ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАНЯТИЕ 7. Дата _________ ТЕМА: Роль мозжечка, таламуса, базальных ядер и двигательных зон коры больших полушарий в регуляции моторики. ЦЕЛЬ: Изучить роль мозжечка, таламуса, базальных ганглиев, коры больших полушарий в регуляции двигательных функций организма. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ 1 Анатомия и гистология связей мозжечка, таламуса. 2 Анатомия моторных отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ________ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА 1. Роль мозжечка в регуляции поддержания позы и локомоций. 2. Взаимодействие нейронов мозжечка. 3. Участие мозжечка в регуляции осознанных движений нарушения моторики при поражении мозжечка. 4. Таламус как источник информации о качестве движений. Ядра таламуса, их физиологическая роль. 5. Роль базальных ганглиев в регуляции мышечного тонуса и сложных двигательных актов, в реализации двигательных программ. 6. Моторные области коры больших полушарий, нейронный состав коры больших полушарий, взаимосвязи моторных зон коры. 7. Организация кортико-спинальных (пирамидных) трактов. 8. Интерактивная деятельность всех моторных областей ЦНС по организации движений и сохранению позы. 9. Онтогенез механизмов регуляции движений. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ 1. Исследование функций мозжечка. Ход работы:Пальце-пальцевая проба. Испытуемый стоит с закрытыми глазами, широко расставив руки в стороны с выставленными указательными пальцами, ноги вместе. Не открывая глаз, сводит руки перед собой, стремясь коснуться пальцами друг друга. Отмечают результат.
Пальце-носовая проба. Испытуемый стоит с закрытыми глазами, широко отставив одну из рук в сторону с выставленным указательным пальцем, ноги вместе. Не открывая глаз, стремится коснуться пальцем кончика носа. Отмечают результат.
Усложненная проба Ромберга. Испытуемый стоит с закрытыми глазами, широко расставив руки в стороны, пальцы выпрямлены. Ноги стоят на одной линии, одна перед другой, пятка одной ноги касается носка другой. Отмечают устойчивость испытуемого в данном положении. (Испытуемого необходимо страховать, т.к. возможно падение). Отмечают результат: Вывод:
ЗАДАНИЕ 2. Рефлексы конвергенции и дивергенции глаз. Ход работы:Поставить испытуемого лицом к едва осветленной стене. Попросить его сначала посмотреть на стену, а потом перевести взгляд на ваш палец, который находится на расстоянии примерно 15 см от его глаз, немного выше их уровня (чтобы верхние веки были подняты). Потом вновь перевести взгляд на стену. Отметить наличие рефлексов конвергенции и дивергенции глаз. Опишите рефлекторную реакцию глаз. Нарисуйте схемы рефлекторных дуг. Результат: Вывод: ЗАДАНИЕ 3. Обозначьте расположение мотонейронов в передней центральной извилине («двигательный гомункулус»).
ЗАДАНИЕ 4. Нарисовать схему участия базальных ганглиев (стриопаллидарной системы) в регуляции движений. ЗАДАНИЕ 5. Решение ситуационных задач. 1. У больного имеет место кровоизлияние в верхней трети прецентральной извилины справа. Какие нарушения будут у данного пациента?
2. У больного диагностирован интенционный тремор, дизартрия и нистагм глаз (триада Шарко). Для поражения какого отдела ЦНС характерны данные изменения?
3. У больного имеет место кровоизлияние в нижней трети прецентральной извилины слева. Какие нарушения будут у данного пациента?
4. Болезнь Паркинсона развивается при поражении нейронов черной субстанции. Симптомы этого заболевания: мышечная ригидность, тремор покоя, резкое ограничение движений (акинезия) связаны с недостатком следующего нейротрансмиттера.
5. Во время выполнения нейрохирургической операции имела место электростимуляция верхней части прецентральной извилины слева. При этом у пациента наблюдалось
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ_________
Подпись преподавателя_________________
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|