Владение представлениями о времени
1. (Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.) Педагог предлагает ребенку четыре картинки, разрезанные на четыре части, на которых последовательно изображено дерево весной, летом, осенью и зимой, и просит сложить картинки. Если ребенок не справляется с заданием, то взрослый показывает ему, как сложить первую картинку, затем составляет две детали второй картинки, далее ребенок выполняет задание самостоятельно. Если он по каким-то причинам не приступает к заданию или не справляется с ним, то все задание выполняет взрослый. После того как все картинки будут составлены и разложены перед ребенком, педагог просит его показать, на какой картинке нарисовано дерево летом (зимой, весной и осенью). В результате выполнения задания фиксируются представления ребенка о временах года на основе изображения деревьев; особенности представлений часть/целое, особенности конструктивного праксиса ребенка на основе работы с разрезными картинками. 2. (Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть четыре картинки, на которых изображены времена года, назвать времена года, изображенные на них, разложить картинки в последовательности, начиная с той, на которой нарисована весна. В результате выполнения задания фиксируются особенности речи ребенка; его умение словесно определить время года, показать картинку с изображением соответствующего времени года по словесной просьбе взрослого; представления ребенка о временах года, их последовательности. 3. (Для детей старшего дошкольного возраста на основе диагностического материала С. Д. Забрамной.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть по очереди две картинки-нелепицы, на которых изображены контрастные времена года (зима и лето). Следует сначала рассмотреть одну картинку и сказать, какое время года на ней изображено, а также отметить, что художник нарисовал правильно и какие ошибки он допустил. Затем такое же задание выполняется по второй картинке. Взрослый просит ребенка назвать те элементы изображения, которые не соответствуют времени года, и объяснить, почему он так считает. В результате выполнения задания фиксируются представления ребенка о временах года и их характерных признаках; особенности восприятия задания на основе зрительного образца и словесной инструкции; особенности развития наглядно-образного мышления. 4. Педагог предлагает ребенку рассмотреть четыре картинки, на которых изображены части суток (ночь, день, утро, вечер), назвать какие части суток нарисованы. Разложить картинки в последовательности, начиная с той, на которой изображена ночь. (Диагностический материал Т.Д. Рихтерман) [Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.]. В результате выполнения задания фиксируются умения ребенка словесно определять части суток, показывать картинки с изображением частей суток по словесной просьбе взрослого, определять последовательность частей суток. 5. (Для детей старшего дошкольного возраста.) Педагог просит ребенка назвать дни недели и фиксирует его ответы. Предлагаются следующие задания: «Назови все дни недели. Назови выходные дни недели. Назови рабочие дни недели. Назови твой любимый день недели». В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок словесную инструкцию, имеет ли представления о днях недели, их последовательности, может ли назвать дни недели по порядку. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|