Здавалка
Главная | Обратная связь

Сюжетно-дидактические игры



Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п. В таких играх решаются следующие задачи:

§ формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;

§ расширение представлений об окружающей действительности;

§ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.);

§ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;

§ развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т. п.

Сюжет такой игры — развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил (А. А. Смоленцова).

Сюжетно-дидактические игры на математическом материале с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обычно проводятся один раз в месяц на этапе уточнения, закрепления ранее сформированных математических представлений. Планирование сюжетно-дидактической игры — составная часть комплексного планирования работы учителя-дефектолога на определенный отрезок времени, чаще всего на месяц. Педагог определяет лексическую тему, сюжетно-ролевую игру, на основе которой строится и сюжетно-дидактическая, и т. п. Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми поэтапно. На последнем этапе, чаще всего это четвертое-пятое игровое занятие, проводится сюжетно-дидактическая игра.

Таким образом, важное условие организации сюжетно-дидактических игр — предварительное формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме.

 

Подготовительная работа к сюжетно-дидактическим играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Например, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, в предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.

Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Так, в процессе подготовки к сюжетно-дидактической игре «Магазин игрушек» дети играют в дидактические игры «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек», «Привези столько игрушек, какую цифру я покажу» и т. п. Дидактические игры также способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсиях. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям поиграть в игры «Что нужно продавцу (кассиру) для работы? Сосчитай, сколько вещей нужно каждому из них для работы?», «Какие отделы в магазине? Сколько их всего?»

На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осиливают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. п. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности.

После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который

§ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;

§ развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т. п.

Сюжет такой игры — развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил (А. А. Смоленцова).

Сюжетно-дидактические игры на математическом материале с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обычно проводятся один раз в месяц на этапе уточнения, закрепления ранее сформированных математических представлений. Планирование сюжетно-дидактической игры — составная часть комплексного планирования работы учителя-дефектолога на определенный отрезок времени, чаще всего на месяц. Педагог определяет лексическую тему, сюжетно-ролевую игру, на основе которой строится и сюжетно-дидактическая, и т. п. Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми поэтапно. На последнем этапе, чаще всего это четвертое-пятое игровое занятие, проводится сюжетно-дидактическая игра.

Таким образом, важное условие организации сюжетно-дидактических игр — предварительное формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме.

Подготовительная работа к сюжетно-дидактическим играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Например, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.

Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Так, в процессе подготовки к сюжетно-дидактической игре «Магазин игрушек» дети играют в дидактические игры «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек», «Привези столько игрушек, какую цифру я покажу» и т. п. Дидактические игры также способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсиях. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям поиграть в игры «Что нужно продавцу (кассиру) для работы? Сосчитай, сколько вещей нужно каждому из них для работы?», «Какие отделы в магазине? Сколько их всего?»

На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. п. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности.

После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков. Например, в игре «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» это может быть роль кассира.

Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетно-дидактической игры в сочетании с обучением на занятиях — одно из эффективных средств в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.