Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальная работа

Тема 8. Суть и основные направления административной реформы в Украине

Административная реформа – это целостный комплекс согласованных мер, направленных на радикальную перестройку органов исполнительной власти и внедрение более эффективных форм и методов их деятельности.

На 23 году независимости Украины очередной раз уже пятым Президентом объявлено о начале децентрализации системы управления и масштабной административной реформе.

В Украине оно так повелось - каждый новый Президент обещает сокращение аппарата чиновников, передачу полномочий от центрального аппарата власти местным властям - но по факту получается так, что с каждым новым Президентом армия чиновников увеличивается в разы, они съедают львиную часть бюджета, а функцию по перераспределению расходов государственного бюджета передавать на места никому не хочется. Какой же Министр захочет, чтобы к нему перестали ездить на поклон из районных центров в надежде выбить деньги на краску для школы? Поэтому Украина внедряет все реформы, а особенно административную, не в тот способ, как все развитые страны, а со своими украинскими «особенностями».

В идеале целью административной реформы должно быть снижение бюджетных расходов на административную деятельность с одновременным сохранением или повышением уровня качества и эффективности предоставления административных услуг. Для достижения этого результата необходимо сократить неэффективных работников аппарата, а более квалифицированным работникам, которые остались после сокращения, повысить уровень заработной платы, обеспечить их современной техникой и связью, что позволит сократить бумажный документооборот и бюрократические процедуры к минимуму. Должны быть выписаны четкие и жесткие «правила игры» - новые положения о соответствующем подразделение или департаменте, особенно конкретизировав его взаимоотношения с другими структурами, ведомствами и Министерствами и четко определить юрисдикцию обновленного подразделения государственного аппарата.

Те кто имел честь работать в органах государственной власти или местного самоуправления и сталкивался по роду своей деятельности с чиновниками этих органов, не дадут соврать, что первой и основной целью сокращение штатов чиновников государственного аппарата в Украине была, есть и пока остается одна - это сократить несогласных. Работал в команде бывшего президента - на сокращение! Позволил себе выразить несогласие с очередной глупостью руководителя департамента - на сокращение! Много работаешь, постоянно предлагаешь пути улучшения работы, не хочешь работать, как все, то есть как послушное «стадо» - на сокращение!

Второй целью оптимизации штатов и административной реформы по-украински есть после проведенного сокращения заставить работников, оставшихся в штате работать за ту же, а то и меньшую заработную плату, но в два раза больше. При этом эффективность выполнения поставленных задач никого не интересует - в департаменте ЖКХ при областных государственных администрациях очень часто главные бухгалтеры выполняют обязанности юрисконсульта - ходят в судебные заседания, составляют договоры, иски.

Конечным целью всех украинских чиновников низшего и среднего звена при реализации административной реформы является желание отчитаться по проведенным сокращениям и оптимизации штата и остаться при этом на хорошем счету у вышестоящего руководства.

Административная реформа должна осуществляться в нескольких направлениях:

1) создание новой правовой базы, которая будет регламентировать государственное управление в Украине.

2) формирование новых институтов, организационных структур и новой системы публичного управления.

3) кадровое обеспечение новой системы публичного управления.

4) укрепление и формирование новых финансово-экономических основ функционирования публичного управления.

5) научное и информационное обеспечение системы публичного управления, формирование механизмов научного и информационного мониторинга ее функционирования.

Как же проходит практически любая реформа на Украине?

Представим, что у нас есть условные Министерство газовой промышленности, Министерство по жилищно-коммунальным услугам и Нацкомиссия по установлению тарифов. Первое - «денежное», связанное с добычей природного газа, сфера ответственности четко не определена. Второе - профильное, с вполне конкретными полномочиями. Наконец, третье - государственное учреждение, средство контроля и административного давления.

Шаг первый - во всех трех ведомствах создаются комиссии по реорганизации, которые, как правило, возглавляют заместители руководителей реорганизованных ведомств. Они же образуют межведомственную рабочую группу по воплощению в жизнь «административной реформы».

Задачей любой межведомственной рабочей группы в Украине есть одно- профессионально, со знанием дела тянуть время. Для этого, в первую очередь, в составе межведомственной рабочей группы создаются рабочие подгруппы - правового обеспечения реорганизации, с бухгалтерского сопровождения реорганизации и еще с десяток рабочих подгрупп. Вместо предусмотренных законодательством двух месяцев такая реорганизация может затянуться на годы (как это было с Контрольно-ревизионным управлением и налоговой службой). Конечно, в МинЖКХ и Нацкомтарифов шансы остаться целыми равны нулю, поэтому в результате слияния этих трех ведомств получаем МинГаз и тарифов ЖКХ.

Шаг второй - создание новых департаментов, управлений, отделов, секторов, а недалеком, но туманном будущем - управлений и департаментов на местах в областях и районах. Новые печати, фирменные бланки, инструкции, положения, юридические адреса - и на все это нужна «правильная», «фактическая» бумага.

В это же время не прекращают функционировать старые Мингазпром, МинЖКХ и Нацкомиссия по установлению тарифов, происходит прием граждан, переписка с жалобщиками, другими ведомствами, но осуществляется все это силами сотен «исполняющих обязанности», которые никогда ничего не знают и ни за что не отвечают. Большое количество проектов законов, нормативных актов становятся, если не совсем ничтожными, то точно никому не нужными, отсутствуют объединенные базы данных, руководители реорганизованных Министерств и департаментов не покидают Киев в надежде уговорить Министра Кабинета Министров (только в Украине есть такая странная должность) найти им теплую должность.

Тем временем все жизненно важные процессы стоят - не принимается новый закон о ЖКУ, не подан новый проект реформы ЖКХ, тарифы для лицензиатов на предоставление услуг с использованием внутренних сетей не утверждены, потребители забрасывают миллионами жалоб о том, почему они должны продолжать платить за поверку счетчиков холодной воды. Но у чиновников ответ на все один - «понимаете, у нас реорганизация, приходите после ее окончания»...

Таким образом, реформирование организационных структур исполнительной власти является наиболее сложной проблемой административной реформы в Украине. После провозглашения государственной независимости в Украине объемы управленческой деятельности выросли в некоторых сферах-в 20-30 раз, а отдельные из них (оборона, внешняя политика) - были созданы заново. Поэтому характерный для советских времен метод реформирования аппарата управления путем его сокращения сегодня нельзя рассматривать как эффективный. Здесь нужен системный подход, который позволяет определять оптимальную для потребностей Украины количество и структуру органов исполнительной власти.

Существующая структура правительства Украины является одной из преград на пути к экономическому росту. Министерства не смогли выработать и реализовать эффективную политику, чтобы уменьшить масштабы теневой экономики, предотвратить ухудшение стандартов в сфере здравоохранения и образования, увеличению неравенства в развитии регионов и обнищанию значительной части населения. Государственная служба является неэффективной, потому что она еще не полностью трансформирована в институцию, которая обеспечивает реализацию государственной политики.

Определены в Концепции мероприятия реформирования основываются на выработанных мировой практикой принципах функционирования исполнительной власти в демократическом, социальном, правовом государстве, среди которых ключевое значение имеют следующие:

- приоритетность законодательной регламентации функций, полномочий и порядка деятельности органов исполнительной власти;

- независимость осуществления функций и полномочий исполнительной власти от органов законодательной и судебной власти в пределах, определенных Конституцией и законами Украины;

- осуществление внутренней за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, прежде всего, с позиции обеспечения уважения к личности и справедливости, а также постоянного повышения эффективности публичного управления;

- ответственность органов исполнительной власти, их должностных лиц за свои решения, действия или бездействие перед гражданами, права которых были нарушены;

- введение механизма контроля за функционированием исполнительной власти со стороны общества через институты парламентской и прямой демократии, предвидя, что высшие посты в ключевых органах исполнительной власти являются политическими должностями;

- принципы эффективности, открытости и добропорядочности в работе правительства и других органов исполнительной власти.

Реформирование государственной службы в Украине призвано обеспечить подбор и расстановку высокопрофессиональных, честных и патриотически настроенных кадров аппарата управления. В ходе административной реформы необходимо законодательно нормировать институт службы в органах местного самоуправления (муниципальной службы).

Исполнительная власть, реализуя назначения демократического, социального правового государства, создает основы для реализации прав и свободы граждан, а также предоставление им широкого круга государственных, в том числе управленческих услуг. Государство целенаправленно минимизирует свое вмешательство в жизнеобеспечения граждан и берет на себя только те услуги, которые в данный период развития общества в состоянии гарантировать и невозможно найти на рынке услуг. Оно постоянно стремится передать свои функции механизмам рыночной саморегуляции и негосударственным институтам. Этот процесс должен основываться на том, что:

1) предоставление услуг со стороны исполнительной власти должно быть направлено на удовлетворение потребностей личности и общества. Поэтому нужно определить перечень соответствующих услуг, которые подобные гражданам, а также критерии оценки качества и эффективности их предоставления;

2) социальные процессы должны регулироваться со стороны государства только в случае, если это обусловлено интересами всего общества. Отношения между потребителями и поставщиками товаров и услуг регулируются рынком, кроме тех случаев, когда он не может адекватно удовлетворить потребности общества;

3) управленческие услуги должны быть платными только в случае, когда гражданин имеет выбор - пользоваться этой услугой или нет;

4) управленческие услуги должны предоставляться, прежде всего, на низовых уровнях структуры исполнительной власти, что обеспечит их приближения к потребителям. В некоторых случаях предоставление услуг на более высоком структурном уровне может быть обусловлено потребностями экономики или требованиями к качеству предоставления услуги.

Административная реформа рассчитана на относительно длительный период ее реализации и включает три этапа.

ü В ходе подготовительного этапа реформы должны быть разработаны и официально приняты. Концепция административной реформы и Программа осуществления административной реформы. На этом этапе решаются первоочередные вопросы, связанные с текущим усовершенствованием элементов существующей системы публичного управления.

ü На втором этапе вводятся организационно-правовые основы реформирования ключевых элементов системы публичного управления.

ü На третьем этапе углубляются трансформационные процессы, формируются новые институты, организационные структуры и инструменты публичного управления.

На всех этапах реформы принимаются меры по ее законодательного, кадрового, научного и информационного обеспечения, укрепление и обновление новых финансово-экономических основ публичного управления.

Вывод.На сегодня Украина находится в сложной политической и экономической ситуации, которая требует проведения эффективной административной реформы по основным направлениям:

· рационализация структуры, функций и методов деятельности органов исполнительной власти, сокращение лишних отраслей управления;

· внедрение действенной системы государственного контроля и рационализация административных процедур;

· усовершенствование системы управленческих услуг, предоставляемых на разных уровнях исполнительной власти;

· реформирование системы подготовки и переподготовки управленческих кадров, механизма гос. службы;

· уточнение административно-территориального деления страны;

· обновление законодательной базы административных правоотношений, организационно – правовое обеспечение развития административной юстиции.

Так же следует отметить, что кроме выработки и принятия стратегии реформирования, для успешного проведения реформы нужна также программа конкретных мер, включая человеческое, финансовое, материально-техническое обеспечение, определение сроков и исполнителей.

Список источников

1. http://all-sci.net/pravo-shpargalki-administrativnoe/osnovnyie-napravleniya-admin-reformyi.html - Основные направление административной реформы в Украине

2. http://jkg-portal.com.ua/ru/publication/one/osoblivost-ukrajinskoji-admnstrativnoji-reformi-39133 - Особенности украинской административной реформы

3. http://studbooks.net/48219/pravo/administrativnaya_reforma_ukraine - Административная реформа в Украине





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.