Тема 8 ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЕ ДЕТСТВОСтр 1 из 3Следующая ⇒
(нравственный мир детства). ЦЕЛЬ: создание эмоциональных «якорей » своего детства; активизация уровня посознательной памяти. «Эмоциональные якоря» - это память подсознания, хранящая детские воспоминания и переживания горя, страха, радости, любви, обиды, недоверия, отчаяния и т.д. ЗАДАЧА ПРАКТИКУМА: вспомнить и описать не менее двух случаев из своей дошкольной, школьной жизни, где со стороны воспитателя, учителя к Вам было проявлено особое понимание (или непонимание) детской души.
СТРУКТУРА РАБОТЫ 1.Описание самой ситуации. 2. Поведение учителя в этой ситуации. 3. Ваша последующая реакция. 4.Анализ того, что произошло с позиции сегодняшнего дня. План занятия. 1.Совместный анализ ситуации из школьной жизни. Это произошло в 4 классе. Я была примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я ее любила. -Дело было в мае, в конце 4 четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку. Придя в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Тамара Александровна поймет и разрешит мне сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы была неожиданной для меня. "Так! И ты без, обуви!" – закричала она. "Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул". И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла. Анализ ситуации. Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину). *Действие учителя. Учительница использовала метод наказания. *Результат педагогического воздействия. Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий. *Методика взаимодействия учителя с учеником. Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.
Со мной в классе училась девочка, которая отставала в умственном развитии (только теперь я поняла, в чем была причина такого отношения к ней), а соответственно и в успеваемости от сверстников. Она была забитой серенькой мышкой и стремилась войти в класс незаметно. Ее часто очень сильно били, даже я иногда пыталась ей сказать что-нибудь грубое, неприятное (теперь мне очень стыдно за свое поведение). Ее мама часто ругалась с нами, жаловалась классному руководителю, встречала дочь из школы. Но мало что помогало в такой ситуации. Девочка возвращалась домой в грязном платье и зареванная. Единственный человек, кто пытался защищать ее, была наша классная руководительница. Остальные учителя просто не обращали на эту ситуацию никакого внимания, считая, что дети разберутся сами. А классный руководитель считала, что этой девочке необходима ее помощь. И мы боялись классного руководителя, что она может нас наказать за издевательства над этой девочкой. Наша классная руководительница постоянно с нами беседовала, говоря нам, что так поступают только самые жестокие люди, порой даже наказывала. А саму девочку учила, как надо защищать себя. Теперь я вспоминаю эту учительницу, как единственного человека, который противостоял нашей детской жестокости, был искренне заинтересован в воспитании в нас доброты, сочувствия более слабому, в отличие от других учителей предметников. 2..Групповой тренинг. Вспомнить и описать случаи из своего детства по следующим темам (ПО ВЫБОРУ): · детские страхи, · ложь и фантазия, · непослушание, · жадность и щедрость. · дети в бурных проявлениях (радость, гнев, истерики, драки…), · униженные и оскорбленные и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|