – 767с.

9. Финансовая газета (Еженедельное деловое издание, одно из старейших экономических изданий в России, официальное издание Министерства финансов Российской Федерации. Сайт газеты позиционируется как совершенно самостоятельное СМИ — новостной аналитический ресурс, обновляемый в режиме реального времени, специализируется в первую очередь на финансово-экономических проблемах, развитии мировых и российских финансовых рынков)

10. www.fcsm.ru (Сайт службы Банка России по финансовым рынкам, осуществляющей принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков).

11. www.minfin.ru (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации).

12. www.finansy.ru (Интернет-проект Финансы.Ru. размещающий материал, как для практиков – работников финансовых и коммерческих организаций, так и для тех, кому экономика интересна как наука).

13. www.finance-journal.ru (Финансовый журнал — интернет-журнал про бизнес, инвестиции и финансы, управление активами и анализ финансовых рынков).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.