Здавалка
Главная | Обратная связь

ПАНДИТ ВИШНУ ДИГАМБАР ПАЛУСКАР и ПАНДИТ ВИШНУ НАРАЙАН БХАТКХАНДЕ.



Эти двое начали возрождение музыки в Индии. Они путешествовали по всей стране, посетив каждый уголок. Крупицы музыкального нектара, которые они трудолюбиво собрали, были оформлены в виде книги. Эта коллекция сокровищ позволила музыке стать тем, чем она является сегодня. Хотя некоторое время музыка практиковалась людьми, уровень жизни которых был очень низким. Но грязь была снаружи, а внутри их умы хранили чистоту и преданность Божественной музыке. И несправедливо было смотреть в обществе на них сверху вниз.

Некоторые Британцы также интересовались Индийской Музыкой. Ученые Сэр Вильям Джонс, Капитан Дэй, Капитан Виллард написали книги по музыке. Их попытки произвели впечатление на Индийских интеллектуалов.

В то же время возникла совершено новая форма в музыке – РАВИНДРА САНГИТ. Ее создатель Вишва Кави, нобелевский лауреат Рабиндранатх Тагор.

Пандит Вишну Нарайан Бхаткханде и Пандит Вишну Дигамбар Палускар – эти двое ответственны за еще одно направление в музыке. Когда музыка покинула двор, на какое-то время она стала сиротой. Не было никого, кто бы присматривал и заботился о ней. В результате этого процесса музыка опустилась до самого низа. Те, кто практиковал музыку, относились к самым низшим слоям общества. Их искусство было богатым, но их социальный статус был очень бедным. Такое положение дел было полностью изменено этими двумя великими личностями. Их высокий социальный статус был уже установлен. Уже не было сомнений в величии музыки. Когда эти две великие вещи соединились вместе, музыка заняла подобающее благородное место, которое она потеряла. Это как изменения в море: прилив – отлив.

В 1896 г., ровно 100 лет назад, Пандит Палускар начал свое музыкальное путешествие пилигрима с единственной целью донести музыку до людей, заполнив разрыв между классической и народной музыкой в нашей стране. Его мудрый характер и святая музыка изменили отношение народа к музыке. Ее начали уважать, а не просто наслаждаться ею. Пандитджи достиг этого двумя путями. Он организовал музыкальные встречи. Их посещали по одной простой причине, – это были приятные мелодичные концерты. Это был великий и практичный метод. Он создал повсюду специальные музыкальные институты. Гандхарва Махавидьялайя в Лахоре был первым (5 мая 1901 г.), потом в Бомбее, а затем по всей стране были созданы филиалы. Музыкальный Колледж Марис в Лакноу, известный сейчас как «Бхаткханде Сангит Видьяпитх», Мадхав Сангит Видьялайя в Гвалиоре и музыкальный колледж в Бароде – вот некоторые из них. Его дальнейший вклад был в форме научных книг: «Сангит Бальбодх», «Свальпалап Гайян», «Сангит Татвадаршак», «Рага Правеш», «Бхаджанамрут Лахари» и др. Он создал свою собственную нотную систему. Его сын Пандит Д. В. Палускар также был величайшим музыкантом исполнителем своего времени.

Вторым пилигримом в музыке был Пандит Бхаткханде. Он был пилигримом исследователем. Это была очень напряженная работа. В этом долгом путешествии он слушал сотни и тысячи певцов, их индивидуальные представления. Собирал Кхайалы и Бандиши. Эту гигантскую работу он успешно выполнил. Это стало делом всей его жизни. Первым плодом было 7 огромных изданий по музыке с его собственной нотной системой Бхаткханде. Это самое ценное сокровище в музыке. Он выпустил музыкальный учебник из 6-ти частей, полных знаний и информации по музыке, заглавие которого — «Хиндустани Сангит Паддхати Крамик Пустак Маалика». Он содержал тысячи бхаджанов и бандишей с нотной системой Бхаткханде. Он также написал четыре книги по теории музыки, которые имели большую образовательную ценность для студентов музыкальных учебных заведений. Он написал две книги на Санскрите: «Лакша Сангит» и «Абхинав Рада Манджири». Он также организовал музыкальные семинары, и из них родилась идея Всеиндийской Музыкальной Академии. Он читал лекции на этих собраниях. Книга на английском: «Краткое историческое обозрение музыки верхней Индии» – собрание таких лекций. Благодаря этим попыткам была установлена «Сангит Видьялайя».

Все современные музыканты находятся в неоплатном долгу перед этими двумя Сангит Риши за их благородный и колоссальный миссионерский труд в музыке.

После получения Индией независимости музыка стала очень быстро распространяться во всех направлениях. Музыка стала дышать воздухом свободы. Она нашла место и в образовательных учебных программах, и студенты начали получать степени по музыке. Музыка нашла уважительное место на радио и телевидении. Кинофильмы также нашли музыку очень ценной и полезной. Каждый ощутил присутствие музыки везде и всюду. Сегодня она стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

«НААД» – это комбинация: «НАКАР» – жизненного дыхания (воздуха) и «ДАКАР» — энергии (огня). Наад – это когда дыхание, наполненное энергией, рождает музыкальный звук. Рассмотрим это определение, чтобы правильно и совершенно объяснить человеческий голос, который считается первоисточником музыки, по крайней мере, в Индии.

Дух, желающий выразить себя, побуждает ум или желание, ум в свою очередь пробуждает жар или энергию в теле, которая в свою очередь пробуждает дыхание, находящееся в «Брахмагрантхи». Дыхание, вызванное таким образом, поднимается вверх выше и выше шаг за шагом и выходит через грудь и горло, как музыкальный тон. Таким образом, человеческий голос является первичным источником музыки.

«Наад» бывает двух типов: один –«Ахат Наад», другой – «Анахат Наад».

АХАТ НААД

Этот звук слышится нашими ушами, он создается трением или соударением каких-либо двух вещей. Этот звук напрямую соединен с музыкой. Старейшины рассматривали этот Наад, как музыкальное транспортное средство, для путешествия из этого мира на Небеса.

АНАХАТ НААД

Этот звук не рождается от удара или трения, обычно он не слышится ушами, человек только знает о его существовании. Это прямая противоположность звуку. Его можно услышать, если плотно закрыть уши ладонями, и в тишине мы услышим что-то подобное «су-у», «су-у…». В древние времена наши мудрецы и святые культивировали этот звук. Он указывал на духовное освобождение, а не на энергию духа. Это не используется в музыке, и вообще не имеет к ней никакого отношения.

Ударный звук (Ахат), который является музыкальным и приятным для ушей называется просто «Наад». Он имеет три характеристики: высоту, тембр и амплитуду.

Высота тона зависит от числа вибраций в этой музыкальной ноте (частоты). Проще говоря: больше вибраций – нота выше, меньше вибраций – ниже.

Тембр – это качество звука помогает на слух дифференцировать и распознавать различные звуки, даже не видя, каким инструментом или голосом они создаются.

Амплитуда (громкость) – интенсивность звука, которая зависит от того, сколь мягко или громко звук произносится.

ШРУТИ

Слово «Шрути» происходит от санскритского корня «ШРУ», что означает – «слышать», но термин Шрути определяется лингвистами как средство выражения. Эти шрути или интервалы передают определенную экспрессию слушателю. В древней музыкальной книге «Свармел Каланидхи» говорится о 22-х нервах в области сердца, и звук этих нервов может быть четко услышан, они и называются Шрути. Эти интервалы не могут быть спеты последовательно, но их возможно услышать в различных мелодичных фигурах в вокальной музыке, или они могут быть продемонстрированы на струнном музыкальном инструменте. Каждый шрути имеет название, которое отражает его характер.

Чтобы глубже понять, что такое шрути, проанализируем один пример. Предположим, один звук имеет частоту 100 вибраций в секунду, а другой 101 вибрацию в секунду. Технически эти два звука отличаются друг от друга, но эта разница настолько мала, настолько тонка, что практически неуловима. Но если мы увеличим разницу, то слушатель сможет услышать эти два различные звука. Они и называются Шрути. Их двадцать два и все они присутствуют в одном Саптаке или октаве. Исполнить музыку с использованием всех Шрути в одной октаве практически невозможно. Поэтому обычно используется только 12 Свар (нот).

СВАР

Наши Святые и Мудрецы (Риши и Муни) изучали естественные природные звуки птиц и животных. В результате этого научного изучения были установлены ноты: Шаджа – от павлина, Ришабха – от буйвола, Гандхар – от овцы, Мадхьям – от журавля, Панчам – от кукушки (соловья), Дхайват – от лошади и Нишад – от королевского животного – Слона. Они установили определенную последовательность нот.

Человек – животное, но в ином смысле. Он имеет ум, он может думать. Человек имеет внутри себя божественный дар – Дхвани Питика (Звучащую коробку) – уникальный инструмент, способный выдавать множество звуков – различных Свар и Вьянджанас. Эти различные свары есть музыкальные ноты: Sa, Re, Ga, Ma, Pa, Dha, Ni.

С древних времен в музыке ноты были описаны, определены и воспроизводились различными способами. Матанг в «Брихаддеши» интерпретирует Свар как что-то сияющее само по себе. В Раге «Вибудха» свар описывается как звук (наад), который проявляет себя, понятный и чарует слушателя. Согласно Шаарангадеву автору «Сангит Ратнакар» Наад сначала слышится как шрути или интервал, затем следует резонанс, который придает выразительность – это и есть нота.

Из 22 — 7 шрути были отобраны и размещены через определенные интервалы в октаве. Эти 7 Шрути называются Свары. Из-за различимых интервалов между ними они слышатся более четко и могут резонировать длительное время, не нарушая баланса вибраций ноты. Это качество делает ноты мелодичными, что очень желательно и является сутью музыки. Свар – это алфавит музыки. Таблица показывает, как размещаются ноты и интервалы, принятые современными музыковедами:

 

Ноты могут быть двух типов: Подвижные/Викрит и Неподвижные/Шуддха (чистые).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.