Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности профориентационной деятельности учителя в образовательном учреждении.

Процесс формирования личностной позиции учащимися при выборе профессии.

 

Введение

 

Личность учащегося в педагогике является центром ее направленности. Существуют разные определения личностной позиции. Вот как она формулируется разными авторами: «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн).

 

Существенной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, представляющая собой совокупность потребностей, установок, увлечений, склонностей, идеалов, устанавливает выбор жизненных целей и оказывает содействие развитию всей совокупности моральных качеств человека, ее познавательной инициативности, работоспособности.

 

На нынешней ступени установлены основные запросы к общеобразовательной школе. Можно выделить последовательность направлений, содействующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К таковым относятся: система профориентации, помогающая школьникам овладеть определенными знаниями, необходимые им для ориентации в профессиях, а также умениями оценивать свои личностные особенности, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые аргументы выбора специальности, вырабатывание элементов духовной культуры, в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

 

Тем не менее, несмотря на отдельные положительные итоги, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих важнейших целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, которое бы соответствовало личностным особенностям каждого человека и требованиям общества в кадрах, его запросам к современному работнику.

 

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, обнаруженных противоречий, путей их развития и решения разрешает сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

 

Особенности профориентационной деятельности учителя в образовательном учреждении.

Структура деятельности членов педагогического коллектива

по реализации задач профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. Они способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще

трудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

- глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через беседы с учителями-предметниками, родителями, с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения, с заполнением личной карточки-характеристики школьника;

- на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время классных часов, факультативных занятий и экскурсий;

- работу по профориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся;

- два раза в год проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;

- составлять и в конце каждого учебного года представлять школьному совету по профориентации списки учащихся классов с их пожеланиями относительно учебы и работы;

- обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, проводимых межшкольным учебно-производственным комбинатом трудового обучения и профориентации, базовыми предприятиями и его СПТУ.

 

Учитель должен продумать, с какой профессией уместно ознакомить учащихся в рамках программной темы, учитывать общие основы профориентации при изучении различных учебных предметов.

Для проведения профориентационной работы в рамках своего предмета, учитель-предметник должен иметь теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка включает: знание целом, задач профориентации, методов ее реализации в условиях соответствующего предмета, психолого-педагогические основы проблемы. Практическая подготовка включает: знание методики профориентационной работы в условиях преподавания соответствующего предмета, умений и навыков проведения различных мероприятий (беседы, встречи, экскурсии).

 

Или все то же самое есть на этом сайте : https://lib.nspu.ru/umk/68763be63829e7d4/t2/ch1.html

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.