Здавалка
Главная | Обратная связь

Школа для детей с аутизмом.



США

Холдинг-терапия – метод терапии принудительным удержанием был предложен американским психиатром М. Вэлш в первой половине 80-х годов ХХ века. Согласно данному подходу, аутизм представляет собой эмоциональное и мотивационное расстройство, связанное, прежде всего, с ранним травматическим опытом. Холдинг – терапия была предложена как метод восстановления доверия к миру. Внешне метод выглядит следующим образом: мать прижимает ребенка к себе, но таким образом, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Автор метода выделяет три стадии холдинга:

ü стадия конфронтации (ребенок противится началу холдинга);

ü стадия конфликта (ребенок вырывается, кусается, плюётся, мать успокаивает ребенка, говорит о своей любви);

ü стадия разрешения (сопротивление прекращается, ребенок устанавливает с матерью контакт «газа в глаза»).

По мнению В.В. Лебединского, холдинг-терапия может применяться лишь в тех случаях, когда остальные возможности помощи ребенку исчерпаны.

Я считаю, что такой метод слишком жестокий - нельзя так травмировать детей. На мой взгляд «приучение» аутистов к обыкновенным жизненным действиям должно быть последовательным, каждое действие обдуманно и взвешенно.

 

Израиль

Коррекционное лечение аутизма — ABA

Методы АВА в психиатрической практике применялись в 50-х годах в США, а для коррекции поведения детей с аутизмом - с 60-х годов 20 века. В 1968 году АВА получила статус самостоятельного направления.

АВА использует ряд базовых терминов: поведение, стимул, окружающая среда, обучение. Для понимания принципов АВА-терапии необходимо знать значения каждого термина.

ABA (AppliedBehavioralAnalysis), он же ПАП (Прикладной анализ поведения) — методика, которая основана на следующей позиции: при получении вознаграждения за определенное поведение, обучаемый человек обязательно повторит его.

При этом поведение, которое является нежелательным, не повлечет за собой вознаграждения, и таким образом, обучаемый не захочет его повторять, поэтому такое поведение рано или поздно перестанет часто повторяться или даже исчезнет совсем.

При использовании данной методики в рамках коррекционного лечения аутизма в Израиле, ее применяют, как правило, в достаточно раннем возрасте, ради того, чтобы скорректировать поведение детей аутистов а также обучить их социальным навыкам от простых, вроде самостоятельного одевания, питания, соблюдения гигиенических норм, до более сложных, таких, как взаимодействие с другими людьми.

Применяя метод ПАП, как правило, педагог, являющийся также и врачом, занимается с ребенком в как можно более неформальной обстановке, несколько десятков часов в неделю.

Врач дает ребенку, вначале, самые простые задания, например — спокойно посидеть в течение тридцати секунд. Если ребенок выполняет это задание, то он получает какое–либо вознаграждение, что повторяется раз за разом, таким образом, закрепляя у ребенка определенное поведение.

При выполнении более сложных заданий, в рамках коррекционного лечения аутизма в Израиле, их, как правило, «разбивают» на составные части, и ребенок осваивает их поэтапно.

Как показывают исследования, при коррекционном лечении аутизма в Израиле, метод ПАП он же ABA дает положительный эффект при обучении детей–аутистов новым поведенческим привычкам и способствует их социализации.

 

Школа "Офер" в Израиле

В Израиле в 1988 году была создана среднеобразовательная школа "Офер" для детей аутистов. "Офер" была названа в честь мальчика-аутиста трагически погибшего вследствие семейного конфликта. Сотрудники школы "Офер" основной своей задачей ставят преодоление социальной дезадаптации детей с аутизмом.

Ежегодно в каждом детском саду Израиля все дети проходят специальную психологическую диагностику, которую проводит комиссия в составе психолога, психиатра, педагога и социальных работников. В случае установления каких-либо психических отклонений у детей, их распределяют во вспомогательные школы. Таким образом, при выявлении у ребенка симптомов раннего детского аутизма, его направляют учиться в школу для детей-аутистов.

Работа в школе строится по определенному графику, так как постоянное расписание в жизни ребенкааутиста является важнейшим условием стабильности его поведения. Каждый рабочий день в "Офер" начинается с того, что небольшие школьные автобусы собирают в определенное время детей по микрорайонам севера Израиля и отвозят их в школу. В школе дети распределены в классах по возрастному принципу: 7-9, 10-12, 13-15 лет, 16-21 год. Каждый класс, к которому прикреплены два педагога с психологическим образованием и охранник, состоит из 5-6 человек, не более.

Образовательный процесс в школе начинается с того, что дети с помощью педагога составляют распорядок дня. Это происходит следующим образом: под руководством педагога ребенок выбирает карточки с липучками, на которых изображены определенные предметы или действия, и выкладывает их на доске-коврике в определенной последовательности - сверху вниз. Например, если у ребенка первой на доске лежит карточка, где изображено, что ребенок кушает, это означает, что первое у него в расписании - завтрак. Таким образом, выкладывая карточку за карточкой, дети вместе с преподавателем составляют распорядок дня, в который могут входить следующие занятия: музыка, труд, изобразительное искусство, физкультура, развитие речи, навыков письма и другое. Обязательным в ежедневном расписании являются завтрак, обед, прогулки, поездка в супермаркет.

На занятиях музыки сначала детям раздают бубны, погремушки, трещотки, затем включают видеокассету, на которой записано, как дети играют на таких же музыкальных инструментах. Задача детей состоит в том, что они в определенном месте видеокассеты должны создать заданный звук.

Уроки труда включают в себя нанизывание бусинок на ниточку, переплетение веревочек, сшивание подушечек, конечно, с помощью педагогов.

На уроках изобразительной деятельности дети, в основном, раскрашивают красками ткань.

На занятиях физкультуры, по окончании комплекса физкультурных упражнений, дети могут лазать по шведской стенке, кататься на большой подвесной качели, а также сидеть или лежать на больших вибрирующих шарах.

Занятия по развитию речи проходят индивидуально с каждым ребенком по американской методике REKS (в переводе: общение и обмен информацией для неговорящих), где педагог учит детей пользоваться такими же карточками, как при составлении расписания. На прогулках детей всей школы объединяют в две большие группы по возрастам: 7-15 лет и 16-21 лет. Для этих групп созданы две отдельные закрытые игровые площадки.

Посещение супермаркета - это необходимая школьная дисциплина для привития навыка в случае необходимости самостоятельно купить промышленные товары или продукты питания, а так же адаптации детей к большому скоплению народа в торговых точках.

В конце дня дежурный по классу под руководством педагога раздает детям тетради с домашним заданием, и к 6-7 часа вечера их отвозят домой. Обычно в домашнее задание входит назначенный педагогом набор действий, который ребенку необходимо выполнить дома.

Один раз в неделю дети в сопровождении педагога и охраны ездят на развлекательные мероприятия (экскурсии, дискотеки, театрализованные представления).

Также в школе есть комната релаксации. Это небольшая комната, которая внутри полностью обтянута белой кожей, с мягким полом, водяной кроватью, нагревающимся пуфиком и специальной системой релаксации, которая включает в себя свето-, аромо- и музыкотерапию.

Каждый год школа проводит психологическую диагностику детей с целью выявления изменений в психическом состоянии ребенка. По результатам диагностики комиссия (психолог, педагог, психиатр, социальные работники) решает оставить ребенка в школе "Офер" для продолжения реабилитации или перевести его в нормальную общеобразовательную школу.

Когда детям исполняется 21 год, в зависимости от их состояния по решению комиссии, детей переводят либо в специализированный интернат, либо в мишпахтон. В специализированный интернат направляются дети с глубокой степенью аутизма, которые в реабилитационной школе не достигли никаких результатов и не могут обслужить себя сами, а нуждаются в постоянной помощи посторонних. Мишпахтон (в переводе с иврита "семейный дом") - это учреждение, где дети живут небольшими группами (4-5 человек). Эти группы называются семьями. Каждая семья выбирает себе старшего или лидера. Все семьи мишпахтона ходя на работу, которая, в основном, представляет собой упаковывание готовых продуктов.

Франция

Патрик Сансон работает с детьми и взрослыми – аутистами более 30-ти лет. С 2004 года сотрудничает с ассоциациями России и стран СНГ.

Надо сказать, что во Франции, где насчитывается приблизительно 80 000 аутистов, есть только 10 000 мест в специализированных учреждениях. В прошлом году Европейский суд вынес осуждение Франции за недостаточное количество заведений, работающих с аутистами.

Методыработысдетьми:

ü арттерапия (в т.ч. музыкальная и танцевальная терапия, рисунок, драматизация, творческое самовыражение),

ü психомоторика(в т.ч. формирование схемы тела, координация и т.д.),

ü релаксация и приобщение к различным видам спорта – плавание, туризм, конькобежный спорт и т.п.;

ü Работа попрограммеМакатон - коммуникативного и речевого развития детей с тяжелыми аутистическими нарушениями;


Страны СНГ

Эмоционально-уровневый подход разработан в 1980-х годах усилиями группы сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР. Авторы (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) ведущую роль в патологии отводят нарушениям аффективной сферы. Теоретической основной метода стала концепция об уровневом строении системы эмоциональной регуляции В.В. Лебединского. Коррекционная работа стоит из следующих этапов: установление эмоционального контакта, стимуляция активности, направленной на взаимодействие, снятие страхов, купирование агрессии и самоагрессии, формирование целенаправленного поведения.

Детские сады-школы для детей с особенностями в развитии.

Задачи:

ü Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

ü Учить детей обыгрывать игрушки.

ü Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых

ü действий по подражанию и показу действий взрослым.

ü Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

ü Воспитывать у детей интерес к подвижным играм.

ü Учить детей участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок.

ü Учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

 

Программы:

"MoreThanWords" («Больше,чем слова»), согласно которой, ребенок общается не только с помощью слов. Существует много путей взаимодействия, в различной степени соответствующих социальным нормам. Однако все, что ребенок делает, даже качание, бегание туда-сюда или движения своими пальцами перед своим лицом, сообщает что-либо о нем, даже если это непреднамеренное общение.

RDI (RelationshipDevelopmentIntervention) первая систематизированная программа вмешательства, специально предназначенная для помощи детям, которые испытывают трудности, не позволяющие им достичь умения строить отношения естественным образом. С ее помощью дети получают примеры того, что социальные отношения могут приносить радость и положительные эмоции.

Социальные истории, известные также под названием «сценарии из жизни» (SocialScripts). С их помощью дети преодолевают неумение осознавать чувства, точки зрения или планы других людей.

АвторскаяпрограммаЕкжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида». Но, учитывая индивидуальность и особенности развития каждого ребенка, данная программа адаптируется и терпит корректировку относительно потребностей и нравов каждого из них. Что становится возможным благодаря небольшому количеству детей и слаженной, согласованной работе педколлектива и психологов.

 

Заповеди Марии Монтессори[1] при работе с детьми:

 

ü Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится

ü Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

ü Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

ü Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

ü Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

ü Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

ü Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

ü Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

ü Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

ü Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

ü Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

(Смотреть приложение 1 в разделе «Видеоматериалы»)

Япония

Специалисты этой страны разработали терапию ежедневной жизни в 1960-е годы.

Метод состоит из трех элементов:

ü установление ритма жизни и стабилизации эмоций через программу ежедневных физических упражнений;

ü снятие «духа зависимости» от окружающей среды через групповые занятия;

ü поддержка интеллектуального развития через постоянное повторение одинаковых действий.

Кроме этого в программе применяются традиционные для японской педагогики приемы, декларируется тесная связь между психической и духовной жизнью, предпочитаются групповые формы обучения, делаются попытки развить групповой дух. Центральный момент программы – обучение через подражание.

Основные правила самостоятельной коррекционной работы:

1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но "коррекцию всей жизнью". Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).

5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески

Как я уже указывала выше – аутизм началвыделятсякак самостоятельный диагноз только к 80-м годам ХХ века. Запоследние 35 лет ученые и методисты проделали огромный труд. На теперешнем этапе существует огромное количество школ и детских садов во всех странах мира. Люди имеют отличную возможность получать образование, развиваться, находить себя и своё место в обществе. И хотя человечество только начинает узнавать о синдроме Аспергера, но на теперешнем этапе развития они уже могут найти информацию, специалистов и решение данной проблемы.


 

4.СТАТИСТИКА

 

Большинство недавних обзоров сходятся на том, что уровень болезненности составляет 1—2 человека на 1000 для аутизма и около 6 человек на 1000 для расстройств аутистического спектра, хотя из-за недостаточности данных в последнем случае реальное количество может быть выше.

За последние 30 лет произошло взрывообразное увеличение количества случаев аутизма, увеличиваясь от 25% в год до 100% в год.Этот рост во многом обусловлен изменениями в диагностических процедурах, правилах выдачи направлений, доступности соответствующих служб, возрасте диагностики, и в уровне осведомленности населения о проблеме аутизма.

Мальчики страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки.Число новых случаев составляет 4,3:1 в пользу мужского пола. По приблизительным данным одного исследования, аутизм в сочетании с умственной отсталостью у мальчиков встречается лишь в два раза чаще (2:1), а без умственной отсталости — в пять с половиной раз чаще (5,5:1), чем у девочек.

В обзоре 2007 года указываются такие факторы, как повышенный возраст матери либо отца, место родов за пределами стран Европы и Северной Америки, низкий вес при рождении, короткая беременность, гипоксия при родах. Большинство профессионалов придерживаются мнения о том, что расовая либо этническая принадлежность и социально-экономические условия не влияют на развитие аутизма.


Число диагнозов «аутизм», поставленных детям в возрасте 6-17 лет в США на 1000 человек. Регистрация случаев аутизма значительно участилась в США с 1996 по 2007 гг.

Одарённые аутисты

Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя»(1988) - признанный гений с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Способности Пика поражают воображение. Уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами. Ежедневно он по нескольку часов грыз гранит науки в библиотеке своего родного Солт-Лейк-Сити. По объему и глубине своих познаний в точных и естественных науках Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора, чем активно пользовались американские университеты. Когда савант своим монотонным голосом читал без подготовки лекцию по любой теме, в аудиториях яблоку негде упасть. Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличал правду от вымысла. В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу "Настоящий Человек дождя" (смотреть приложение 2 в разделе «Видеоматериалы»).

Молодой американец Мэтт Сэведж - музыкальный савант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; к настоящему моменту в его послужном списке уже пять джазовых альбомов.

Выпускник МФТИ доктор Ружейников – программист и ведущий научный сотрудник Шеффилдского университета. В свободное время консультирует пивоварни в средней Англии, так как держит в уме десятки рецептов пива. При этом говорит о себе: "Когда я читаю рассказ, мне трудно понять намерения героев. В беседе по телефону я часто не уверен, моя ли очередь говорить."

Лесли Лемке - музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Родная мать отказалась от него, и ребенка усыновила медсестра МэйЛемке. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами, и не только в США, но и в Скандинавии, и Японии. Он не только исполняет, но и сочиняет музыку, несмотря на отсутствие музыкального образования.

Американской аутисткеСаре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании NovaSystems, a Петер Леви был одним из основателей AccentTechnologies. Из душевных излияний Сары Миллер можно узнать, как выглядит мир саванта-компьютерщика изнутри. "Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, - говорит Миллер, - только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования". Для работы с компьютерами такое мышление просто идеально подходит; Сара Миллер способна отловить "баг" в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий "переводить" слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Творчеством аутиста интересовались члены британской королевской семьи. Главный шедевр Пуллена-- модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов. В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им. После смерти Пуллена (в 1914-м) мастерская стала музеем.

Темпл Гранден (родилась в 1947 году) - доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных". Самая известная после Кима Пика аутистка в мире. Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям (смотреть приложение 3-4 в разделе «Видеоматериалы»).

 

Сколько же на свете людей-невидимок? Людей, которые так и не смогли реализоваться в жизни, найти себя, своё место…

«Принимая человека таким, какой он есть, ты делаешь его хуже, а принимая его таким, каким должен быть – мы делаем его лучше» И. Гёте


5.Видеоматериалы


 

Школа для детей с аутизмом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.