Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания.

Задача 1.

Проанализируйте внешнюю среду предприятия и определите его возможные действия по адаптации к влиянию негативных факторов, приведенных в таблице:

Фактор Оценка Вес Направление влияния
Инфляция 0,13 -
Экономический рост в стране 0,15 -
Уровень политической стабильности в обществе 0,06 +
Уровень безработицы 0,13 -
Уровень налогообложения 0,11 -
Уровень доходов населения 0,12 -
Наличие протекционизма 0,12 -
Уровень рождаемости 0,10 -
Криминализация общества 0,09 -
Наличие лоббистских групп в законодательных органах власти 0,06 +

Решение задачи 1:

Любая организация находится под воздействием таких факторов, как научно-технический прогресс, состояние экономики, политика, требования экологии, культурное окружение и, наконец, демография. Воздействие этой группы факторов можно классифицировать как внешнюю среду высокого уровня, представляющую собой макросреду, влияние которой должно учитываться при разработке стратегических решений. Таким образом, внешняя среда – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности достижения успеха.

Инфляция, как известно, это кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричиной инфляции являются диспропорции между различными сферами экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Действительно, помимо негативного влияния инфляции на экономику, присутствует замедление экономического роста. Мы можем говорить именно о замедлении экономического роста, поскольку направление действия этого фактора негативное. Судя по всему, экономика страны находится в кризисной ситуации, поскольку на предприятие, стратегия которого разрабатывается на основе исходных данных, приведенных в задаче, негативно действует целый ряд факторов, а именно высокий уровень безработицы, нестабильное налогообложение, низкий уровень доходов населения, демографические проблемы (в частности, низкий уровень рождаемости). Кроме того, ситуация осложняется криминализацией общества. Вместе с тем, политическая ситуация достаточно стабильна, предприятие может воспользоваться преимуществами протекционизма в отношении своей деятельности. Об этом свидетельствует и наличие лоббистских групп в законодательных органах власти.

Общее влияние негативных факторов с учетом их весомости составляет:

9*0,13+8*0,15+8*0,13+6*0,11+6*0,12+4*0,10+5*0,09=5,64 балла.

А общее влияние положительных факторов, соответственно, составляет:

7*0,16+7*0,05+5*0,06=1,07 балла.

Таким образом, действие негативно влияющих факторов существенно превышает действие положительно влияющих факторов. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по предотвращению действия негативно влияющих факторов на деятельность предприятия. В частности, учитывая возможность инфляционного роста цен, в договорах на поставку продукции целесообразно предусмотреть применение метода ценообразования на основе скользящих цен (т.е. с поправкой на инфляцию). Поскольку экономика страны идет на спад, в случае возможности выхода на внешний рынок с продукцией предприятия такой возможностью не стоит пренебрегать. Из-за негативного влияния нестабильного налогообложения предприятию целесообразно применять «белые» схемы оптимизации налогообложения. А криминализация общества требует от предприятия усиления охраны сотрудников и принадлежащей предприятию собственности. Поскольку уровень доходов населения падает, то может активизироваться конкурентная борьба за потребителя, что также требует принятия превентивных мер.

 

Задача 2.

Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных; технологических, социально-культурных, политических и международных необходимо учитывать производителю:

а) спортивных велосипедов;

б) коллекционных кукол;

в) надувных лодок;

г) хлебобулочных изделий;

д) спичек.

В каждой группе факторов укажите 5-7 наиболее важных. Проранжируйте важность факторов макросреды для каждого из перечисленных производителей, сравните полученные результаты, попробуйте объяснить, почему для каждого предприятия результаты ранжирования могут быть разными.

 

Решение задачи 2:

Определим факторы макросреды для производителей спортивных велосипедов – это товар, предназначенный для определенного круга лиц, которые либо являются профессиональными спортсменами, либо приверженцы здорового образа жизни. Поэтому можно выделить и проранжировать следующие факторы:

Наиболее важными из них, на мой взгляд, будут факторы социально-культурной группы, а именно отношение населения к здоровому образу жизни. Пропаганда ЗОЖ позволит повысить спрос на товар.

Наличие инфраструктуры для занятия велоспортом: должны имеется специально оборудованные дорожки или площадки. Отсутствие таких мест приводит к непопулярности данного вида спорта в РБ.

Кроме того, так как спортивный инвентарь стоит не дешево, то следующим не маловажным фактором будет уровень доходов населения и уровень жизни населения (группа экономических факторов), что в итого повлияет на приверженность к ЗОЖ.

Так же будут оказывать влияние географические и климатические факторы, т.к., например, в южных теплых районах, странах велоспорт будет пользоваться большей популярностью, чем в северных и дождливых.

Тоже самое можно сказать и про надувные лодки – они бывают различных видов, разного предназначения. Поэтому круг потребителей здесь будет несколько шире: добавляются не только спортсмены, но и любители речного отдыха, рыбалки и др. В связи с этим для данного товара на первое место поднимутся факторы №3-4 из приведенных выше. Т.к. это специфический товар и требует специальной программы стимулирования.

Для товара «коллекционные куклы» наиболее важными и решающими факторами будут:

Уровень жизни и уровень доходов населения (это дорогостоящий товар и его потребление требует наличия свободных денежных средств).

Уровень образованности населения.

Психологические факторы потребителя – вкусы, предпочтения, увлечения, личностные характеристики и темперамента. Коллекционированием занимаются очень увлеченные люди. А коллекционированием кукол –те кто в душе романтик и ребенок.

Остальные факторы особого влияния не окажут, хотя их следует отслеживать

Что касается хлебобулочных изделий и спичек, то это товары первой необходимости и покупать их будут всегда и везде, независимо от уровня дохода, уровня образования или места расположения. Поэтому производителю хлебобулочных изделий следует обратить внимание на дифференциацию своей продукции с учетом национальной принадлежности покупателей, их религиозных предпочтений и др. (например, выпекать х/б изделия по рецептам народов мира, с разными свойствами – диабетический, с витаминами и пр.). Другими словами для товаров данной группы товаров определяющим фактором является сам потребитель с его вкусами, предпочтениями, интересами и взглядами на жизнь – т.е. это факторы психографической группы.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что результаты ранжирования факторов могут быть различными не только для предприятий, производящих разные товары, но и для предприятий со схожими товарами, т.к. сам продукт хоть и является определяющим, но существует и множество других аспектов в решении поставленной задачи (например, расположение предприятия-производителя, национальные особенности и пр.)

 

 

Задача 3.

 

Численность населения - 1 млн человек. Среднее потребление яиц – 205 штук в год на человека. В настоящее время розничная цена этого продукта 20 тыс. руб. за 1 десяток. По прогнозу, в следующем году цены поднимутся в среднем на 15 %. Рассчитайте ёмкость рынка яиц в стоимостном выражении в текущем году и в будущем году.

Методические указания.

Оценка потенциальной ёмкости рынка в натуральном выражении может производиться по уровню охвата и проникновения (формула 1) и по среднему нормативу потребления

(формула 2).

Q = n · c · q , (1)

Q = ΣΣPijN , (2)

где Q – емкость рынка, ед. товара;

n – количество потенциальных потребителей;

c – уровень охвата, доля реальных пользователей среди потенциальных потребителей,

q – уровень проникновения, величина единичного потребления на одного реального

пользователя,

Pij – доля населения, принадлежащая к i-му сегменту рынка, доходы которого

позволяют приобретать объём товаров и услуг в рамках j-го бюджета;

Nj – средневзвешенный норматив потребления определённой группы продукции

(технологический норматив для производства, физиологический – для продуктов

питания, рациональный для непродовольственных товаров) в базисном периоде.

Ёмкость рынка в стоимостном выражении может оцениваться через товарооборот (формула 3).

Q = n ・ q ・ p, (3)

где Q – емкость рынка, ед. товара; n – количество потенциальных потребителей; q – величина потребления на одного реального пользователя; p – средняя цена за единицу товара.

 

Задача 4.

Примите решение по выбору канала товародвижения, пользуясь критерием эффективности (затратоотдачи):

1. канал нулевого уровня:

· расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети = 168 млн. руб.;

· издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) = 100 млн. руб.;

· прибыль от реализации товаров = 500 млн. руб.;

2. одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей):

· издержки обращения (оптово-сбытовые, транспортные) = 60 млн. руб.;

· прибыль = 318 млн. руб.;

3. двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику):

· издержки обращения (сбытовые) = 58 млн.руб.;

· прибыль = 120 млн. руб.

Решение задачи 4:

Эффективность – это способность приносить эффект; результативность процесса; отношение результата к затратам.

При организации движения товара по каналу нулевого уровня эффективность товародвижения составляет:

Э0=500/(168+100)=1,87 руб./руб.,

что означает, что 1 руб. средств, вложенная в работу канала товародвижения приносит прибыль в сумме 1,87 руб.

При организации одноуровневого канала товародвижения:

Э1=318/60=5,30 руб./руб.

При организации двухуровневого канала товародвижения:

Э2=120/58=2,07 руб./руб.

Таким образом, по критерию эффективности (затратоотдаче) следует отдать предпочтение одноуровневому каналу товародвижения.

 

Задача 5

Определите уровень канала распределения товаров: обувь «Marko», йогурт «Монтик и трактор- «Беларус» - 901; выберите и обоснуйте выбор наиболее выгодного вида транспортировки данного товара.

 

Решение задачи 5:

 

Существует 4 вида каналов распределения.

Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленные дистрибьюторы и дилеры.

Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которых крупные оптовики, как правило, не обслуживают.

Для распределения трактора- «Беларус» - 901 целесообразно использовать канал нулевого уровня (прямая продажа с завода-изготовителя) или канал первого уровня (через дилерскую форму).

Обувь «Marko» целесообразно реализовать через сеть фирменных магазинов.

Йогурт «Монтик» можно реализовывать посредством трехуровневого канала, включающего фирму-производителя, оптового и розничного торговца.

Транспортировать указанные товары целесообразно автомобильным транспортом. Это подходит как для транспортировки большегрузных и крупногабаритных грузов, так и при перевозках мелких грузов. Виды автомобильного транспорта будут, естественно, отличаться.

Задача 6.

ООО "Фермер" оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию живот- новодческого оборудования.

Определите позицию товара (услуги), предварительно разработав:

- преимущества товара (услуги);

- описание целевого рынка;

- характеристики конкурентов;

- схему позиционирования

 

 

Решение задачи 6:

Преимущества товара

Мой товар (услуга) – ремонт и техническое обслуживание живот- новодческого оборудования – имеет следую- щие преимущества: 1. Низкая цена. 2. Кратчайшие сроки. 3. В удобное для клиента время. 4. Гарантия безотказной работы оборудования после ремонта – 2 года. 5. _________________________________________________ 6. _________________________________________________  

 

Описание целевого рынка

Мой клиент – фермер. Возраст – 30 лет. Женат. Семья – 4 человека. Уровень доходов 50 млн. руб. в год. Все световое время в весенне-летне-осенний период отводит работе на ферме. В зимнее время увлекается охотой. (Распределение свободного времени). Планирует в будущем увеличить площадь земельных угодий с 25 до 50 га. Будет специализироваться в отрасли молочного скотоводства. Планирует иметь 100 коров, получать надои молока в среднем от одной коровы по 4 – 5 тыс. литров в год. (Его интересы). Рачительно относится к деньгам. Экономит деньги для приобретения дополнительных средств производства и поддержания в работоспособном состоянии существующих. Стремится затратить меньше средств на содержание скота, ремонт и эксплуатацию животноводческого оборудования. (Ожидаемое им преимущество).  

 

Характеристика конкурентов

Область деятельности – механизация животноводческих ферм
Конкурирующая фирма: - Райагропромсервис - ________________ - ________________ Ключевое преимущество: - Выполнение работ в кратчайшие сроки - _______________ - _______________ Целевой рынок: - Сельскохозяйственные производственные кооперативы района - ________________  

Составление схемы позиционирования

Фермерам, специализирующимся в животноводческой отрасли (целевой рынок), общество с ограниченной ответственностью "Фермер" окажет помощь в механизации животноводческих ферм (область деятельности), выполнит ремонт и техническое обслуживание животноводческой техники по низкой цене (дополнительное преимущество), гарантируя ее безотказную работу после ремонта не менее двух лет (ключевое преимущество).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.