Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды общения. Деловое общение и его кодекс



Выделяется несколько видов общения:

1. Деловое общение. Деловое общение представляет со­бой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опы­том. Деловое общение обычно включено как частный мо­мент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой дея­тельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способнос­ти человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

Кодекс делового общения:

принцип кооперативности (или кооперации) — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направлейие разговора»;

принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

принцип качества информации — ««е лги»;

принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

принцип ясности — «выражай мысль ясно и убеди­тельно для собеседника»;

принцип слушания — «умей слушать и понять нуж­ную мысль»;

психологический принцип — «умей учесть индиви­дуальные особенности собеседника ради интересов

дела».

Соблюдение данного негласного кодекса делового обще­ния — немаловажная составляющая делового успеха, по­тому что если один собеседник ориентируется на принцип вежливости (принцип кодекса светского общения), а дру­гой — кооперации (принцип делового общения), возник­нет нелепая, неэффективная коммуникация. Следователь­но, правила общения должны быть согласованы и соблю­даться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности, связанной с производством какого-либо про­дукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) стату­сах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический ха­рактер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная чер­та — оно не имеет самодовлеющего значения, не явля­ется самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей

В деловом общении предметом общения является дело.

Особенности делового общения заключаются в том, что » партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

• общающихся людей отличает хорошее взаимопони­мание в вопросах дела;

• основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Основную часть делового общения составляет служеб­ное общение, которое определяет взаимодействие людей в фирмах, организациях и на предприятиях в рабочее время. Кроме того, понятие «деловое общение» охватывает взаи­модействие людей во внерабочее время — на деловых приемах, семинарах, выставках и т. п.

Более узко трактует деловое общение Е.Н. Зарецкая. полагая, что «деловое общение — это любая профессио­нальная коммуникативная форма деятельности (чаще все­го речевая), лежащая в сфере, которая определяется от­ветом на четыре вопроса: для чего мы говорим, что мы хотим сказать, какими средствами мы это делаем и какова реакция на нашу речь» (Зарецкая Е.Н., 2004, с. 4). С психо­логической точки зрения, данное определение неполно, ибо всякое общение, не только деловое, помимо комму­никации включает в себя восприятие и взаимодействие.

2. Межличностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего ха­рактера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому чело­веку, к тому, что происходит вокруг разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

3. Инструментальное общение — общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4. Целевое общение — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае — потребности в общении.

5. Светское общение характеризуется беспредметностью, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что поло­жено говорить в подобных случаях. Кодекс светского об­щения:

• вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

• одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»;

• симпатия: «будь доброжелательным,'приветливым».

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в за­висимости от особенностей личности собеседника.

7. Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если ну­жен — то активно вступают в контакт, если мешает — от­толкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему.

8. Духовное. Характеризуется полным взаимопонимани­ем, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выра­жению лица, движениям, интонациям. Такое общение воз­можно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предви­деть его реакции. Более глубокой формой духовного об­щение может считаться общение гуманистическое, удов­летворяющее потребности в понимании и сочувствии.

9. Ритуальное общение. Характеризуется поддержани­ем связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества (дни рождения, встречи выпускни­ков, свадьба, похороны, приветствия и прощания и т. п.).

10. «Контакт масок». Формальное общение, при кото­ром отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позво­ляющих скрыть истинные эмоции, отношение к собесед­нику. Очень часто контакт масок используется людьми, постоянно находящимися в центре внимания.

В зависимости от содержания, целей и средств обще­ние можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:

1. Материальное общение (обмен предметами и продук­тами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмени­ваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

2. Кондиционное общение (обмен психическими или фи­зиологическими состояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физиче­ское или психическое состояние.

3. Мотивационное общение (обмен побуждениями, це­лями, интересами, мотивами, потребностями) имеет сво­им содержанием передачу друг другу определенных по­буждений, установок или готовности к действиям в опре­деленном направлении. Мотивационное общение служит источником его дополнительной энергии.

4. Деятельностное общение (обмен действиями, опера­циями, умениями, навыками). Деятельностное общение совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида.

5. Когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстраци­ей когнитивного и деятельностного общения может слу­жить общение, связанное с различными видами познава­тельной или учебной деятельности. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития.

По целям общение делится на следующие виды:

1. Биологическое (необходимое для поддержания, со­хранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потреб­ностей.

2. Социальное (преследует цели расширения и укреп­ления межличностных контактов, установления и разви­тия интерперсональных отношений, личностного роста ин­дивида).

По средствам общение может быть:

1. Непосредственное (осуществляемое с помощью есте­ственных органов, данных живому существу, — руки, го­лова, туловище, голосовые связки и т. д.)

2. Опосредствованное (связанное с использованием спе­циальных средств и орудий).

3. Прямое (предполагает личные контакты и непосред­ственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).

4. Косвенное (осуществляется через посредников, кото­рыми могут выступать другие люди).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.