Здавалка
Главная | Обратная связь

Интерактивная сторона делового общения



Интеракция – взаимодействие.

Деловое общение включает в себя восприятие, обмен и передачу информации и взаимодействие.

Интерактивная сторона делового общения рассматривает процесс взаимодействия деловых партнеров направленный на организацию и оптимизацию деятельности.

Взаимодействие складывается из действий.

Действие включает в себя:

1. Действующий субъект

2. Объект действия или субъект на который направлено действие

3. Методы воздействия

4. Результат воздействия – реакция человека

В зависимости от обстоятельств взаимодействие может быть прямым (при непосредственном контакте субъектов) и косвенным (собеседники разделены временем, пространством).

Основными методами воздействия:

1. Убеждение (аргументация) – воздействие посредством доказательств, логических факторов. Может быть направлено на рациональные стороны, так и на эмоциональные. Убежденность считается достигнутой, если партнер готов защищать новую точку зрения и действовать в соответствии с ней. Это не насильственный метод воздействия, а значит и нравственно предпочтительный.

2. Внушение – не требует доказательств и логического анализа фактов. Основывается на вере человека, складывается под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального или волевого превосходства. Самый большой эффект внушения проявляется, когда внушаемое соответствует потребностям внушаемого. Существуют факторы, способствующие внушаемости:

a. Психическое состояние (сильное эмоциональное возбуждение).

b. Низкий уровень компетентности, отсутствие реально существующей информации.

c. Высокая степень значимости проблемы.

d. Неопределенность, неясность ситуации.

e. Дефицит времени.

Внушаемость зависит от психологических особенностей. Наиболее подвержены лица со слабой нервной системой, неуверенные, беспокойные, робкие, с низкой самооценкой, чувство собственной неполноценности, неразвитое логическое мышление, вера в авторитеты, склонные к некритическому восприятию информации.

Разделяют внушение открытое и закрытое. Открытое используется на уровне сознания. Закрытое за счет символов, обстановки, на подсознательном уровне.

Большую роль во внушении играет сила примера. Сила примера вызывает сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

3. Принуждение – наиболее насильственные метод. Предполагает стремление заставить человека вести его вопреки его желанию и убеждению. Использует обычно угрозу наказания. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

Факторы влияющие на выбор метода:

· Характер общения (официальные и неофициальный)

· Содержание (тема)

· Ситуация (обычная или экстремальная)

· Общественное или служебное положение (власть)

· Личностные качества субъектов общения

В зависимости от обстоятельств взаимодействия, от того кто вступает в него используют различные социально-психологические приемы – пристройки.

Пристройка

Сверху. Навязывание своей доминантной роли. Поучение, осуждение, совет, порицание, замечание, переход на «ты». Высокомерные покровительственные интонации. Цель – управлять другим человеком, реализовать потребность быть выше.

Снизу. Навязывание своей подчиненной роли – просьбы, извинения, оправдания. Невербальные признаки – голова опущена, зажатость, занимает мало пространства, заискивающие и виноватые интонации. Цель – обретение сильного покровителя, который может помочь, защитить.

На равных. Паритетное взаимодействие.

Как начальник, так и подчиненный могут использовать все типы.

Уровни взаимодействия:

1. Высший. Независимо от социальной роли, статуса, партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

2. Примитивный. Один из партнеров подавляет другого.

3. Манипулятивный. Один из собеседников через определенную социальную роль пытается навязать действие партнеру помимо его воли.

Выделяют два вида взаимодействия – кооперация и конкуренция.

Кооперация предполагает продуктивное сотрудничество, сближение целей, установление партнерских отношений. Кооперация основана на:

1. Установке на собеседника – учет его желаний, сомнений, реакций, психологический настрой, эмоциональное состояние и уважительное отношения.

2. Равноправии – принцип паритетности

3. Доверии намерениям партнерам без оценки его личности.

4. Взаимодействие должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы.

5. Разговор лучше вести от своего имени, выражать свои эмоции и чувства. Принцип персонифицирования.

6. Вербальном уровне использование категорий Грайса (количество, качество, отношений…) и максим Лича

Конкуренция.

Соперничество – вид взаимодействия, при котором один из участников считает очевидным, что предлагаемое им решение наилучшее. Отсюда появляется стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Делает попытка провести свою линию, повлиять на других. Яркая форма конкуренции – конфликт.

Конфликт – это столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способах их достижения.

Этапы делового взаимодействия:

1. Установление контакта – переключение с себя на собеседника. Контакт взгляда. Назвать по имени и улыбнуться.

2. Ориентация в ситуации – определить роли каждого. Благодаря им устанавливаются рамки общения.

3. Обсуждение вопроса проблемы.

4. Принятие решения.

5. Выход из контакта.

 

Этап Причины Кто виноват? Что делать? Как?
Неточность формулировки О Сосредоточиться на теме, увеличивать объем лексики
неточные смысловые акценты О Интонация, паузы
Избирательная и плохая память П Тренировать память, записывать.

 

Ключевые слова в тексте чаще всего повторяются. Существительные. Поясняются, растолковываются. Заголовок.

Стадии решения задач:

· Ознакомление

· Разработка

· Оценка

· Инкубация

· Инсайт

Данный текст о четырех стадиях решения задач: ознакомлении, разработке, оценке, инкубации и явлении инсайта, завершающим стадию инсайта.

 

Я уезжаю в 10 часов. Жаль, что Илья Алексеевич задерживается и я не смогу сказать ему все сам. Я буду в Главке согласовывать вопрос о поставке нового импортного оборудования и могу задержаться. Поэтому пусть начинают собрание без меня

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.