Подвижные/ВИКРИТ СВАРЫ
R,G,D,N и M – подвижные ноты. Движение бывает двух типов. R,G,D,N – чистые ноты. Когда они покидают свои места, они становятся пониженными (бемоль — Комал). Их обозначают горизонтальной чертой под нотой: RGDN. «М» – единственная подвижная нота, которая поднимается выше. Из-за своего резкого тона она называется Тивра или острая. Она обозначается маленькой вертикальной чертой над буквой: « » (далее — М`). Неизменные/ШУДДХА СВАРЫ S и P всегда неизменные или Ачал. Таким образом, мы имеем 12 Свар: S R R G G M M` P D D N N Впервые Тхата или Мел упоминается только в 15 веке поэтом Локханом. До этого было 16 тысяч Раг, которые исполнялись Гопи перед Господом Кришной. Из них хорошо известны были 36. Поэт Локхан переработал их и установил 12 Тхатов: 1. Бхайрави 2. Тоди 3. Гаури 4. Карнат 5. Кедар 6. Яман 7. Саранг 8. Мегха 9. Дханашри 10. Пурви 11. Мукхари 12. Дипак. После этого практически не было какого-либо существенного развития в этом направлении. Ученый, представитель Южной Индийской Музыки, — Пандит Венкат Макхи решил использовать математику, чтобы фиксировать число Тхат. Так их стало 72. Уже в наше время другой ученый писатель – Пандит Вишну Нарайян Бхаткханде отобрал только 10 из этих 72 и разделил все Раги согласно этому принципу. Первичный звук Наад создает ноту — Свар, ноты создают октаву — Саптак, а определенная октава создает ТХАТ – группу звуков, которые создают Рагу (её скелет). На Санскрите «Тхат» — называется «МЕЛ». Говоря о Тхате надо иметь в виду следующие правила: 1. Октава образуется из 7 или 12 нот, а Тхат только из 7, которые избираются из этих 12. 2. 7 нот должны быть в определенном порядке и иметь названия: S R G M P D N. 3. В Тхате только Ароха. 4. Обе формы (диез и бемоль) могут использоваться одновременно. 5. Тхат не должен быть развлекающим. 6. Узнавание Тхата важно для распознавания Раги, т.к. Рага образуется на его основе и носит его название. Для более легкого запоминания Пандит Бхаткханде облачил 10 Тхатов в стихотворную форму: «Яман, Билавал энд Кхамадж; Бхайрав, Пурави, Марав, Кафи; Аса, Бхайрави, Тоди, Бхакхане; Даша Мита Тхата Чатур Гунмане». Эти 10 Тхатов подразделяются на 3-и класса: 1. Кальян, Билавал, Кхамадж — для Раг с чистыми R G D 2. Бхайрав, Пурви, Марва — с чистыми G N и пониженной R 3. Кафи, Бхайрави, Асавари, Тоди — с пониженными GN (у Тоди N – шуддха!)
10 ТХАТОВ: ЯМАН или КАЛЬЯН Раги: Яман, Бхупали, Кальян, Хиндол, Хамир. S R G M` P D N S* БИЛАВАЛ Раги: Билавал, Бихаг, Дешкар, Дурга, Шанкара. S R G M P D N S* КХАМАДЖ Раги: Кхамадж, Рагешвари, Дес, Тилак Камод, Джэйаджэйванти. S R G M P D N S* БХАЙРАВ Раги: Бхайрав, Рамкали, Гунакали, Джогия, Бибхас. S R G M P D N S* ПУРВИ Раги: Пурви, Пурийя Дханашри, Шри, Гаури, Васант. S R G M` P D N S* МАРВА Раги: Марва, Пурийя, Лалит, Бхатийяр, Сохани. S R G M` P D N S* КАФИ Раги: Кафи, Бхимпалас, Багешри, Бахар, Саранга. S R G M P D N S* АСАВАРИ Раги: Асавари, Джаунпури, Синдху Бхайрави, Дези, Дарбари Канада. S R G M P DN S* БХАЙРАВИ Раги: Бхайрави, Мальканс, Биласкхани Тоди. S RG M P DN S* ТОДИ Раги: Тоди, Мультани и семейство Тоди. S RG M` P D N S* Все знания в древние времена передавались из уст в уста. Веды, Манускрипты, Пураны, Шастры и др. составлялись в форме стихов, гимнов, которые заучивались и запоминались и декламировались под музыку. Музыкальное сопровождение Ведических гимнов позднее развилось в музыкальные настроения, и благодаря этому мы имеем Грамы (гаммы), Мурчханы (тональности) и Джати (мелодии), которые стали основой древней музыки. ВАРНА В музыкальном процессе имеется 4 качества, которые вместе называются Варна: 1. Стхаи 2. Арохи 3. Аварохи 4. Санкхари. СТХАИ – создается вибрациями от повторения Свара. Например: SSS, RRR, GGG. Значение Стхаи – тот, кто остается. АЛАНКАР Его назначение – орнамент, украшение (Палтас), с их помощью увеличивается развлекательная ценность музыки. Благодаря этим украшениям можно получить намного большее удовольствие от развития Раги. Например: SR SRG RG RGM GM GMP. ПРАВИЛА РАГ: 1. В Раге должно быть не менее 5 нот. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|