Основные закономерности такесики
Такесика — учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений.(В Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год — в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика. Из всех видов тактильных контактов (объятия, поцелуи, простое прикосновение руки, прикосновение щекой к щеке и других) наиболее распространено рукопожатие. Оно является непременным атрибутом любой встречи и прощания. Рукопожатие, которое может быть очень информативным, особенно его "интенсивность и продолжительность: • слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук — безразличие; • продолжительное рукопожатие и влажные руки — сильное волнение; • немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой — дружелюбие; • ладонь, повернутая вниз, — желание главенствовать; • ладонь вверх — покорное рукопожатие, передача инициативы другому; • руки партнера остаются в одинаковом положении — уважение; • прямая, несогнутая рука — напоминание о неравенстве; • пожатие кончиков пальцев — сохранение дистанции; • жест «перчаткой» — честность партнера, ему можно доверять.
Синтоническая модель общения Синтоническая модель общения («синтония» означает «быть в гармонии с собой и другими») разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). В рамках данной модели общецие рассматривается как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Деловая беседа Деловая беседа — одна из основных форм делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению определенных профессиональных задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации. Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между собеседниками. В мире бизнеса или политики такого рода общение представляет устный контакт между сторонами, обладающими необходимыми полномочиями от своих организаций или стран для их проведения и разрешения конкретных проблем. Деловые беседы реализуют следующие функции: • поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий; • обмен информацией; • контроль над начатыми мероприятиями; • взаимное общение работников из одной деловой среды; • поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; • поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран. Деловая беседа как правило состоит из пяти фаз: • начало беседы — фаза № 1; • передача информации — фаза № 2; • аргументирование — фаза № 3; • опровержение доводов собеседника — фаза № 4; • принятие решения — фаза № 5. Лицам, ведущим беседу, следует придерживаться такой структуры, хотя это не всегда возможно. 1. Начало беседы. Очень часто первая фаза беседы осуществляется лишь частично или вообще пропускается. На первой фазе беседы необходимо: • установить контакт с партнером: • создать приятную атмосферу для беседы; • привлечь внимание и интерес партнера к беседе; • если необходимо, перехватить инициативу в свои руки. 2. Передача информации. Данная фаза логически продолжает начало беседы и одновременно является переходной к фазе аргументации. Она создает предпосылки для аргументации и состоит из четырех этапов: обсуждение проблемы, передача информации, закрепление информации и обозначение нового направления информирования. • собрать необходимую информацию по проблемам партнера; • выявить его мотивы и цели; • передать ему запланированную информацию; • проанализировать позицию партнера по услышанной информации. 3. Фаза аргументации. На этой фазе формируется пред- • оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями, так как убедительность можно легко «потопить» в море слов и аргументов, особенно если они неясны и неточны; • помнить, что доводы и доказательства, разъясненные по отдельности, намного эффективнее достигают цели, чем если их преподнести все вместе сразу; • продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседниками; • не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, особенно если у него «агрессивная» натура; • попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои идеи, соображения. Ручка и бумага являются, как правило, наиболее важными вспомогательными средствами в деловых беседах. Публикации и брошюры рекомендуется использовать для подкрепления своей аргументации, они должны быть подобраны строго по тематике, а их объем ограничен. Кроме того, нужно точно знать, где и что искать, то есть досконально знать их содержание. 4. Фаза нейтрализации замечаний собеседника. Чаще всего встречаются следующие виды замечаний: невысказанные замечания, отговорки, предрассудки, ироничные замечания, стремление получить информацию, желание показать себя, субъективные замечания, объективные замечания, общие сопротивления, «последняя попытка». Для их нейтрализации (опровержения) чаще всего применяются следующие приемы: ссылки, цитаты, «бумеранг» («именно потому что... мы и говорит о том, что...»), сжатие, одобрение и уничтожение, переформулировка, условное согласие, «эластичная оборона», принятые предпосылки, сравнения, метод опроса, прием «да, но», защитные меры, предубеждение, доказательство бесмысслен-ности, отсрочка. 5. Фаза принятия решений и завершения беседы. Здесь особенно важен опыт, здесь требуются деликатность и внимание к собеседнику. Успешно завершить беседу — значит достигнуть заранее намеченных и запланированных целей Существует порядок завершения деловой беседы. 1. В связи с окончанием беседы свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с нашей целью. 2. Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решений. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник. 3. Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий наш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться. 4. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением, скажите ему, что он будет доволен своим выбором, и удалитесь. Более детальная структура деловой беседы может быть выражена следующими элементами: 1. Подготовка к деловой беседе. 2. Установление места и времени встречи. 3. Начало беседы: установление контакта. 4. Постановка проблемы и передача информации. 5. Аргументация. 6. Опровержение доводов собеседника. 7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта, либо конфронтация участников. 8. Принятие решения. 9. Фиксация договоренности. 10. Завершение контакта. 11. Анализ результатов беседы, своей тактики общения.
Деловые переговоры Деловые переговоры — форма делового общения между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждений, фирм и т. д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению. Переговоры по сравнению с деловой беседой имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т. д.). Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов, которые имеются у сторон, и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Оно максимально отвечает законным интересам обоих партнеров, справедливо регулирует противоречивые точки зрения, является долговременным, учитывает интересы общества, не портит отношений между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно, для этого необходимо сотрудничество сторон, когда происходит сближение интересов и отыскивается обоюдная выгода, на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса. В жизненной практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорных вопросах, например, такие: • жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и, соответственно, вынужденное подчинение, капитуляция другой, либо открытая конфронтация сторон; • «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на недопущение конфронтации и приводящая к компромиссному решению (при обоюдной уступчивости) либо к выигрышу «несгибаемого» участника. Сторонники «жесткого» подхода (Ж) ставят перед собой цель «победить» любой ценой, требуют от другой стороны уступок, не доверяя партнерам по переговорам, угрожают им, ищут то решение, которое максимально выгодно для них самих. Приверженцы «мягкого подхода» (М) ставят цель достичь «соглашения», поэтому идут на уступки для развития отношений, выдвигают предложения, допускают односторонние потери для достижения согласия, стараются быть дружелюбными, доверяют партнерам, ищут то решение, на которое «пойдут» партнеры по переговорам. Возможны следующие исходы: Ж + Ж = разрыв, конфронтация, реже капитуляция; Ж + М = выигрыш Ж; М + М = компромиссное решение. Это все разновидности позиционного торга, и чем более участники защищают свои позиции, тем сильнее с ней связываются, тем труднее им изменить свою первоначальную установку. Тогда доминирует «гонор», желание «спасти лицо», и достижение согласия становится все менее вероятным, поскольку позиционный торг психологически превращается в состязание воли, чтобы заставить другую сторону изменить свою позицию. Характер деловых переговоров определяется их целями, которыми чаще всего выступают: • элементы профессиональной деятельности; • проблемы, представляющие взаимный интерес; • координация действий для уточнения средств выполнения ранее достигнутых соглашений; • сглаживание возникших противоречий, конфликтных ситуаций; • налаживание контактов и организация взаимоотношения с партнерами и т. д. Организация деловых переговоров предполагает: • определение времени деловых переговоров — оно выбирается, исходя из прогнозируемой продолжительности; наиболее оптимальными днями для переговоров являются вторник, среда, четверг. Самое благоприятное время дня — через полчаса-час после обеда, когда мысли о еде не отвлекают от решения деловых вопросов. • выбор места проведения деловых переговоров — согласовывается между участниками, перед встречей подготавливается для создания комфортности и деловой обстановки; • формирование количества участников — формируется в соответствии с компетентностью сотрудников по рассматриваемым вопросам; • сбор и обработка информации — выполняется: а) по существу рассматриваемой проблемы; б) на базе данных фирмы, с которой планируется проведение переговоров; в) о руководстве фирмы и о тех, в кем придется вести переговоры. Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы — обмен информацией — аргументация и контраргументация — выработка и принятие решений — завершение переговоров. Выделяется несколько методов ведения деловых переговоров: . • жесткий подход — стороны изначально занимают излишне жесткую позицию, изменить которую намерены лишь в крайних случаях; такой метод редко бывает эффективен, .он создает благоприятную почву для уловок, ведет к напряженности и иногда — к разрыву отношений; • позиционный торг — стороны занимают позиции, которые затем уступаются в некоторой последова- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|