Здавалка
Главная | Обратная связь

ВАДИ, САМВАДИ, АНУВАДИ и ВИВАДИ



Эти четверо связаны жестким музыкальным правилом, которое легче объяснить метафорой: Вади – Король, Самвади – министр, Анувади – слуга и Вивади – оппонент или враг.
ВАДИ – звук, который наиболее часто используется в Раге.
САМВАДИ – звук, которая используется реже, чем Вади, но больше чем любая другая нота. Самвади – всегда в помощь Вади.
АНУВАДИ – дополнение к Вади и Самвади.
ВИВАДИ — звук, который портит Рагу и поэтому не должен в ней использоваться.
Звук Вади занимает важное место в Раге – это почти ее жизнь. Время, указанное для любой Раги, определяется по звуку Вади. Когда изменяется Вади Свар – меняется сама Рага. В нескольких Рагах ноты Арохи и Аварохи могут быть одними и теми же, но Вади и Самвади всегда разные. Это дает рождение различным Рагам.

МУРЧХАНА

МУРЧХАНА — это порядок расположения всех 7 нот в Арохе и Аварохе.
Имеется три грамы. В них три раза по 7 Мурчхан. Общее их число 21. Например:

S R G M P D N - N D P M G R S - Шаджа Грам – гамма S
      M P D N S* R* G* - G* R* S* N D P M - Мадхьям Грам – гамма М
            N S* R* G* M* P* D* - D* P* M* G* R* S* N - Нишабх Грам – гамма N

РАЗЛИЧЕНИЕ РАГ

Имеется 3-и Рага Бхедас: ШУДДХА, ЧХАЙАЛАГ (смешанная) и САНКИРНА.

ДЖАТИ РАГ

Их три: Одав, Шадав и Сампурна. Они распознаются по числу нот.
ОДАВ – Рага, в которой 5 нот – Раги: Бхуп, Мальканса…
Например: БХУП – S R G P D | S* D P G R
ШАДАВ – в которой используется 6 нот – Раги: Марва, Пурийа…
Например: МАРВА – S R G M`D N | S* N D M`G R
САМПУРНА – которая требует 7 нот – Раги Яман, Бхайрав…
Например: ЯМАН – S R G M`P D N | S* N D P M`G R

Три пары «УПА-ДЖАТИ», образующиеся из 3 вышеназванных Джати, формируют следующие 9 типов Джати. Исходя из структуры этих Джати мы можем узнать приблизительное число Раг:

САМПУРНА САМПУРНА — САМПУРНА Ароха: 7 нот Авароха: 7 нот 1 Рага
САМПУРНА – ШАДАВ Ароха: 7 нот Авароха: 6 нот 6 Раг
САМПУРНА – ОДАВ Ароха: 7 нот Авароха: 5 нот 15 Раг
ШАДАВ ШАДАВ – САМПУРНА Ароха: 6 нот Авароха: 7 нот 6 Раг
ШАДАВ – ШАДАВ Ароха: 6 нот Авароха: 6 нот 36 Раг
ШАДАВ – ОДАВ Ароха: 6 нот Авароха: 5 нот 90 Раг
ОДАВ ОДАВ – САМПУРНА Ароха: 5 нот Авароха: 7 нот 15 Раг
ОДАВ – ШАДАВ Ароха: 5 нот Авароха: 6 нот 90 Раг
ОДАВ – ОДАВ Ароха: 5 нот Авароха: 5 нот 225 Раг

ГРАМ

Грам — это строго дисциплинированное расположение 7-ми Шрути (Саптак).
Если в Саптаке расположение Шрути таково: 4-3-4-2-4-3-2, он становится «Грам».
Если следующий порядок: 4-3-2-4-3-4-2, тогда это уже другой «Грам».
Имеется 3-и типа Грам: ШАДЖА, ГАНДХАР и МАДХЬЯМ.

ГРАМ – ЧАКРА

S R G M P D N - Шадья Грам
    S R G M P D N - Гандхар Грам
      S R G M P D N - Мадхьям Грам

Имеется 10 знаков (ЛАКШАНОВ), которые выделили наши Старейшины, чтобы идентифицировать Раги:

1.Граха 2.Амша 3. Ньяс 4.Таар 5. Мандра 6. Апаньяс 7. Саньяс 8. Виньяс 9. Бахутва 10. Альпатва.

 

ГАМАКА – это способы обыгрывания, орнаментации нот. С древности известны 15 их типов:
Кампита – Shake — дрожь, трель, встряска,
Аахат – Strike — удар,
Tрибхинна — Threefold– сложенный из трех, разделённый,
Плавита – Flowing — течение, плавание,
Курула – Spiral — спираль,
Тирип – Flurry — волнение, шквал,
Мудрита – Imprint — впечатление, отпечаток,
Намита –Obeisance – поклон, уважение, почтение,
Андолита – Swing — качание, колебание, размах,
Валит — Vipple,
Гумпхита – Threaded — нанизанный,
Мишрит – Mixed — смешанный,
Спхурита – Pulsating — пульсирующий, вибрирующий,
Лин – Absorbing — захватывающий, увлекательный,
Уллазит – Happy — счастливый, удачный, блестящий, взволнованный.

Многие из этих Гамака до сих пор используются в Карнатак Музыке. Сейчас Гамака называют ноты в Северной Индийской Музыке исполняемые (вибрируемые) с силой, что является важным в технике стиля Дхрупад. Даже в Бадаа Кхайял очень часто используются Гамака. Очень многие из древних вариаций Гамака используется в Северной Индийской Музыке под своими или под другими именами.

КАН или СПАРШ СВАРЫ – украшающие звуки, делающие звучание главной ноты слаще. Они пишутся справа от основной и меньше. Например: Gp Gp, где G – главная нота.

МУРКИ – короткий Таан – 3 или 4 ноты, пропетых очень быстро.

КХАТАКА – две или более нот пропетых или исполненных резко (с акцентом). Например: SRNS – эти четыре ноты пропеваются настолько быстро, что воспринимаются как одна «S».

МИНД – («подъезд») это техника продления звука от одной ноты до другой. Она поддерживает постоянство звука, принося однородный поток, мягкость и протяжность пения или игры на инструменте.

СТХАИ – это первая часть композиции, в которой используется нижняя и средняя октавы.

АНТАРА – это вторая часть композиции. Она развивается в средней и верхней октавах.

МУКХАДА – это первая линия композиции, которая повторяется через каждый Таан, Аалап или Бол-Таан, когда композиция исполняется в сопровождении Таблы.

ААЛАП – очень выразительная форма, когда в медленном темпе постепенно раскрывается Рага, усиливаемая Вади, Самвади и другими отличительными чертами. Слово «ААЛАП» – означает диалог между музыкантом и Рагой, в который втягивает всю аудиторию. Аалап так же отражает глубину творчества, тренированность и темперамент исполнителя. В Аалапе музыкант импровизирует в медленном темпе, обыгрывая каждую ноту, начиная с нижней октавы, используя технику Минд, Кан-Свар и др. Аалап, который поется вначале, исполняется без ритмического аккомпанемента. Когда подключается табла или любой другой инструмент, Аалап исполняется немного быстрее и ритмичнее, и вместо нот могут использоваться даже слова. Аалап может пропеваться в Аакар – т.е. без использования каких-либо слогов, только используя звук гласной (а-а…). Некоторые певцы используют слоги: ТЕРИ, НОМ, ТОМ И, и тому подобные.

ТААН – импровизирование в быстром темпе, с использованием нескольких нот. Таан – это технически сложный прием, который показывает уровень и виртуозность, опытность и сноровку в создании сложных музыкальных узоров совместно с вариациями ритма. Таан тоже может исполняться в Аакаре. Скорость — очень важный фактор для пропевания Таан. Ниже даны некоторые из важнейших типов Таанов или мелодических фигур.
ШУДДХ (чистый) или САПАТ - ТААН, в котором ноты размещены по порядку в одной или более октавах. Например: NSRGMP MGRSNDPMGRS.
КУТ ТААН – ноты не остаются в одном порядке, это прямая противоположность Сапат Таану. Например: GRG PD NDP S DPGRS.
МИШРА ТААН – это комбинация двух вышеназванных.
ГАМАК ТААН – это использование Гамак в Таан — техника, которая добавляет силу нотам, и каждая нота повторяется по меньшей мере дважды. Например: SSSS RRRR SRDS.
БОЛ-ТААН – это Таан со словами. Это трудный тип Таан, так как при исполнении должны учитываться: правильность проговаривания слов, лирическая красота поэзии, значение песни.

 

Нотная система в Индийской музыке была впервые создана известным музыкантом – профессором Моула Букш из Бороды. До этого времени не существовало никакого письменного упоминания о музыке в Северной Индии. Проф. Моула Букш был сведущ в обеих системах: и в Карнатак и Северной Индийской Музыке. Необходимость создания нотной системы в музыке стала более острой, когда он создал музыкальную академию «Гайяншала» в Бороде. В его нотной системе чувствуется влияние Карнатак и Западной Музыки. Сегодня лишь немногоие знают, что кроме двух нотных систем в Северной Индийской Музыке существует третья. Причина заключается в том, что спустя несколько лет после смерти проф. Моула Букш, его ученики эмигрировали на Запад. Его знаменитый внук – Суфий Святой Музыкант Хазарат Кхан использовал эту нотную систему в книге своих композиций, которая вышла в свет в 1903 году.
Так как нотная система Пандит Моула Букша была потеряна, чувствовалась необходимость записи традиционной музыки и сохранения лучших творений для будущего. Два великих Старейшины музыкального мира – Пандит Вишну Нарайан Бхаткханде и Пандит Вишну Дигамбар Полускар — выдвинулись, чтобы придать этой идее конкретную форму. Они изобрели и распространили свою собственную нотную систему. Перед получением Индией независимости популярность музыки была на самом низком уровне. Началось вырождение качества музыки. Женщины из богатых семей не хотели избирать своей профессией музыку. Но эти двое, как пионеры, вопреки всем неблагоприятным условиям, решили придать Музыке настоящий статус. Это был период ренесанса для Индийской музыки.
Пандит Вишну Дигамбар открыл свою первую школу «Гандхарва Махавидьялайа» в Лахоре. Теперь это сеть институтов в Индии. Пандит Вишну Дигамбар должен был много трудиться, чтобы побуждать мужчин и женщин поступать в Институт.
Пандит Бхаткханде много путешествовал по различным штатам Индии, чтобы собрать у великих музыкантов их творческие и традиционные музыкальные композиции. Позднее он объединил их в довольно объемный многотомный труд, записанный с помощью своей нотной системы. Это было непросто, т.к. большинство музыкантов не желали делиться своими лучшими творениями с другими. Благодаря этим стараниям музыкальные сокровища смогли быть сохранены для будущих поколений.
Этих двух великих людей будут всегда с благоговением почитать за их бескорыстный труд в области музыки.
Нотная система Пандит Бхаткханде из-за легкости изучения используется более широко. Она использована и в данной книге.

Нотная система Пандит Бхаткханде:

1. Шуддха Свар или обычные ноты не имеют каких-либо символов: S R G M.
2. Комал Свар или пониженные обозначаются горизонтальной линией под нотой: RGDN.
3. Тивра Свар или повышенная (в Северной Индийской Музыке она только одна) – обозначается вертикальной чертой над нотой: М`.
4. Мандра Свар или нижняя октава – с точкой снизу: S. R. G. M.
5. Мадхья Свар или средняя не имеет символов: S R G M .
6. Таар Свар или верхняя октава – с точкой наверху: S* R* G* M*
7. —- — такая линия употребляется для удлинения ноты. Длительность зависит от числа черточек после ноты. Например: М—-, Р—. Две чёрточки после ноты означают, что нужно тянуть звук на два удара, если поёшь с таблой. Но в Аалапе это означает – две паузы после ноты.
8. SSS – Аваграх – это знак для пауз в словах. Например: Go SSS vin SSS da.
9. поллуны (лигатура) — для пропевания нескольких нот за один удар.
10. Gp — Кан Свар или грэйс нот – пишутся ниже ноты.
11. ^ — Минд – для продолжения звучания от одной ноты до другой. Например: P^G.
12. (S) – Кхатака — нота в скобках равна короткой фразе из 3-х – 4-х нот. Например: (S) – R S N. S. Эти ноты пропеваются так быстро, что сливаются и звучат как одна нота.
13. Символы, относящиеся к ритму. Деление на такты обозначается вертикальной чертой. Пример такта в котором 4 удара:

|
S R G M | R G M P
х           о    

Первый удар, акцент обозначается крестиком – х. Кхали – или пустой удар – о.
Остальные удары обозначаются цифрами – 2, 3, 4…

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.