Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2, ГИА)

1 блок: Язык как средство познания действительности и выражения мыслей

Высказывания: 5,6,10,17,21,22,23,26, 29, 31,33,35

Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими!

Язык - знаковая система, используемая для целей коммуника­ции и познания.Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.

Язык определяется как средство человеческого общения, выражения и сообщения мыслей. Чтобы он мог быть таковым, необходимо, чтобы он был общедоступен и понятен, мог адекватно передавать явления, действия, признаки и процессы. Для этого язык должен быть в постоянном развитии и изменении. Определения:

1)Язык- исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

2)Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением. Он является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Язык реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности. Язык изменяется во времени. Разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты) играют различную роль в жизни общества...

 

2 блок: Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика)

Высказывания: 1,2,13,25, 27, 30

У каждого языка есть словарный состав (лексика) и грамматика, которая описывает, каким образом эти слова объединяются.

Грамматика – это раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексика – это определенный запас слов и выражений, присущих языку.

 

ГРАММАТИКА

Строение слова Словоизменение Вид словосочетания и тип предложения

(словообразование) (морфология, части речи) (синтаксис)

 

ЛЕКСИКА

v Синонимы v Антонимы v Оценочная лексика v Фразеологизмы v Слова единой тематической группы v Устаревшие слова v Славянизмы v Диалектизмы v Неологизмы v Заимствованные слова v Многозначные слова

3 блок: Богатство и образность речи, точность слова

Высказывания: 3,7,11, 12, 18, 24

Богатство речи.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем... течет, как гордая, величественная река. (Н. М. Карамзин)
Самый первый критерий богатства и бедности речи - это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов.

Так что нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык - в его литературной и разговорной формах, во всем многообразии его стилей и социально-профессиональных разновидностей, во всем обилии и разнообразии его лексики и фразеологии, словообразования и грамматики.
Словам нашего языка свойственна способность использоваться в разных значениях. И для того чтобы эти значения проявились, нужно слово употребить в речи.
Развитие значений помогает формированию важных для речи лексических групп: синонимов, антонимов, омонимов.

Какую речь называют образной?
Николай Васильевич Гоголь писал: "нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово". Писателя восхищает МЕТКО СКАЗАННОЕ слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным им слушателя, на читателя.
Искусству образной речи нас учат писатели и поэты. В чем же особенность использования языковых средств художниками слова? Как им удается достичь красочности описания?
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Картинность описаний создают ТРОПЫ - слова, употребленные в переносном, образном значении. Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий. (см.приложение ТРОПЫ)

Речь устная и письменная.

Речь имеет 2 формы: устную (то, что произносим) и письменную (то, что мы записываем). Обе формы очень важны и взаимосвязаны.

Важнейшее условие хорошей речи - логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов. Это важно и для устной, и для письменной речи.
Чистота устной речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.
Требования правильности речи относится не только к лексике - оно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи - на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы - главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.
Всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.

Стили и типы речи: разговорный и книжные (публицистический, художественный, научный и официально-деловой)

Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.
Не для всякого общественного положения, не для всякого места подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, также как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно. Соблюдение уместности предполагает знание стилей литературного языка. Что уместно в речи разговорной, то недопустимо в официально-деловом стиле или в научном.

 

 

Стили речи.

Стили речи С какой целью употребляем? Где употребляется? (сфера употребления) Жанры речи Языковые средства
  Разговорный Общение, обмен мыслями Общение в быту, беседы. Беседа, разговор, записка, частные письма Разговорная лексика
Книжные:   А)Официально-деловой Сообщение, информация Общение людей с учреждениями, переписка Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи, языковые штампы
  Б)Научный Сообщение, объяснение научных трудов. Научно-исследовательская деятельность. Научная статья, научная работа, доклад, учебники Термины, профессионализмы
  В)Публицистический Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.   Обращения, слова высокого стиля, ряды однородных членов, восклицательные и вопросительные предложения
  Г)Художественный Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей. Словесно-художественное творчество Драма Проза поэзия Все богатство лексики и синтаксиса

 

Типы речи

Повествование Описание Рассуждение
Что? Где? Когда? С кем произошло? Каков? Какой предмет? Почему автор утверждает что-то?
В описании путешествий, в изображении исторических событий, в мемуарах, письмах и рассказах Общая характеристика, признаки и оценка предмета описания Тезис – Доказательства (А1-, А2-, А-3…) - Вывод

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.