Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)
Решение задач-драматизаций. 1. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с открытым результатом. Взрослый рассказывает текст задачи, а ребенок проигрывает действия. Варианты текстов задачи: «На столе стояло две чашки, потом ты поставил еще одну чашку. Сколько чашек стоит на столе?» «В вазе было четыре яблока, одно яблоко ты взял из вазы. Сколько яблок осталось лежать в вазе?» 2. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с закрытым результатом, взрослый сопровождает текст задачи игровыми действиями. Варианты текстов задачи: «В коробке лежало два карандаша, потом ты положил в коробку еще один карандаш и закрыл ее. Сколько карандашей стало в коробке?» «В папке лежало три книги, одну книгу ты достал из папки. Сколько книг осталось в папке?» Решение задач-иллюстраций. Варианты задач: «На дереве сидело три птички. Потом прилетела еще одна птичка. Сколько птичек на дереве?» «У девочки в руках было три шарика. Один шарик улетел. Сколько шариков осталось в руках у девочки?» «В гараже стояло три машины. Одна машина уехала из гаража. Сколько машин осталось в гараже?» В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок текст задачи, умеет ли выполнять игровые действия, направленные на изменение количественных отношений в соответствии с содержанием задачи, умеет ли выполнять арифметические действия в соответствии условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко). Составление арифметических задач по наглядно представленным ситуациям (моделям, последовательным и ситуационным картинкам). 1. Педагог предлагает ребенку различные предметы (флажки, цветы, яблоки), дает задание: «Выбери то, о чем ты хочешь составить задачу, расскажи ее». 2. Педагог в логической последовательности предлагает ребенку картинки для составления задач и говорит: «Посмотри на картинки и составь по ним задачу». Варианты картинок: «На одной картинке нарисована девочка, у нее в руках два цветка, на второй картинке мальчик дает девочке еще один цветок» «Белка срывает гриб, на полянке остаются еще два гриба». В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок смысл слова «задача», умеет ли он составить задачу с использованием наглядного материала, выполнять арифметические действия в соответствии условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко). Выявление знаний цифр и соотнесение их с количеством предметов (старший дошкольный возраст). 1. Ребенку предлагаются цифры от 1 до 5. Педагог просит: «Разложи по порядку цифры от 1 до 5». 2. Ребенку предлагается посчитать количество игрушек и положить цифру рядом с ними. Педагог расставляет за экраном игрушки группами от одной до пяти без учета последовательности счета. Экран убирается, взрослый предлагает рассмотреть игрушки, сосчитать их количество в каждой группе и подобрать соответствующую цифру, положить ее рядом с группой игрушек. 3. Педагог предлагает карточки, на которых нарисованы картинки одного наименования в различных количествах — от одного до шести. Ребенку предлагается положить под каждую картинку цифру, соответствующую количеству изображенных на картинке предметов. В результате выполнения заданий 1-3 фиксируется, знает ли ребенок названия цифр и их последовательность, умеет ли располагать цифры в логической последовательности, соотносит ли цифру с соответствующим количеством объемных и плоскостных моделей и т. п. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|