Здавалка
Главная | Обратная связь

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

5.1 Требования к безопасности

 

Безопасность жизнедеятельности, как система включает в себя: экологическую безопасность, производственную безопасность, экономическую безопасность, правовые основы, гражданскую оборону, чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий.

С точки зрения опасности поражения высокими токами и напряжениями самолет можно разделить на ряд блоков:

1) электроснабжение; 2) силовая установка; 3) топливная система; 4) система управления; 5) система кондиционирования воздуха; 6) противообледенительная система; 7) противопожарная система; 8) освещение и световая сигнализация; 9) пилотажно-навигационное оборудование; 10) радиотехническое оборудование; 11) связное оборудование; 12) бортовые средства контроля и регистрации полетных данных.

Рассмотрим каждый из этих блоков. В таблице 1 указаны основные напряжения действующие в блоках электроснабжение, силовая установка, топливная система, система управления.

Название блока Электроснабжение Силовая установка (ВСУ) Топливная система Система управления
Номер блока
Действующие напряжения ~200/115В 400Гц =27В 200/115В 400Гц =27В ~115В 400Гц, =27В ~115В 400Гц, ~36В 400Гц =27В

Таблица 1.

Система электроснабжения.Система электроснабжения (СЭС) представляет собой очень сложную систему с большим количеством элементов и разветвленной структурой затрагивающей все части самолета.

К системе электроснабжения относятся генераторы, преобразователи, трансформаторы, распределительные устройства, жгуты проводов.

Генератор вырабатывает напряжение 200В трехфазное переменного тога частотой 400Гц. Такое напряжение представляет опасность для жизни человека. Поэтому при обслуживании генератора строго запрещается касаться его руками. Однако во избежание поражения током предусмотрены ряд средств. Все жгуты проводов должны иметь неповрежденную изоляцию, резиновые колпачки коллекторов должны закрывать контакты, все металлические части агрегатов должны иметь заземление, т.е. они все должны иметь металлические проводники, соединенные с массой.

Преобразователи также вырабатывают высокие напряжения и токи, в частности 115В 400Гц однофазного переменного тока. К преобразователям относится все выше сказанное относительно генераторов.

Трансформаторы вырабатывают напряжение 36В 400Гц трехфазного переменного тока для питания различных гироскопических приборов. Это напряжение также представляет опасность для здоровья человека. Поэтому все трансформаторы закрыты кожухами, открывать которые во время их работы строго запрещается. Трансформаторы подсоединяются в соответствующих местах с помощью разъемов, конструкция и расположение которых гарантирует недопущение несчастных случаев от случайного поражения током.

При демонтаже блоков и агрегатов СЭС во избежание коротких замыканий на штепсельные разъемы необходимо устанавливать технологические заглушки, а свободные концы электропроводов следует изолировать специальными резиновыми наконечниками

Силовая установка. В состав силовой установки входят: двигатель, топливная система двигателя, масляная система, система управления двигателями, система запуска двигателей, система контроля и диагностики двигателей.

В топливной системе двигателя используются насосы, электрокраны, датчики расхода питающиеся напряжением 115В 400Гц. Провода питания насосов надежно защищены изоляцией, корпуса заземлены. Пульт контроля топливной системы запитан напряжением 27В. От перенапряжения система защищена автоматом защиты сети (АЗС). Относительно топливной и масляной систем самолета все выше сказанное верно.

В состав системы управления двигателями самолета входят автоматическая система управления двигателями, система останова двигателей. Питание систем происходит переменным 115В 400Гц и постоянным напряжением 27В. Системы подключены к общему АЗС.

Система запуска двигателей состоит из воздушного стартер-генератора, системы зажигания. Система зажигания питается напряжением от сети 200/115В 400Гц. Для работы свечей зажигания напряжение преобразуется до необходимой величины (до 20кВ). Для защиты от пробоя коллекторы системы зажигания защищены толстой изоляцией. Система зажигания имеет собственные АЗС.

Система контроля и диагностики двигателя является автоматической системой, питание происходит от сети 115В 400 Гц, система оборудована системой защиты от перенапряжения.

Система управления.Система управления состоит из электрогидромеханических систем, которые обеспечивают управление самолетом. Питание систем происходит от сети 115В 400Гц, 36В 400Гц и 27В. Основные блоки находятся в техотсеке в специальных заземленных стеллажах закрытых кожухами. Все системы имеют независимые АЗС.

Электроприводы системы управления питаются напряжением 115В 400Гц и поэтому могут представлять опасность для человека. Во избежание поражения током контакты электроприводов заизолированы, сами электроприводы защищены специальными кожухами.

В таблице 2 указаны основные напряжения действующие в блоках система кондиционирование воздуха, противообледенительная система, противопожарная система, освещение и световая сигнализация.

Таблица 2.

Название блока Система кондиционирования воздуха Противообледенительная система Противопожарная система Освещение и световая сигнализация
Номер блока
Действующие напряжения =27 В ~200/115В 400Гц =27В ~115В 400Гц =27В

Система кондиционирования воздуха. В состав входит собственно система кондиционирования воздух и система автоматического регулирования давления. Питание пульта, датчиков, электрокранов и заслонок осуществляется от сети 27В. Система имеет независимый АЗС.

Противообледенительная система питается напряжением 200/115В 400Гц, поэтому некоторые блоки могут представлять опасность для здоровья человека. Контакты обогревательных элементов, к которым подводится питание, должны быть заизолированы. Датчики системы должны быть заземлены и во избежание замыкания в силу специфики работы все контакты изолируются специальным изолятором. Система защищена АЗС.

Система пожаротушения. Для обнаружения перегрева и пожара в отсеках двигателей, ВСУ (вторичная силовая установка) и багажно-грузовых отсеках установлена аппаратура системы сигнализации о перегреве и пожаре самолета, обеспечивающая выдачу световой, звуковой и цифро-буквенной информации о пожаре.

Аппаратура автоматически включает огнетушители первой очереди пожаротушения только в отсеки СУ и ВСУ.

Питание датчиков, электрокранов, пульта управления и сигнализации происходит от сети 27В. В составе есть система защиты от перенапряжения.

В системе освещения и световой сигнализации распределительные коробки защищены кожухами, провода проложены под декоративными панелями в определенных местах (не допускается свободное провисание проводов и их беспорядочное положение), патроны с лампочками закрыты пластиковыми светофильтрами.

Система освещения разделена на два канала и получают питание от бортсети переменного тока напряжением 115В. При выходе из строя одного канала питания лампы должны обеспечивать достаточную яркость. При отказе обоих источников тока напряжением 115В, питание аварийных приборов и щитков переключается к шине двойного питания напряжением 27 В.

Светильники заливающего освещения получают питание от двух каналов постоянного тока напряжением 27В и используются как аварийное освещение.

В таблице 3 указаны основные напряжения действующие в блоках пилотажно-навигационное оборудование, радиотехническое оборудование, связное оборудование, бортовые средства контроля и регистрации полетных данных.

 

Название блока Пилотажно-навигационноеоборудо вание Радиотехническоеоборудова-ние Связное оборудование Бортовые средства контроля и регистрации полетных данных
Номер блока
Действующие напряжения ~200/115В 400Гц ~36В 400Гц =27В ~115В 400Гц =27В ~200/115В 400Гц =27В

Таблица 3.

 

 

Пилотажно-навигационное оборудование. В составе ПНО находится множество систем, которые питаются высоким напряжением (115В 400Гц, 36В 400Гц). Системы автоматического контроля питаются напряжением 27В.

Конструкция блоков, мест их размещения обеспечивают высокую электробезопасность. Блоки размещаются в техотсеке в специальных стеллажах с разъемами особой конструкции (врубные разъемы). Конструкция стеллажей и разъемов обеспечивает необходимую изоляцию и металлизацию, и необходимое заземление.

К системам связи относятся радиостанции различных диапазонов, системы внутренней связи, система сигнализации опасности (ССО), радиомаяки и др.

Системы связи питаются напряжением 27В постоянного тока. При некоторых обстоятельствах это напряжение может представлять опасность для здоровья человека. Поэтому все агрегаты закрыты специальными защитными крышками, провода проложены под специальными панелями, все разъемы и штекеры хорошо заизолированы, все блоки заземлены.

При выполнении работ по обслуживанию систем связи все приборы с которыми не проводятся работы следует обесточить и закрыть защитными крышками, разъемы должны быть закрыты технологическими заглушками оголенные контакты необходимо изолировать.

Все блоки должны иметь заземление и металлизацию (т.е. все металлические поверхности должны замыкаться).

Выше сказанное справедливо и для радиооборудования, за исключением того, что питающее напряжение — 115В 400Гц. Следовательно предусматривается более мощная система защиты от перенапряжения.

Бортовые средства контроля и регистрации полетных данныхвключают в свой состав бортовые аварийные самописцы и регистраторы, системы сбора информации, автоматизированную систему контроля (АОК), бортовую автоматическую систему контроля (БАСК). Питание этих систем происходит от сети 200/115В 400Гц, пульты управления и сигнализации получают питание от сети 27В. Все системы имеют АЗС или встороенные системы защиты.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.