Здавалка
Главная | Обратная связь

Дидактические функции

ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ»

Институт массовых коммуникаций и социальных наук

Кафедра социологии

 

 

Методическая разработка по курсу «Введение в специальность»

для студентов 1 курса отделения социологии,

Институт массовых коммуникаций и социальных наук КФУ

на тему:

«Наблюдение как метод сбора социологической информации»

 

Выполнила:

Студентка 5 курса Группы 13-904

Сибгатуллина Д.Р.

Проверила:

Ахметова С.А.

 

 

Казань – 2013

Тема: «Наблюдение как метод сбора социологической информации».

Данная тема рассматривалась на лекционных занятиях, и предусматривается программой курса (один из вопросов семинарского занятия).

Технология обучения – традиционная.

Форма проведения занятия – семинар.

Методы обучения: Согласно источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, индивидуальная, групповая и фронтальная беседы). Последовательное изложение материала, а также путем постановки системы вопросов формирование у учащихся понимания нового материала и проверка усвоения ими уже изученного; практические (формирование практических умений и навыков на основе проведения студентами телефонных опросов).

По типу познавательной деятельности: частично-поисковый метод; исследовательский метод.

По дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Цель занятия – сформировать у студентов представление о наблюдении как методе сбора социологических данных, а также применить полученные знания на практике.

Вопросы к занятию:

1. Понятие метода социологического наблюдения.

2. Виды социологического наблюдения.

3. Этапы проведения социологического наблюдения.

4. Преимущества/недостатки наблюдения как метода сбора социологических данных.

5. Примеры социологических наблюдений.

Дидактические функции

 

Информационно-познавательные:

1. Сформировать понятийный аппарат: «наблюдение», «объект и предмет наблюдения»,

2. Разобрать основные аспекты данного метода сбора информации в социологии.

3. Сформировать умение анализировать предоставленную социологическую информацию и умение формулировать выводы и подводить итоги.

4. Формирование навыков применения теоретического материала в ходе проведения телефонного интервью.

Организационно-педагогические:

· Рассмотреть понятия «наблюдение», «объект и предмет наблюдения».

· Организация рабочей атмосферы и обеспечение дисциплины на занятии:

• отметить присутствующих на семинаре;

• установить связь с аудиторией при помощи вступительного слова;

• недисциплинированных студентов попросить выразить свое мнение по прослушанному докладу, ответу;

· Научить различать метод наблюдения от других методов сбора информации в социологии.

· Закрепление полученных студентами в ходе семинарского занятия знаний с помощью практических заданий.

Воспитательные:

1. Научить студентов анализировать новую информацию (использовать сравнительный метод).

2. Воспитание в студентах умения слушать.

3. Воспитание в студентах умения критически мыслить.

4. Формирование способностей публичного выступления у студентов в ходе семинара.

5. Расширение кругозора студентов.

Структура семинара:

Вводное слово. (5-7 мин)

Приветствие студентов, обозначение темы и структуры занятия, проверка присутствующих.

Основная часть. (60-65 мин)

1. Понятие метода социологического наблюдения (5 мин)

2. Виды социологического наблюдения (10 мин)

3. Этапы проведения социологического наблюдения (10 мин)

4. Преимущества/недостатки наблюдения как метода сбора социологических данных (5 мин)

5. Примеры социологических наблюдений (30-35 мин)

Заключительная часть(5 мин)

1. Подведение итогов семинарского занятия.

2. Объявление темы и вопросов к следующему семинару.

3. Слова благодарности студентам за участие в ходе занятия.

Практикант: Добрый день, дорогие студенты! На прошлом семинаре мы рассматривали метод анализа документов, попробовали провести контент-анализ. А сегодняшнее занятие будет посвящено методу наблюдения. У вас была лекция по этой теме, а дома вы имели возможность повторить пройденный материал и подготовиться по вопросам семинарского занятия. Предварительно, отметим присутствующих.

(Практикант отмечает присутствующих)

Итак, предлагаю начать с понятия метода социологического наблюдения.

Студент 1: Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Практикант: Хорошо. Ребята, у кого-нибудь есть дополнения?

Студент 2: Наблюдение как метод сбора данных включает восприятие, констатацию и описание определенного общественного явления. Хотя все общественные явления находятся во взаимной связи, в процессе наблюдения исследователь-наблюдатель сосредоточивает свое внимание лишь на некоторых из них, составляющих предмет его исследования.

Практикант: А что является особенностью наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации?

 

Студент 3: Его особенность заключается в способности анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

 

Практикант: Правильно. Исследователь может фиксировать характер поведения, жесты, мимику лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов. Какие виды наблюдения различают в социологии?

Студент 4: Формализованное (которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности) и неформализованное наблюдения (когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.

Студент 5: Включенные (наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе) и невключенные наблюдения (исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы).

Студент 6: Полевые (тип наблюдения, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни), лабораторные (сбор информации проводится в искусственно созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследователем) и лабораторно-полевые наблюдения.

Студент 3: Систематические (регулярная фиксация единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования), эпизодические (фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания); случайные наблюдения (не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы).

Практикант: Помимо тех, что вы перечислили, наблюдения делятся на отдельные и массовые, в зависимости от числа наблюдаемых явлений. Запомните, что вне зависимости от того, какой вид наблюдения используется, для его успешного осуществления необходимо, чтобы наблюдатель занимал пассивную позицию, т.е. не оказывал воздействия на явление и наблюдал его таким, какое оно есть. Давайте поговорим об этапах проведения социологического наблюдения. С чего оно начинается?

Студент 7: С выявления цели и задач наблюдения.

Практикант: Правильно. А что за этим следует?

Студент 7: Выявление объекта и предмета наблюдения.

Практикант: Да. Что может выступать в качестве объекта наблюдения?

Студент 5: Им могут быть отдельные индивиды, общности и группы, способы их деятельности.

Практикант: А в качестве предмета?

Студент 8: Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

Практикант: С объектом и предметом разобрались. Какой этап следующий?

Студент 6: Далее нужно выбрать способ наблюдения и регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений.

Практикант: А каким образом исследователь регистрирует результаты наблюдения?

Студент 9: Для фиксации результатов используется дневник наблюдения, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакции членов наблюдаемой группы, примечания исследователя.

Практикант: Правильно. Следующий шаг - осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, проверки результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями и т.п. Затем полученная информация обрабатывается и интерпретируется. Из чего состоит заключительный этап наблюдения?

Студент 6: Составляется отчет о результатах наблюдения и полученных выводах.

Практикант: Вы правы. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

Давайте теперь уточним преимущества/недостатки наблюдения как метода сбора социологических данных.

Студент 10: Мне кажется этот метод не самый удобный, потому что описать процесс наблюдения достаточно сложно, так же как выделить результаты.

Студент 11: При включенном наблюдении можно попасть под влияние других людей и не сформировать собственного мнения.

Практикант: Да, плюс ко всему, метод может оказаться дорогостоящим. Но это редкая возможность наблюдать за ходом программы в процессе ее проведения.

Предлагаю рассмотреть несколько примеров социологического наблюдения.

Студент 12: Пример наблюдения из школьной практики – так называемые «открытые уроки», когда в классе присутствуют представители администрации, коллеги-учителя или родители, которые, наблюдая, оценивают урок. Но я не уверен, что это социологическое наблюдение.

Практикант: Да, этот пример не имеет социологической направленности. К тому же реальная практика открытых уроков может смещать достоверность оценок, полученных таким образом.

Студент 13: В качестве примера социологического наблюдения я выбрала работу американского социолога В.Уайта "Общество на углу улицы" (1943 г.). Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных групп молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, полностью разделял их образ жизни.

Практикант: Хороший пример включенного наблюдения. Обратите внимание на то, какое количество времени социолог потратил на исследование. В советской социологии есть аналогичный пример. Это работа В. Ольшанского, который, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сварщиком электроаппаратуры на заводе.

Студент 2: Первым известным случаем использования включенного наблюдения является исследование американского социолога Андерсона, собравшего в начале 20-х гг. XX в. в США большой материал о жизни бродяг. Сам исследователь некоторое время бродяжничал, то есть вел такой же образ жизни, как люди, оказавшиеся на дне общества, за которыми он наблюдал.

Студент 5: Своеобразным исследованием является работа, проведенная Гоффманом в одной из психиатрических клиник. Он использовал включенное наблюдение, чтобы посещать больничные палаты и выявить картину повседневной жизни персонала клиники и ее пациентов. Гоффман выдвинул гипотезу, что обстановка клиники является важным параметром в сознании пациента. Он предположил, что в любой группе лиц, живущих в контролируемой замкнутой среде, будет развиваться своеобразная «скрытая», закулисная жизнь. Гоффман хотел исследовать эту «скрытую» жизнь и описал различные способы, которые используют пациенты, чтобы лично контролировать свой образ жизни, прибегая для этого к сделкам с персоналом клиники и его обману. Гоффман предпринял попытку показать, что традиционные взаимоотношения между врачом и пациентом не могут сохраниться в реальных условиях госпитализации. Исследователь устроился на работу в психиатрическую клинику преподавателем лечебной физкультуры и получил возможность легко и ненавязчиво общаться с пациентами и персоналом. Среди пациентов особенно его интересовали те, которые госпитализировались неоднократно. То, что Гоффман выступает в роли исследователя, было известно лишь нескольким лицам из администрации. В течение целого года он проводил свои наблюдения. Итогом стали исследовательские данные о том, как социальные взаимоотношения в подобных учреждениях влияют на образ «Я» пациента и уход за ним.

Практикант: Спасибо за примеры, которые вы привели. Время занятия подходит к концу. Советую вам дополнительно посмотреть исследование Траше, посвященное изучению банды молодых людей; Р.Линда, который изучал различные городские слои, прежде всего, бедные и богатые кварталы на предмет традиций, образа жизни.

Наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения; отсутствие опосредствующих звеньев; оперативность получения информации; его гибкость и многовариантность. Но достоинства не исключают ряда недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

Ребята, сегодняшний семинар у нас с вами был последним. Надеюсь, вы хорошо усвоили пройденные темы. Хочу сказать вам огромное спасибо за ваши ответы! Успехов вам и всего доброго!

 

 

.

Литература

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

2. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет. 2001.

4. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации. СПб. Институт социологии РАН, 1997.

5. Горяновский А. Украсть можно все (результаты включенного наблюдения) // Социологические исследования. 1990. № 2.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.