Здавалка
Главная | Обратная связь

Эффективность речевой коммуникации



Речевая коммуникация считается эффективной, если смысл послания воспринимается адекватно, т.е. соответственно тому что сказано, и адекватно интерпретируется, т.е. адекватно трактуется.

В процессе вербальной коммуникации собеседники должны придерживаться определенных правил, принципов для эффективности коммуникации. Эти правила составляют конвенциальную (условную, принятую) основу вербальной коммуникации. В основе эффективной коммуникации лежит коммуникативный кодекс, т.е. система правил, принципов регулирующих речевое поведение в ходе коммуникации. Основу коммуникативного кодекса составляют два принципа: кооперации и вежливости.

Принцип кооперации (Генри Грайс) предполагает готовность партнера к сотрудничеству. Грайс разработал постулаты, соответствующие данному принципу. Все постулаты разделены на 4 категории:

1. Количество

2. Качество

3. Отношения

4. Способ

Количество – это количество информации, которое требуется, чтобы передать сообщение. Постулаты этой категории:

· Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для выполнения текущей цели диалога.

· Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Приоритеты в коммуникации можно определять по вопросам:

1. Что должны знать люди? (существенная информация)

2. Что людям следует знать? (информация, которую хотят знать)

3. Что люди могли бы знать?

Качество – старайся чтобы высказывание было истинным.

1. Не говори того, что ты считаешь ложным

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований

Отношение – не отклоняйся от темы

Способ – не что говорится, а как.

1. Выражайся ясно.

2. Избегай непонятных выражений, либо поясняй их

3. Избегай неоднозначности

4. Будь краток

5. Будь организован

Принцип вежливости Джона Лича

Принцип вежливости представляет собой совокупности шести максим:

· Такт

· Великодушие

· Одобрение

· Скромность

· Согласие

· Симпатия

Такт – максима границ личной сферы. Не следует затрагивать потенциально опасных тем. «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им открыто обозначена».

Великодушие – необременение собеседника в ходе коммуникации. Не следует обременять партнера обещанием или клятвой. Хороший коммуникативный акт должен быть комфортным.

Одобрение – позитивность в оценке партнера. «Уменьшайте осуждения (порицания), больше хвалите».

Скромность – неприятие похвал в собственный адрес. Меньше хвалить себя, больше порицать. Следует помнить, что сильно завышенная самооценка, как и сильно заниженная, снижает эффективность коммуникации.

Согласие – максима неопозиционности. Она позволяет снять конфликт. «Уменьшайте разногласия между вами и собеседниками, увеличивайте согласие».

Симпатия – доброжелательность. «Уменьшайте антипатию между вами и собеседником».

Принцип вежливости помогает сохранять лицо участников коммуникации. В процессе общения партнеры должны быть заинтересованы в сохранении своего лица и собеседника. Это не цель, а условие эффективной коммуникации.

Принцип равной безопасности, децентрической направленности, адекватности воспринятого сказанному – они позволяют достичь эффективности коммуникации.

Принцип равной безопасности – строго запрещены оскорбительные выпады против коммуниканта, унижение чувства собственного достоинства партнера: грубые слова, вешение ярлыков, обидные реплики, презрительный и насмешливый тон. Принцип предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

Лучше использовать вместо оскорбительных слов эффимизмы.

Принцип децентрической направленности – участники коммуникации не должны тратить силу на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов.

Силы следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая отличается от эгоцентрической, тем что коммуникант может анализировать ситуацию с позиции другого человека. Эгоцентризм предполагает эмоции, а в пылу эмоций забывают о предмете обсуждения. Позволяет не причинить ущерб делу.

Принцип адекватности воспринятого сказанному – непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Участники часто сознательно искажают смысл для получения преимущества.

Эффективность коммуникативного процесса усиливает:

1. Обращение к известным именам и авторитетам

2. Обращение к текущим общественным событиям. Следует ориентироваться не только на актуальную информацию, но и на ценностную ориентацию коммуниканта.

3. Активизация коммуникативных процессов способствует реализации и других функций коммуникации (побудительная, регулирующая, волеизъявительная, самопрезентации).

4. Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными (графики, схемы, таблицы и т.д.) усиливает воздействие на коммуниканта и позволяет эффективнее достичь цели.

Эффективность коммуникации зависит не только от языковых средств, но и не языковых:

1. Коммуникативная заинтересованность

2. Настроенность на мир собеседника

3. Внешние обстоятельства (посторонние, физическое состояние)

4. Формирование благоприятного климата) – признавать плюрализм мнений на деле; предоставлять право высказаться, озвучить собственную позицию; равные возможности для предоставления информации; терпимость к иному мнению; поиск общих точек соприкосновения.

Основные умения коммуниканта.

Для эффективной коммуникации коммуникант должен владеть навыками:

1. Быстро выделять тематику по ключевым словам.

2. Восстановить смысл сообщения несмотря на пропущенные элементы

3. Правильно определять замысел высказывания

4. Правильно интерпретировать начало сообщения, предвосхищать его развертывание. Т.е. иметь возможность предвосхищать будущее – антиципацию.

5. Корректно и целенаправленно задавать вопросы.

6. Уметь использовать речевой этикет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.