Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель «анализа вариаций» Г.Келли



В этой теории разбираются два случая:

1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность +из них. Например, вы пригласили кого-то в гости, а тот человек отказался. Как объяснить, в вас ли здесь дело или в приглашенном? Если вы знаете, что этот человек отказал в это же время и другим друзьям, а в прошлом вас не всегда отвергал, то вы скорее припишите причину отказа ему, а не себе. Но это возможно лишь в том случае, если у вас есть неоднократные наблюдения.

2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько. В нашем примере о водителе, сбившем пешехода, вы ничего более не знаете ни о водителе (сбивал ли он раньше других пешеходов или это с ним случилось в первый раз), ни о пешеходе (может быть, он так невнимателен, что и раньше много раз становился жертвой автомобилистов). В данном случае воспринимающий, имея лишь одно наблюдение, может допустить много различных причин.

Первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй — в теории каузальных схем.

Принцип ковариации

Модель анализа вариаций содержит перечень структурных эле­ментов атрибутивного процесса: Личность, Стимул (объект), Об­стоятельства. Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные [49]. Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство», которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции. Сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы находить адекватные варианты сочетания причин и след­ствий в каждой конкретной ситуации. Келли обозначает свой принцип — ANOVA — analisis of variations.

Допустим, мы наблюдаем такое событие: «Петров сбежал с лекции по социальной психологии». В чем причина этого поступка:

— в «личности» Петрова, и тогда мы должны приписать личностную причину;

— в качестве лекции, и тогда мы должны приписать стимулъную (объектную) причину;

— в каких-то особых обстоятельствах, и тогда мы должны приписать обстоятельственную причину?

Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить данные других наблюдений. Их можно свести в три группы суждений (ос­нованных на предшествующих наблюдениях).

1. а) почти все сбежали с этой лекции;
б) никто другой не сбежал с нее.

2. а) Петров не сбежал с других лекций;
б) Петров сбежал и с других лекций.

3. а) в прошлом Петров также сбегал с этой лекции;
б) в прошлом Петров никогда не сбегал с нее.

Теперь, чтобы правильно подобрать причину, нужно ввести три «критерия валидности»:

подобия(консенсус): подобно ли поведение субъекта (Петрова) поведению других людей?

различия:отлично ли поведение субъекта (Петрова) к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям)?

— соответствия:является ли поведение субъекта (Петрова) одинаковым в разных ситуациях?

Пункты 1а и 1б — проверка на подобие.

Пункты 2а и 2б — проверка на различие.

Пункты За и 3б — проверка на соответствие.

Далее Келли предлагает «ключ», т.е. те комбинации, которые позволяют приписывать причину адекватно. «Ключ» представляет собой ряд правил, по которым следует строить заключение. Тер­мины, используемые в данном ключе, обозначают: «низкое» -место, которое соответствует строке, занимаемой суждением, т.е. суждение, обозначаемое буквой «б»; «высокое» — место (строка) суждения в таблице, обозначаемое буквой «а». Тогда возможные комбинации суждений выглядят следующим образом.

Если: низкое подобие (1б), низкое различие (2б), высокое со­ответствие (За), то атрибуция личностная (1б-2б-3а).

Если: высокое подобие (1а), высокое различие (2а), высокое соответствие (За), то атрибуция стимульная (объектная) (1а-2а-3а).

Если: низкое подобие (16), высокое различие (2а), низкое со­ответствие (36), то атрибуция обстоятельственная (1б-2а-3б).

Обращаясь к кубу, на котором Келли обозначил три типа воз­можных причин, теперь следует показать, как на нем располага­ются ситуации нашего примера (рис. 8):

I. Личностная: 1б-2б-3а (причина — Петров).

II. Объектная: 1а-2а-3а (причина — лекция).

III. Обстоятельственная: 1б-2а-3б (причина — обстоятельства).

«Эффект припи­сывается одной из возможных причин, с которой он ковариантен по времени». Иными словами, принцип ковариации заключается в следующем: эффект приписывается условию, которое представле­но, когда эффект представлен, и отсутствует, когда эффект отсут­ствует; в нем исследуются изменения в зависимой переменной при варьировании независимой переменной.

Вместе с тем существенную поправку к схеме Келли дает ана­лиз таких ситуаций атрибуции, когда в них отдельно выявляется позиция участника события и его наблюдателя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.