Глава 6. Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов: рекомендации родителям⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Помимо предварительного самостоятельного отсмотра мультфильма, который вы собираетесь предложить своему ребёнку, и оценки его воспитательного потенциала через анализ его соответствия пунктам классификации признаков вредных мультфильмов, приведённой в Главе 5, рекомендуем принять следующие меры.
Как именно это сделать, рекомендует Заложнова Т.А., педагог-психолог. Оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависят развитие дошкольника, приобщение его к художественной культуре. Опираясь на традиционные, общепринятые психологические особенности, представленных в работах Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной и др., попытаемся обозначить главные характеристики мультфильмов на разных этапах дошкольного возраста. Содержанием игры младших дошкольников (3-4 года) является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует. В соответствии с возрастными особенного для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы, активно действующие, задающие образцы простых правил поведения). Максимально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями. В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью. Особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план. Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение и пр.). Это могут быть разнообразные сказки (народные и авторские). Центральные темы связаны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением. Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Герой является участником событий, связанных с другими персонажами; важны отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов. В этом возрасте живой отклик находят такие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.
Встаршем дошкольном возрасте (6- 7 лет) впервые обнаруживается возможность подчинения своих действий более отдаленному мотиву. Появляется феномен эмоционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, а сюжетом — развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями. Детей интересуют разные аспекты взрослой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности. Складываются устойчивые избирательные привязанности между дошкольниками, появляется дифференциация детской группы. Исходя из этих возрастных особенностей, можно предположить, что тематикой произведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев. Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей. Для примера приведем несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие. Помимо сказанного необходимой стороной психологической экспертизы должны быть характеристики художественной формы произведения. В фильмах это ритм и скорость предъявления, продолжительность, насыщенность и естественность цветового спектра.
Педагог Савельева С.С. указывает на то, что сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев). Наиболее важной составляющей с точки зрения духовного развития детей в данном случае становится продумывание основной идеи мультфильма, обозначение основных ценностей, которые будут показаны зрителю, формулирование выводов. Важно контролировать процесс осмысления духовных категорий, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов, чрезмерного упрощения ценностей и т.д. В идеале, даже при просмотре того же «Антошки», совершенно хорошего и доброго, поучительного мультфильма, родитель может прокомментировать его ребёнку, заметив, что здесь герой остался без обеда потому, что ленился и развлекался, когда остальные трудились, не помогал товарищам. А после этого спросить – хорошо ли поступил Антошка? А как ты думаешь, понравилось ли ему остаться голодным, когда все кушали вкусную свежую картошку? А как надо было правильно поступить Антошке? Тот же приём можно применить и для просмотра мультфильмов с неоднозначным содержанием. Но, несомненно, всё-таки есть категории мультпродукции, просмотр которой нежелателен совсем и в случае которой даже правильное родительское комментирование не сможет нейтрализовать негативные эффекты. В этом случае речь идёт о таких мультфильмах, где деструктивные посылы транслируются через наличие в мультфильме сюжетных линий и смыслов либо художественных приёмов, которые прямо разрушительно действуют на детскую психику.
К таким мультфильмам будут относиться те, в которых есть следующие признаки: – наличие 3х и более одновременно представленных признаков вредного мультфильма согласно классификации (приведена в главе 3); – изобилие насилия и агрессии в мультфильме, особенно при наличии нарочитой детализации и натурализации подобных сцен; – наличие в мультфильме пропаганды преступного образа жизни, подача его в позитивном или романтизированном контексте; – наличие в мультфильме не осуждаемых по сюжету моментов приема героями одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики, табак); – присутствие в мультфильме мотивов эротизированного поведения положительных по сюжету героев (в том числе животных), а также сексуального подтекста в содержании эпизодов; – наличие в фильме элементов открытой пропаганды или замаскированной лояльности к нетрадиционным сексуальным отношениям; – присутствие в сюжете попыток подмены понятий добра и зла, когда зло оправдывается, а добро показывается в невыгодном, ущербном свете; – наличие в картине приёмов десакрализации табуированных в нравственном обществе тем: насмешки над смертью, глумление над верой, демонстрация под маской юмора в качестве обыденных явлений каннибализма или половых извращений и т.п.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|