Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос № 4. Задачи и сущность анализа и управления объемом произ-ва и продаж.



Основной задачей анализа выпуска и реализации является анализ конкурентно позиции предприятия и его способности гибкого маневрирования при изменении коньюктуры рынка. Эта задача решается путем частных задач: 1)оценки степени выполнения плана(производственной программы). 2)Оценки динамика выпуска и реализации продукции.3). Оценки выполнения договоров по объему ритмичности поставки качества и комплектности.4). Установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска.5). Оценки резервов увеличения выпуска и реализации продукции.6). Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источники информации: 1.Бизнес-план предприятия.2.Оперативный план-график. 3.Отчетность Ф1-П(годовая)-отчет по продукции.4.Отчет Ф2-О прибылях и убытках. 5.Ведомость №16. Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация.6.Данные б/у. 7.Оперативная отчетность.

Основными показателями объема производства промышленных предприятий явл-ся: 1)Валовая продукция- стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.2)Товарная продукция- отличается от валовой ,тем что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.3)Реализованная продукция- стоимость реализованной продукции реализованной и оплаченной покупателями.4)Натуральные показатели -шт,тонны,литры и т.д.используются при анализе объема производства по сдельным видам однородной продукции.5)Условно-натуральные показатели применяются для обощения характеристики объемов производства продукции.(н-р.:на консервных заводах тысячи условных банок(ТУ);на ремонтных предприятиях колличество условных ремонтов.6)Безубыточный объем реализации - объем при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Анализ объема и структуры в продукции проводится в несколько этапов: этап1).Анализ динамики объема определения выпуска и реализации продукции с помощью определения базисных и цепных темпов роста, среднегодового темпа роста(прироста).

этап2). Анализ выполнения производственной программы по ассортименту. Оценка выполнения плана по ассортименту может определятся: 1)по способу наименьшего %. 2). По способу среднего %,который рассчитывается (Общий фактический выпуск продукции в пределах плана/общеплановый выпуск продукции). 3). По удельному весу изделий по которому план выполнен.

Этап 3) Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы , неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции , приводящим к изменению её структуры , что оказывает влияние на себестоимость, рентабельность, валовую продукцию и т.д.

Этап 4). Анализ точки безубыточности . Для предприятия необходимо производить и продавать продукции как минимум столько, чтобы прикрывать осуществленные затраты, то есть не получать убытков. Такой объем соответствует критическому, безубыточному, минимально необходимому объёму продаж, то есть объёму при котором предприятие не получит ни прибыли ни убытков.

Качество продукции – это понятие, характеризующее параметрические, потребительские, эксплуатационные, технологические свойства изделия(продукции), уровень его стандартизации, надежность, долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Например: удельный вес новых видов продукции в общем ее выпуске, удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции в объеме выпуска, удельный вес продукции высшей категории качества в объеме выпуска, удельный вес экспортируемой продукции в объеме выпуска

Индивидуальные показатели характеризуют 1 или несколько свойств продукции: полезность, надежность(долговечность, безотказность в работе), технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений(трудоемкость, энергоемкость, эстетичность изделий

Косвенные показатели, например штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака.

Основная задача анализа качества продукции изучить динамику названных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.

Ритмичность– это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Неритмичность ухудшает все экономические показатели. Например: снижается качество продукции, увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость капитала.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели: прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности. Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, уплата штрафов за несвоевременную отгрузку и т.д.

Коэффициент ритмичностиопределяется делением суммы, которая зачтена в выполнении плана по ритмичности на плановый выпуск продукции.

Необходимо изучить внутренние причины аритмичности производства. Например тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень технологии контроля и т.д. Внешние причины – это несвоевременная поставка сырья поставщиками и т.д.

Резервы роста производства. Внутрипроизводственные резервы роста объема производства: 1) Улучшение использования труда. А) создание доп. Рабочих мест. Б) ликвидация потерь рабочего времени. В) повышение производительности труда. Г) улучшение структуры кадров, рост квалификации. 2) улучшение использования средств труда ( оборудования): а) укомплектование новых рабочих мест оборудованием. Б) ликвидация потерь рабочего времени оборудования. В) повышение производительности оборудования. Г) улучшение структуры ОС. 3) улучшение использования предметов труда(сырья): а) снижение норм расхода материалов. Б) внедрение прогрессивных видов сырья и материалов.

Резервы роста объема производства- это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.