Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИНДИЙСКОЙ МУЗЫКИ.



Им может считаться 16 век. С музыкой стали ассоциироваться такие великие имена, как АКБАР (1556 – 1605) и ТАНСЕН. История не знает точно, был ли Аллауддин Кхилзи сам любителем музыки, возможно, у него не было на это времени. Однако, он позволил своему министру Кхусро развивать музыку. Это само по себе — немалый вклад. В случае с Акбаром все было совсем по-другому. Изменились времена. Дни политических беспорядков и переворотов закончились. Пришли мир и стабильность. В Королевском Дворе царила атмосфера музыки и культуры. Тансен мог петь, и музыка могла развиваться более естественно. Ведь музыка – это культурная роскошь, для которой мир необходим. Акбар был также Императором Музыки. Двор Его Величества был полон музыкантов и любителей музыки. Тансен возглавлял список таких великих певцов, как Байджу Бавра, Рамдас, Танранг Кхан, и т.д. Говорят, их было 36 – это большое число.

Перед тем, как прибыть ко Двору короля Акбара, Тансен жил у короля Рамчандра. Когда Император услышал о славе и известности музыкальной магии Тансена, он с почтением пригласил его ко Двору и сделал Тансена важным певцом. Это было королевским признанием музыкального значения Тансена. Это была честь Музыке, любителям музыки и персонально Тансену. Сам Тансен был не только великий ученый музыкант, но и великий исполнитель. У него был большой успех на сцене, и его Дхрупад Дхамар был очень популярен и распевался всем народом. Он не только создал новые, но и модифицировал старые раги. То, что нам сегодня известно как Раги Мийаки Тоди и Мийа Мальхар – есть ни что иное, как старые Раги, которые так музыкально и мелодично трансформировались после прикосновения Тансена.

Тансен был не только певцом, но и человеком с характером. Он был верным слугой Императора, и почти рабом Музыки. Именно эта двойная и непоколебимая преданность Императору и Музыке сделала его великим и запоминающимся.

Существует множество историй, которые раскрывают многогранность его музыки. Вот первая из них. Однажды, случилось так, что слон Императора потерял терпение и начал метаться туда-сюда. Возлюбленная Тансена, мисс Тани, попала в эту суматоху. Она поддалась общей панике и не знала, что делать. Тансен увидел это. Музыка спасла ситуацию. Тансен начал петь, и слон забыл свою дикость. Зверь был загипнотизирован музыкальными нотами и тихо и мирно уселся. Это доказывает, что хотя Тансен был человеческим существом, его музыка была сверхчеловеческой и Божественной.

Другой случай, который более известен, показывает другую грань его музыки. Хоть и кажется, что музыка выходит из человеческого горла, но на самом деле настоящая музыка исходит от сердца и духа. От музыканта требуется полная отдача на волю Богине Музыки. Тансен был музыкантом такого рода. Когда он увидел, что принцесса, дочь короля Акбара, смертельно больна, и только Рага Дипак может спасти ее, Тансен, позабыв себя, начал петь с полной преданностью и религиозным посвящением. Его даже не беспокоило, что он может потерять свою жизнь. Музыка для Тансена была дыханием и жизнью. Что произойдет с ним, было не важно. Отдача на милость музыке была полной. Это и сделало его бессмертным. И как говорят: “Люди могут забыть Акбара, но не Тансена. Настоящее искусство никогда не умирает”. Несмотря на все это, Тансен чуть не умер от жара, созданного Рагой Дипак. Жар действительно был. Но позднее Тансен был спасен опять же музыкой: другой рагой — Мегх Мальхар.

Музыка является Спасителем везде.

Третий пример раскрывает сразу несколько сторон его музыки. Мы уже говорили, что Акбар был не только Императором Индии, но и Императором Музыки. Невозможно, чтобы он не знал имени Свами Харидаса – великого Учителя Тансена. Он знал, что если Тансен поет такого рода музыку, песни и Раги, его Гуру должен быть еще более великим. Любовь Акбара к музыке не давала покоя его уму. Желание услышать Свами Харидаса было столь велико, что он забыл о своем королевском троне, а думал только о музыке Свамиджи. Он инстинктивно знал, что Свамиджи не может быть доставлен ко двору силой. Сила и музыка никогда не ходят вместе. Когда Тансен сказал Акбару, что его Гуру никогда не сможет стать придворным певцом, ситуация стала критической: Акбар не мог жить без музыки Свамиджи, а Свами Харидас не мог петь, когда его дух не побуждал к этому. Критическая ситуация была спасена простым сахаджевским способом. Акбар и Тансен придумали совместный план. Акбар узнал из этой ситуации, что слушатель должен также сдаться музыке. Акбар должен стать простым человеком с улицы. Для Акбара это было ничто, столь велико было желание услышать Небесную Музыку. Акбар как человек был выше, чем Акбар как Император. Он также знал, что Свамиджи не станет петь королю. В музыке нет ни принца, ни нищего. Музыка – нивелир человечества. Если мы слушаем музыку как человек, мы можем наслаждаться ею. Кто-то может делать замечания – не имеет значения. История продолжалась дальше. Акбар и Тансен пошли к месту Гуру. Тансен — как певец, Акбар – как игрок на танпуре. Тансен вызвал своего Учителя на пение. Это был мягкий музыкальный трюк (уловка). Тансен начал петь некую Рагу, сознательно делая ошибки. Гуру, как и ожидалось, рассердился и начал исправлять их, пропевая эту Рагу. Акбар был потрясен, услышав это, и с упоением наслаждался. Он был счастлив и удовлетворен: “Тансен Миа, почему ты не поешь так, как твой Гуру?” “Кхавинд, вопрос не труден. Я пою, потому что Твое Величество приказывает мне петь. Я пою как слуга. Мой Учитель поет как мастер. Настоящая музыка никогда не может быть служанкой”. Акбар понял это и замолчал.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.