Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 4. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

ТЕМА 6. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Вопрос 1. Понятие науки и ее функции.

Науку нельзя определить однозначно. Наиболее часто ее определяют:

1. как особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку и систематизацию объективных знаний о мире.

2. как систему обоснованных, системно-организованных и достоверных знаний о мире.

3. как социальный институт.

Функции науки: культурно-мировоззренческая, функция «непосредственной силы общества» и функция «социальной силы».

Вопрос 2. Специфика научного познания.

Познание делят на научное и обыденное. Их основные различия:

Критерии разграничения Обыденное познание Научное познание
Субъект познания Любой человек Специально-подготовленный человек
Объект познания Предметы повседневной практики Объекты, которые могут быть освоены в будущем
Методы познания Не нуждается в специальных методах Нуждается в специальных методах
Средства познания Не нуждается в специальных средствах познания Нуждается в специальной аппаратуре, приборах и т.п.
Результаты познания Знание не обладает принципиальной новизной и глубиной Принципиально новое знание об объективных свойствах вещей и законах, которым они подчиняются

Вопрос 3. Структура научного исследования

Объект исследования – фрагмент действительности, на который направленото научное исследование.

Предмет исследования – черты, свойства, связи объекта, исследование которых является целью данного исследования.

Цель исследования – “приращение научного знания”, то есть получение новых знаний о предмете исследования. Цель исследования определяется пролблемой, которую предполагается решить.

Проблема – вопрос или комплекс вопросов, требующих своего разредшения. Вопрос – фиксация неполноты знания и установка на получение недостающих знаний о предмете исследования.

Задача – проблема, метод решения которой известен.

Метод – способ решения познавательной проблема (система операций, процедур, определяющих последовательность и содержание познавательных действий).

Средства познания – предмет, опосредующий взаимодействие субъекта с исследуемым объектом.

Вопрос 4. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Критерии разграничения Эмпирический уровень (эмпирио-опыт) Теоретический уровень
Предмет исследования Реальные явления и предметы Сущность предметов и законы, которым они подчиняются
Цель исследования Установление и описание объектов Интерпретация объектов
Методы исследования Наблюдение, описание, измерение, эксперимент Идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Средства исследования Приборы и другие средства наблюдения Мысленный эксперимент – в специальных средствах не нуждается
Результаты исследования (их форма) Эмпирический факт и эмпирическая зависимость Проблема, гипотеза, теория

Вопрос 5. Феномен научной революции.В развитии науки выделяют этапы эволюционного развития и революция. Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знания или отдельной дисциплине (замены одной научной картины мира другой или замена одной научной парадигмы другой).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.