Здавалка
Главная | Обратная связь

Стили, уровни, стратегии и средства общения



Стили общения. В большинстве литературных источ­ников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения — это навязывание мне­ния сверху, то есть навязывание своей точки зрения, сво­его мировоззрения ученику. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пре­секает любое, индивидуальное развитие личности. Поря­док, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности.

Либеральный стиль, на первый взгляд, может пока­заться самым уместным в любой ситуации. Но здесь в сис­теме отношений собеседников всегда присутствует неко­торое заискивание, то есть кто-то идет на поводу у дру­гого, что свойственно слабохарактерным и некомпетент­ным людям.

Демократический стиль общения позволяет обоим участникам общения (или коллективу, группе) чувствовать себя личностью.

Наряду с перечисленными, каждый руководитель дол­жен иметь собственный стиль общения, учитывающий его индивидуальность.

Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень — когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень — это тот социальный уровень, ког­да независимо от социальной роли, статуса партнеры от­носятся друг к другу как к равной личности.

Стратегии общения. Существуют следующие страте­гии общения:

• открытое-закрытое общение;

• монологическое-диалогическое;

• ролевое-личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выражать

полно свою точку зрения. Оно уместно, если есть сопоста­вимость, но не тождественность предметных познаний. За­крытое общение — нежелание, либо неумение выразить понятно свою точку зрения. Использование закрытых ком­муникаций оправдано, во-первых, в случаях, если есть значительная разница в степени предметной компетентно­сти и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; во-вторых, в конфликт­ных ситуациях.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техника­ми и знания правил общения. Это совокупность конкрет­ных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют также следующие позиции:

1) доброжелательная, принятия собеседника;

2)нейтральная;

3) враждебная, непринятия собеседника;

4) доминирование, или «общение сверху»;

5) общение «на равных»;

6) подчинение, или позиция «снизу».

Средствами общения выступают два вида коммуника­ции: вербальная (речевая) и невербальная (неречевая).

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

1. Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика жестовые движения отдельных частей тела, пан­томимика — моторику всего тела: позы, осанку, покло­ны, походку.

2. Такесика изучает прикосновение в ситуации обще­ния: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и прочее.

3. Проксемика исследует расположение людей в про­странстве при общении: выделяют следующие зоны дис­танции в человеческом контакте. ^

Исследованиями Альберта Мехрабяна и профессора Бер-двистелла установлено, что полное сообщение усваивает­ся человеком через мимику и жесты на 55%, через интона­цию — на 38% и через слова — лишь на 7%.

К средствам общения относятся:

1. Язык: система слов, выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возмож­ным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его соб­ственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как обще­принятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей вырази­тельности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зави­сит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.