Модель «анализа вариаций» Г.Келли
В этой теории разбираются два случая: 1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность +из них. Например, вы пригласили кого-то в гости, а тот человек отказался. Как объяснить, в вас ли здесь дело или в приглашенном? Если вы знаете, что этот человек отказал в это же время и другим друзьям, а в прошлом вас не всегда отвергал, то вы скорее припишите причину отказа ему, а не себе. Но это возможно лишь в том случае, если у вас есть неоднократные наблюдения. 2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько. В нашем примере о водителе, сбившем пешехода, вы ничего более не знаете ни о водителе (сбивал ли он раньше других пешеходов или это с ним случилось в первый раз), ни о пешеходе (может быть, он так невнимателен, что и раньше много раз становился жертвой автомобилистов). В данном случае воспринимающий, имея лишь одно наблюдение, может допустить много различных причин. Первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй — в теории каузальных схем. Принцип ковариации Модель анализа вариаций содержит перечень структурных элементов атрибутивного процесса: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные [49]. Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство», которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции. Сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации. Келли обозначает свой принцип — ANOVA — analisis of variations. Допустим, мы наблюдаем такое событие: «Петров сбежал с лекции по социальной психологии». В чем причина этого поступка: — в «личности» Петрова, и тогда мы должны приписать личностную причину; — в качестве лекции, и тогда мы должны приписать стимулъную (объектную) причину; — в каких-то особых обстоятельствах, и тогда мы должны приписать обстоятельственную причину? Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить данные других наблюдений. Их можно свести в три группы суждений (основанных на предшествующих наблюдениях). 1. а) почти все сбежали с этой лекции; 2. а) Петров не сбежал с других лекций; 3. а) в прошлом Петров также сбегал с этой лекции; Теперь, чтобы правильно подобрать причину, нужно ввести три «критерия валидности»: — подобия(консенсус): подобно ли поведение субъекта (Петрова) поведению других людей? — различия:отлично ли поведение субъекта (Петрова) к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям)? — соответствия:является ли поведение субъекта (Петрова) одинаковым в разных ситуациях? Пункты 1а и 1б — проверка на подобие. Пункты 2а и 2б — проверка на различие. Пункты За и 3б — проверка на соответствие. Далее Келли предлагает «ключ», т.е. те комбинации, которые позволяют приписывать причину адекватно. «Ключ» представляет собой ряд правил, по которым следует строить заключение. Термины, используемые в данном ключе, обозначают: «низкое» -место, которое соответствует строке, занимаемой суждением, т.е. суждение, обозначаемое буквой «б»; «высокое» — место (строка) суждения в таблице, обозначаемое буквой «а». Тогда возможные комбинации суждений выглядят следующим образом. Если: низкое подобие (1б), низкое различие (2б), высокое соответствие (За), то атрибуция личностная (1б-2б-3а). Если: высокое подобие (1а), высокое различие (2а), высокое соответствие (За), то атрибуция стимульная (объектная) (1а-2а-3а). Если: низкое подобие (16), высокое различие (2а), низкое соответствие (36), то атрибуция обстоятельственная (1б-2а-3б). Обращаясь к кубу, на котором Келли обозначил три типа возможных причин, теперь следует показать, как на нем располагаются ситуации нашего примера (рис. 8): I. Личностная: 1б-2б-3а (причина — Петров). II. Объектная: 1а-2а-3а (причина — лекция). III. Обстоятельственная: 1б-2а-3б (причина — обстоятельства). «Эффект приписывается одной из возможных причин, с которой он ковариантен по времени». Иными словами, принцип ковариации заключается в следующем: эффект приписывается условию, которое представлено, когда эффект представлен, и отсутствует, когда эффект отсутствует; в нем исследуются изменения в зависимой переменной при варьировании независимой переменной. Вместе с тем существенную поправку к схеме Келли дает анализ таких ситуаций атрибуции, когда в них отдельно выявляется позиция участника события и его наблюдателя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|