Здавалка
Главная | Обратная связь

АНАЛИЗ РЯДА МЕТОДОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Коллективные методы (методы организации коллективной мыследеятельности) являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. К числу этих методов следует отнести следующие методы.

1. Мозговая атака (штурм). Задача метода: в условиях неопределенной ситуации разработать максимальное количество возможных решений. Основной принцип метода заключается в спонтанном развитии и переплетении возникающих идей в соответствии с определенными правилами для выявления непознанных до сих пор возможностей решения проблемы.

Метод «мозгового штурма» был предложен в 40-х годах американским консультантом в области рекламы Алексом Осборном. «Мозговой штурм» применяется, прежде всего там, где требуется выработка новых концепций, где не применим логический, рутинный подход. Он позволяет избавиться от стереотипов в решении проблем, получить максимум идей за короткий интервал времени.

2. Метод суда. Суть методики заключается в такой организации обсуждения проблемной ситуации в группе, когда одна сторона разрабатывает самостоятельные предложения, а другая - дает критику этим предложения. Цель методики заключена в выявлении наиболее аргументированного и оптимального решения.

3. Метод “черного ящика”. Экспертам выдается информация о характере и структуре проблемной ситуации. Эксперты самостоятельно разрабатывают способы решения данной проблемной ситуации и передают полученную информацию в аналитический центр “black box”, который вырабатывает рекомендации.

4. Метод эвристического прогнозирования. Метод предполагает использование экспертов узкой специализации. На основе предварительно разработанных анкет и таблиц разрабатывается единая модель исследуемого объекта, служащая инструментом нормативного прогноза.

5. Метод синектики. Технология метода предполагает прохождение этапов: собираются мнения о решении данной проблемной ситуации среди исполнителей или низшего управленческого персонала; отбираются мнения о решении проблемной ситуации среди работников высшего управленческого звена; собранные результаты анализируются, группируются и выстраивается общая модель поведения.

Поскольку раскрытие творческого потенциала сотрудников чаще всего требует определенного толчка, стимула, рекомендуется поиск отправной точки в совершенно посторонних областях (например, в области техники, общественной жизни природы).

Метод был предложен Вильямом Гордоном и основывается на результатах исследований творческих процессов. Эти исследования показали, что синектика стимулирует творчество, во-первых, потому что ее процесс соответствует фазам естественного творческого процесса, во-вторых, потому что используется типичный для творчества принцип рекомбинации - связи между несвязанными по сути элементами знаний. Метод применяется для всех ситуаций, где необходимо коллективное принятие творческого решения.

Концептуальный подход. Для решения проблемы собирается группа из 5-7 участников, которая интенсивно работает с проблемой в течение 1—2 ч. Работа состоит из следующих этапов:

- вначале происходит постановка проблемы. Участники определяют и структурируют проблему и обобщают имеющуюся по проблеме информацию. Информация и соображения участников записываются на доске;

- анализируемая проблема постепенно «отчуждается» путем применения различных методов формирования ассоциаций. Чаще всего формируются ассоциации из области природы, техники, политики и общества;

- на заключительном этапе происходит возврат к исходной проблеме. Например, если при оптимизации несущих плоскостей самолета возникли аналогии с полетом птиц, необходимо перенести природное решение проблемы в область техники.

Через мышление с помощью аналогий участники развивают способность к пониманию сути проблемы и способность видения проблемы с разных точек зрения. При этом особенно хорошим ориентиром для многих технических решений является природа. Недостаток метода состоит в том, что участники обычно способны провести анализ проблемы с профессиональной точки зрения, однако в силу недостатка знаний в других областях способны сформировать лишь поверхностные аналогии. Успех применения метода зависит также от способности участников выявить взаимосвязи между их проблемой и другими областями.

6. Метод дневников. Используется в системе руководства с жесткой структурой должностных инструкций. Объект экспертной оценки вахтовый журнал, инструктивные документы, на основе которых вырабатываются рекомендации по увеличению эффективности в деятельности группы (предприятия).

7. Метод Дельфи основан на количественных оценках. Цель метода - вынести объективную и точную оценку существующих альтернатив с целью принятия оптимальных и социально приемлемых решений. Использование метода Дельфи возможно при использовании нескольких вариантов: с учетом средневзвешенного интегрального коэффициента, при попарном сравнении признаков, на основе правила среднего арифметического, качественного отбора. Общность вариантов обеспечивается путем сочетания критериев двух типов: точности и согласованности между экспертами.

Экспертизы по методу Дельфы проводятся в 4 тура. На первом туре экспертам сообщается цель экспертизы и формулируются вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. На втором туре им предъявляются усредненные оценки экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших крайние точки зрения. Третий и четвертый туры не отличаются от второго.

Особенности метода:

- уменьшающийся от тура к туру разброс оценок экспертов, их возрастающая согласованность. Иногда наблюдается поляризация точек зрения;

- позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение;

- анонимность экспертов;

- заключается в том, что в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и их взаимодействие в процессе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет, а также другими способами индивидуального опроса, например, в режиме диалога с компьютером; регулируемая обратная связь: обеспечивается проведением нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам;

- статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа: заключается в том, что группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, т.е. такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.

8. Метод комиссий - предполагает регулярные собрания экспертов для проведения открытых групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработке в ходе таких дискуссий согласованного решения.

Преимущества:

- Возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок;

- Этот метод при умелом использовании способствует созданию творческой обстановки в группе экспертов и разработке альтернатив решения.

Недостатки:

- отсутствие анонимности, что может приводить к довольно сильным проявлениям конформизма со стороны экспертов, присоединяющихся к мнению более компетентных или авторитетных специалистов даже при наличии противоположной собственной точки зрения.

- Дискуссия часто сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов.

- Другой существенный негативный фактор — различная активность экспертов, не всегда связанная с их компетентностью.

- Кроме того, публичность высказываний может приводить к нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно в процессе дискуссии изменилось.

9. Морфологический метод - основная идея метода состоит в уменьшении сложности проблемы через ее разделение на компоненты, причем эти компоненты должны быть относительно независимыми от общей проблемы. Морфологический метод был предложен в 1966 г. швейцарским астрофизике Цвики.

10. Метод систематизированной интеграции элементов решения. Поскольку отдельный работник обычно не в состоянии дать идеи для решения всех аспектов проблемы, имеет смысл интегрировать сильные стороны многих работников. Метод основывается на использовании творческого потенциала работников, здесь объединяются преимущества индивидуальной и групповой работы.

Основная область применения метода — сложные проблемные ситуации, решение которых должно быть инновационным и групповым. Метод реализуется в рамках совещания, в котором участвуют, как правило, от 5 до 7 человек. Совещание обычно продолжается примерно полдня. Для наглядности применяются проекторы и специальные доски.[6]


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.