Здавалка
Главная | Обратная связь

Публичные выступления



Теоретики ораторского искусства рекомендуют разби­вать подготовку к выступлению на три этапа: организация логической канвы, поиск формы сообщения, репетиция.

При организации логической канвынадо прежде всего четко выявить ту главную мысль, которую вы хотите из­ложить, доказать в своем выступлении. Здание речи надо строить таким образом, чтобы все его части работали на эту сверхзадачу. Сам же логический скелет здания следует делать предельно ясным и стройным, ибо, как говорил Аристотель, главное достоинство речи — в ее ясности.

Кроме того, речь должна быть выразительной. К чис­лу важнейших выразительных средств речи относятся тропы — употребление слов в переносном значении. К тропам относятся эпитеты, сравнения, метонимии, си­некдохи, метафоры, гиперболы, литоты, перифразы и другие.

Эпитет оживляет слово, придает экскурсионному объекту большую выразительность.

Сравнение обычно строится на сопоставлении двух предметов или явлений, имеющих одинаковые при­знаки, и оформляется с помощью союзов «как», «как бы», «как будто», «ровно», «словно», «точно».

Метонимия представляет собой перенос значений по смежности явлений («весь город обсуждал это собы­тие», «съел целую тарелку» и другое).

Синекдоха — обозначение целого через его часть. К примеру, синекдоха М. Лермонтова: «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз».

Метафоры — сближение слов по сходству или кон­трасту их значения. Например, метафора А. Ахмато­вой «Пустых небес прозрачное стекло».

Гиперболы (преувеличения). Например, «редкая пти­ца долетит до середины Днепра» (преувеличение ве­личины реки).

Литоты — преуменьшение свойств, качеств объек­та, человека, например, «мальчик с пальчик».

Перифраз — замена наименования предмета описа­тельным оборотом речи. Вместо льва можно сказать «царь зверей», понятие «бывалый человек» заменить выражением «тертый калач».

В процессе поиска формы выступления следует учи­тывать и такие рекомендации знатоков ораторского ис­кусства. Если содержание выступления предназначено в основном для апелляции к разуму слушателя, то форма выступления строится с таким расчетом, чтобы возбу­дить эмоции. Жест, мимика, телодвижения, интонации голоса — с помощью этих средств опытные ораторы воз­действуют на эмоции человека. Помните, органы чувств человека склонны к утомлению.

При подготовке выступления, как советуют наставле­ния для ораторов, следует учитывать настроение буду­щей аудитории. Если, как полагаете, она настроена нега­тивно к идеям, которые вы собираетесь утверждать, то сначала завоюйте их симпатию интересным примером, за­интригуйте чем-то и пообещайте выдать развязку в кон­це. Если собираетесь доказать новую, сложную идею — разделите общий объем информации, которую необходи­мо дать слушателям, на ряд "«порций», распределите их в порядке возрастающей сложности и последовательно, не торопясь, сообщайте их.

Итак, если сформулировать главное, что подсказывает опыт оратору, то можно, пожалуй, обойтись одной фра­зой: «Выступая, будьте творцом, создателем своей речи, и вы покорите сердца слушателей».

На этапе подготовки и в процессе публичного выступ­ления рекомендуется соблюсти следующие четыре прави­ла, сформулированные крупнейшим специалистом в об­ласти ораторского искусства Дейлом Карнеги:

1. Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения вами успехов.

2. Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем вы собираетесь говорить.

3. Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, — рекомендует профессор Уильям Джеймс, — действуйте так, будто вы действительно смелы, напряги­те для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

4. Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели.

' При публичном выступлении могут возникать типич-
ные затруднения: /

• нелогичность (непоследовательность в изложении сути, нечеткая аргументация излагаемого материа­ла, отсутствие ясности и точности в достижении по­ставленных целей);

проблема салювыражения (недостаточная эмоциональ­ность, «зажатость», монотонность выступления, не­соответствие внутреннего состояния внешним при­знакам);

эгоцентризм (не учитывается плюрализм мнений, неспособность понять иное, чужое мнение);

некомпетентность (недостаток информации, неком­петентность в конкретных вопросах);

проблема контакта (трудности контакта с аудито­рией, не удается добиться расположения слушате­лей и т. п.);

проблема самоконтроля (трудно преодолеть волне­ние, неумение вести себя и т. п.);

проблема выхода из контакта (сумбурность и неза­вершенность выступления, плохое окончание и не­удачное прекращение разговора).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.