Этапы формирования и деятельности команды ( модель Такмена и Дженсена)
Этапы
| Краткая характеристика
| Роль лидера
|
Формирование
| это еще не команда, а совокупность отдельных индивидуумов;
происходит обсуждение в самом общем виде назначения команды, ее целей, состава, механизмов работы и т.д.
люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести впечатление друг на друга;
возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным представлением о предстоящей работе в команде;
разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени;
низкая приверженность интересам команды.
| познакомить членов команды друг с другом, если они незнакомы;
создать непринужденную и комфортную обстановку;
дать команде четкое направление и ясную цель;
вовлечь членов команды в разработку планов, уточнение ролей и определение способов совместной работы;
предоставить команде информацию, необходимую для начала работы
|
Срабатывание (бурление)
| люди «открываются» и выявляются индивидуальные цели и ожидания;
на поверхность выходят разногласия и противоречия;
назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения – все может быть поставлено под сомнение и оспорено;
внутренние проблемы команды выходят на первый план;
чувства находят свое выражение;
возможно возникновение межличностных конфликтов;
обращение к прошлым инцидентам и проблемам;
формируется готовность принять риск совместной работы;
члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе.
| помогать команде успешно решать споры;
обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем.
воодушевлять команду на достижение намеченных целей;
изучить сильные и слабые стороны каждого члена команды;
поощрять членов команды принимать на себя все большую ответственность и новые обязательства;
разработать и реализовать соглашения о полномочиях членов команды и порядке принятия решений;
команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный способ управления своими делами.
|
Нормирование
| установление норм и процедур работы;
формирование приемлемого стиля руководства;
распределение ролей и формирование моделей взаимодействия;
развитие сотрудничества и взаимной поддержки, крепнет доверие;
формирование механизмов принятия решений, контроля и обратной связи;
| обеспечивать формирование норм и механизмов, способствующих эффективной работе команды;
согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями;
способствовать сплочению команды.
|
Функционирование
| команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей;
общее понимание проблем;
взаимная поддержка и взаимопомощь;
комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот;
развитие, профессиональный и личностный рост членов команды.
| регулярно оценивать эффективность работы команды и результаты ее деятельности;
предоставлять членам команды обратную связь;
делегировать дополнительные полномочия членам команды;
обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности;
|
Реорганизация или расформирование
| роспуск или переформирование команды после выполнения ею поставленной задачи;
возможен также вариант постановки перед командой новых задач.
| информировать членов команды о предстоящих переменах (уменьшать напряженность, связанную с изменениями и переходами);
оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились;
поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения
|
Таким образом, роль лидера является ключевой в команде, обладая определенным влиянием, он должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. Поэтому компании уделяют много внимания подбору и подготовке лидеров, способствуют повышению их квалификации, проводя различные тренинги и семинары.
МОИ РОЛИ В КОМАНДЕ
Согласно результатам тестирования по тесту Белбина моя роль в команде-дипломат/коллективист.
Это люди, пользующиеся наибольшей поддержкой команды. Они очень вежливы, обходительны и общительны. Они умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям. Дипломаты очень дипломатичны и восприимчивы. Они умеют слушать других и сопереживать, очень популярны в команде. В работе они полагаются на чувствительность, но могут столкнуться с трудностью при принятии решений в срочных и неотложных ситуациях. Мягкий, восприимчивый, дипломатичный. Умеет слушать, предотвращает трения членов команды — чувствителен по отношению и к индивидам, и к ситуациям. Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль в команде. Если в команде есть сложные в общении люди, то Коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Коллективист может быть нерешителен в момент кризиса.
Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций. Из них получаются отличные наставники молодых менеджеров.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.