Здавалка
Главная | Обратная связь

Подвижные/ВИКРИТ СВАРЫ



R,G,D,N и M – подвижные ноты. Движение бывает двух типов. R,G,D,N – чистые ноты. Когда они покидают свои места, они становятся пониженными (бемоль — Комал). Их обозначают горизонтальной чертой под нотой: RGDN.

«М» – единственная подвижная нота, которая поднимается выше. Из-за своего резкого тона она называется Тивра или острая. Она обозначается маленькой вертикальной чертой над буквой: « » (далее — М`).

Неизменные/ШУДДХА СВАРЫ

S и P всегда неизменные или Ачал.

Таким образом, мы имеем 12 Свар: S R R G G M M` P D D N N

Впервые Тхата или Мел упоминается только в 15 веке поэтом Локханом. До этого было 16 тысяч Раг, которые исполнялись Гопи перед Господом Кришной. Из них хорошо известны были 36. Поэт Локхан переработал их и установил 12 Тхатов:

1. Бхайрави 2. Тоди 3. Гаури 4. Карнат

5. Кедар 6. Яман 7. Саранг 8. Мегха

9. Дханашри 10. Пурви 11. Мукхари 12. Дипак.

После этого практически не было какого-либо существенного развития в этом направлении.

Ученый, представитель Южной Индийской Музыки, — Пандит Венкат Макхи решил использовать математику, чтобы фиксировать число Тхат. Так их стало 72.

Уже в наше время другой ученый писатель – Пандит Вишну Нарайян Бхаткханде отобрал только 10 из этих 72 и разделил все Раги согласно этому принципу.

Первичный звук Наад создает ноту — Свар, ноты создают октаву — Саптак, а определенная октава создает ТХАТ – группу звуков, которые создают Рагу (её скелет). На Санскрите «Тхат» — называется «МЕЛ».

Говоря о Тхате надо иметь в виду следующие правила:

1. Октава образуется из 7 или 12 нот, а Тхат только из 7, которые избираются из этих 12.

2. 7 нот должны быть в определенном порядке и иметь названия: S R G M P D N.

3. В Тхате только Ароха.

4. Обе формы (диез и бемоль) могут использоваться одновременно.

5. Тхат не должен быть развлекающим.

6. Узнавание Тхата важно для распознавания Раги, т.к. Рага образуется на его основе и носит его название.

Для более легкого запоминания Пандит Бхаткханде облачил 10 Тхатов в стихотворную форму:

«Яман, Билавал энд Кхамадж;

Бхайрав, Пурави, Марав, Кафи;

Аса, Бхайрави, Тоди, Бхакхане;

Даша Мита Тхата Чатур Гунмане».

Эти 10 Тхатов подразделяются на 3-и класса:

1. Кальян, Билавал, Кхамадж — для Раг с чистыми R G D

2. Бхайрав, Пурви, Марва — с чистыми G N и пониженной R

3. Кафи, Бхайрави, Асавари, Тоди — с пониженными GN (у Тоди N – шуддха!)

 

10 ТХАТОВ:

ЯМАН или КАЛЬЯН

Раги: Яман, Бхупали, Кальян, Хиндол, Хамир.

S R G M` P D N S*

БИЛАВАЛ

Раги: Билавал, Бихаг, Дешкар, Дурга, Шанкара.

S R G M P D N S*

КХАМАДЖ

Раги: Кхамадж, Рагешвари, Дес, Тилак Камод, Джэйаджэйванти.

S R G M P D N S*

БХАЙРАВ

Раги: Бхайрав, Рамкали, Гунакали, Джогия, Бибхас.

S R G M P D N S*

ПУРВИ

Раги: Пурви, Пурийя Дханашри, Шри, Гаури, Васант.

S R G M` P D N S*

МАРВА

Раги: Марва, Пурийя, Лалит, Бхатийяр, Сохани.

S R G M` P D N S*

КАФИ

Раги: Кафи, Бхимпалас, Багешри, Бахар, Саранга.

S R G M P D N S*

АСАВАРИ

Раги: Асавари, Джаунпури, Синдху Бхайрави, Дези, Дарбари Канада.

S R G M P DN S*

БХАЙРАВИ

Раги: Бхайрави, Мальканс, Биласкхани Тоди.

S RG M P DN S*

ТОДИ

Раги: Тоди, Мультани и семейство Тоди.

S RG M` P D N S*

Все знания в древние времена передавались из уст в уста. Веды, Манускрипты, Пураны, Шастры и др. составлялись в форме стихов, гимнов, которые заучивались и запоминались и декламировались под музыку. Музыкальное сопровождение Ведических гимнов позднее развилось в музыкальные настроения, и благодаря этому мы имеем Грамы (гаммы), Мурчханы (тональности) и Джати (мелодии), которые стали основой древней музыки.
Мантры Ригведы были положены на музыку. Эти и другие гимны, когда их исполняли в музыкальных пассажах, известны как Самаведа. Джати (мелодии) развивались дальше. Нам они известны как Раги.
Раги – это мелодичная система, которая развивается экспромтом (импровизированно, непосредственно в данный момент), но согласно определенным правилам и композиции. Слово «РАГА» – производное от Санскритского корня Ран*джа ( ) – обозначающего: доставлять удовольствие, быть согласным, милым. Буквально все, что делает приятным, успокаивает ум, будет Рага. Технически – это свежая, сладкая, благозвучная комбинация музыкальных тонов, идущих последовательно один за одним.
Рага сделана из особого звука, в котором имеется особенная конструкция свар и варн, которые увеличивают красоту Раги, которая, пробуждая человеческий дух, успокаивает умы слушателей и дарит им радость.

ВАРНА

В музыкальном процессе имеется 4 качества, которые вместе называются Варна:

1. Стхаи 2. Арохи 3. Аварохи 4. Санкхари.

СТХАИ – создается вибрациями от повторения Свара. Например: SSS, RRR, GGG. Значение Стхаи – тот, кто остается.
АРОХИ – восходящая последовательность Свар (асценденс), другими словами – подъем по лестнице октавы: S R G M P D N S*.
АВАРОХИ – нисходящая последовательность (десценденс): *S N D P M G R S.
САНКХАРИ ВАРНА – это Стхаи, Арохи и Аварохи вместе.

АЛАНКАР

Его назначение – орнамент, украшение (Палтас), с их помощью увеличивается развлекательная ценность музыки. Благодаря этим украшениям можно получить намного большее удовольствие от развития Раги. Например: SR SRG RG RGM GM GMP.

ПРАВИЛА РАГ:

1. В Раге должно быть не менее 5 нот.
2. Рага должна вытекать из Тхата (основываться).
3. Частое использование чистой ноты рядом с следующей за ней пониженной – весьма посредственно и не музыкально. Например: SR RG GM…
4. Варны необходимы и существенны для Раг.
5. Нота «S» (Шадджа) должна быть в каждой Раге.
6. Рага в которой не используются и «М» и «Р» (Мадхьям и Панчам) вместе не может быть Рагой. Например, эта Ароха или Авароха: S R G D N S.
7. Каждая Рага должна иметь Вади, Самвади и Анувади.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.