Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 3. Классификация признаков вредного мультфильма.



На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет. Наличие одного или нескольких признаков вредного мультфильма служит основанием для того, чтобы не показывать этот продукт своим детям:

  1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
  2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
  3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
  4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
  5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
  6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив.
  7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
  8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.


В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

 

Глава 4. Роль мультфильмов в развитии ребёнка

Современные дошкольники яв­ное предпочтение отдают про­смотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, про­веденное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего сво­бодного времени ребенка. По дан­ным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно пре­восходит время их игры, общения со сверст­никами и взрослыми.

Не так давно главными занятиями до­школьников были игры, рисование, лепка, слу­шание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально раз­решенные дошкольникам Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ). Мульт­фильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Огромный рост популярности видео-про­смотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется про­стотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборни­ками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мульт­фильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводит у экра­на. Настоящим спасением от обилия экран­ного времени является детский сад.

О вреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кар­динально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники.

Качество и содержание большей части отечественной мульт- и кинопродукции для детей в XX в. отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — по­нятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои мог­ли стать достойными для подражания. Худо­жественное исполнение и музыкальное со­провождение большинства советских мульт­фильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 г. в интернет-сообществе были опуб­ликованы слова Папы Римского Иоанна Пав­ла II (произнесенные еще в 50-е годы), кото­рый настоятельно рекомендовал смотреть со­ветские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».

Однако золотой век советской мульти­пликации, к сожалению, завершился. В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобрета­ет особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одоб­ряемые действия, влекущие вред для физи­ческого, психического и нравственного раз­вития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)

Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действиях героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того возраста. В дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Кроме того, это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаи­вают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Исследования показывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр.

В этом контексте принятая в Законе маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Про­смотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего дошкольного возраста.

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вы­зывает сопереживание, но и становится объ­ектом идентификации и образцом для под­ражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов.«Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями мораль­ных эталонов, как положительных, так и от­рицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осо­знавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Хотелось бы подчеркнуть значимость со­ответствия произведения возрастным осо­бенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами вы­берут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зри­тельных впечатлений — он может долго смот­реть на экран, даже не различая предъ­являемых событий и персонажей. В резуль­тате у малышей быстро вырабатывается за­висимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить те­левизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

В настоящее время наблюдается суще­ственное снижение возрастных границ включе­ния ребенка в контекст детской субкультуры. Детям 2-3 лет показывают сложные много­слойные фильмы (про Питера Пэна, Русалоч­ку или Гарри Поттера). Младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведе­ний, соответственно их развивающий потен­циал остается нереализованным.

Результа­ты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных слож­ных мультфильмов дети часто демонстри­руют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вя­лость, невнимательность и др.), так и пере­возбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное пове­дение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

Педагог-психолог Заложнова Т.А. в своём исследовании попыталась выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мульт­фильмов им предложили «поиграть в мульт­фильм или героя». В ответ на это предложе­ние дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни по­нравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — дви­жения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хао­тичных движений игрушкой в разные сторо­ны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышка­ми, перемещения кукол в пространстве, их пе­реодевания. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?

Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность — к людям? животным? сказочным персонажам? Дети не воспринимают непонятный сюжет, несмотря на то, что смотрят один и тот же мультфильм по нескольку раз. Ребёнок од­нообразно повторяет рисунок движений ге­роев, их мимику и жесты, но смысла про­исходящих событий (если он вообще там есть!) он не усваивает.
Сюжеты большинства современных зару­бежных мультфильмов так далеки от жизни де­тей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обла­дания очередным киборгом или Кинг-Конгом, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям и быстро теряет к ней интерес. В луч­шем случае умеющий хорошо играть ребенок играет с экзотичной игрушкой в обычную «че­ловеческую жизнь» — кормит, гуляет, лечит.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.