Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Весьма влиятельным среди множества различных школ 20 века был психоанализ. Его основы как философской концепции сформулировал Зигмунд Фрейд (1856-1939). Для австрийского ученого и его последователей характерно сведение социальных явлений к их биологическому началу. Так, Фрейд особое значение придает сексуальности человека, влиянию сексуальной энергии («либидо») на жизнь и поведение людей. Сексуальная энергия объявляется основой культуры. \Сексуальный материализм\

Со временем Фрейд расширил область инстинктов, детерминирующих поведение людей. Он отнес к ним, с одной стороны, инстинкты к жизни и самосохранению, а с другой – инстинкты разрушения, агрессии и смерти. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет ход развития человека, общества и его культуры. Причем функция культуры репрессивна. Социальные нормы подавляют естественные инстинкты и влечения людей, лишают их свободы и счастья. В целом философия Фрейда носит пессимистический характер.

Расширение рамок психоаналитической теории происходит у Карла Юнга (1875-1961). Он ввел для изучения проблему “коллективного бессознательного”. Ключевые образы психики и сознания были названы им архетипами, т. е. первообразами или доминантами. В целом, для фрейдизма характерно биологизаторство и недооценка социальной обусловленности человеческого поведения.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Противоречие фрейдизма реальностям XX века и в то же время стремление сохранить некоторые принципиальные его положения вызвало к жизни неофрейдизм. В нем сделан серьезный шаг вперед по включению в философию значительной части общественной проблематики - в первую очередь культурно-психологической.

Известным теоретиком неофрейдизма является Карен Хорни (1885-1952). К. Хорни подвергла критике пансексуализм З. Фрейда. В частности, тезис о том, что физиологичес­кие различия мужчин и женщин определяют различия их личности. Чувство неполноценности, которое испыты­вают женщины, детерминировано их экономической, политичес­кой, психологической зависимостью от мужчин. Эта зависимость, по мнению Хорни, обусловлена мужским типом культуры, закрепляющим неравноправные позиции полов в обществе.

Хорни настаивала на необоснованности фрейдовского пессимизма, выступала с критикой биологического детерминизма и подчеркивала присущий человеку потенциал развития и роста. Хорни писала: «Фрейд с пессимизмом смотрел на человеческую природу. …человек обречен на неудовлетворение, какой бы путь он ни выбрал. Он не может удовлетворительно изжить свои примитивные инстинктивные влечения без разрушения себя и цивилизации. Он не может быть счастлив один или с другими. У него есть единственная альтернатива - страдать самому или заставлять страдать других». Целый ряд наклонностей, обусловленных социальными факторами, Фрейд сводил к инстинктивно-биологическим и считал их неотъемлемо присущими «человеческой природе». Капитализм рассматривался им как «анально-эротическая культура», войны обусловлены у него «врожденным деструк­тивным влечением». Войны – следствие влечения к смерти».

Итак, представители неофрейдизма уходят от плоского фрейдизма с его биологизмом и делают серьезный шаг вперед по включению в детерминацию значительной части общественной культурной реальности.

Взгляды Хорни оказали заметное влияние на теорию феминизма, а также на постмодернизм.

 

Литература

Введение в философию. М., 2002.

Философия. Уч. Пособие / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1996 и посл. изд.

 

Какая черта в наибольшей степени отличает психоанализ Фрейда и Юнга?

Биологизаторство, недооценка социальной обусловленности человеческого поведения.

В чем заключается наибольшее отличие неофрейдизма от предшествующих психоаналитичепских теорий?

В неофрейдизме сделан серьезный шаг вперед по включению в философию значительной части общественной проблематики - в первую очередь культурно-психологической.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.