Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования заочной формы обучения по направлению подготовки 0809100.62 Экономика

 

 

Бузулук

УДК 87.7

ББК 17

Б – 24

 

 

Рецензент – доцент кафедры истории и теории государства и права, к.и.н. Хомякова Н. В.

 

Барабошина, Н.В.

Б – 24 Деловое общение: методические указания по выполнению

контрольных работ / Н.В. Барабошина; Бузулукский гуманитарно-

технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2014.

– 20 с.

 

Методические указания по выполнению контрольных работ включают общие организационно-методические указания и обязательные требования к контрольной работе, варианты контрольных работ, вопросы к зачету, список рекомендуемых источников.

Методические указания предназначены для студентов факультета заочного обучения и факультета дистанционных технологий по направлению подготовки 0809100.62 Экономика.

 

  УДК 87.7 ББК 17   © Барабошина Н.В., 2014 © БГТИ (ф) ОГУ,2014    

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………
Варианты контрольной работы………………………………………….
Контрольные вопросы к зачету………………………………………….
Список рекомендуемых источников……………………………………..
Приложение 1 Титульный лист контрольной работы…………………
Приложение 2 Содержание контрольной работы……………………..

 

Пояснительная записка

 

Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Деловое общение – это научная дисциплина, которая носит во многом прикладной характер, поскольку характер делового взаимодействия оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров, пресс-конференций и презентаций.

Особое место данного курса в подготовке бакалавра экономики обусловлено тем, что овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализовывать комфортно-психологическое общение, стратегии и тактики, способствующие достижению сотрудничества и компромисса.

Знание основных ошибок при формировании первого впечатления о партнере по общению, умение преодолевать барьеры общения и регулировать позиции друг друга, представление о различных психотипах деловых партнеров, клиентов, коллег, руководителей, умение составлять успешные в деловых контактах рабочие группы и коллективы, овладение приемами влияния на партнеров по деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный опыт, который позволит стать успешным профессионалом в различных сферах деятельности.

Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический материал, но и более глубокая подготовка по предложенным в материалах контрольной работы вопросам. Эти задачи реализованы в программе курса «Деловое общение», на основании которой подготовлены настоящие методические указания для студентов заочной и дистанционной форм обучения.

Контрольная работе по курсу «Деловое общение» должна соответствовать следующим требованиям.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует первой букве фамилии студента:

1 ВАРИАНТ - А, Б,

2 ВАРИАНТ - В, Г;

3 ВАРИАНТ - Д, Е, Ж;

4 ВАРИАНТ - З, И, Й;

5 ВАРИАНТ - К, Л, М;

6 ВАРИАНТ - Н, О, П;

7 ВАРИАНТ - Р, С, Т;

8 ВАРИАНТ - У, Ф, Х;

9 ВАРИАНТ - Ц, Ч, Ш, Щ;

10 ВАРИАНТ - Э, Ю, Я.

Теоретические вопросы требуют развернутого ответа студента. Ответ должен быть кратким, но максимально емким по содержанию. Раскрытие теоретического вопроса должно осуществляться с позиций научности, конкретности, на основе многовариантности подходов, доказательности. Необходимо грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, изучив при этом от 10 до 15 публикаций, и сгруппировав их по точкам зрения. Необходимо определить свою позицию по рассматриваемому вопросу или принять точку зрения одного из авторов, обосновав ее преимущество.

Объем работы не должен превышать 15 листов машинописного текста, не считая титульного листа. Размер шрифта - 14, интервал между строками – 1,5. Оформление титульного листа и листа содержания контрольной работы показано в приложении.

В конце ответа должен прилагаться список литературы: перечень литературы, фактически использованной при выполнении контрольной работы, составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления (СТО 02069024.101-2010).

Тестовые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Задания выполняются на отдельном листе и прилагаются к теоретической части контрольной работы. К каждому тестовому вопросу необходимо дать комментарий с обоснованием правильности выбранного ответа.

Контрольная работа должна быть сброшюрована.


Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. «Деловое общение»: перцепция, коммуникация, интеракция.

2. Технологии формирование первого впечатления в ходе делового общения.

3. Тесты.

3.1. Деловое общение – это:

а) единство этики поступка и этики ответственности;

б) совокупность норм и принципов, регулирующих взаимоотношения в процессе предпринимательства;

в) изменение общения ради преодоления зла;

г) непричинение зла в минимуме себе и другим.

3.2. Какие признаки присущи партнёрскому деловому общению:

а) скрытое внедрение в психику одного из партнёров мотиваций, намерений, установок, внутренне не присущих ему;

б) рассмотрение партнёра как личностно-значимого и психологически равноправного;

в) психологический настрой на эмоциональное состояние делового парт­нера.

г) взаимное согласование интересов партнеров;

д) принуждение партнера к каким-либо действиям или решениям.

3.3. Ошибочное правило для конфликтных людей:

а) не стремись доминировать любой ценой;

б) будь принципиален;

в) чаще улыбайся;

г) надо уметь сказать правду;

д) не защищай своих исполнителей.

3.4. Способности – это …:

а) знания, умения, навыки;

б) генетически обусловленные задатки индивидуальной психики;

в) эрудиция и интеллект;

г) индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности.

3.5. С чем связаны коммуникативные способности?

а) с высоким уровнем интеллектуальной деятельности;

б) с быстрым запоминанием и воспроизведением большого объёма информации;

в) с успешным решением проблем межличностного общения;

г) с быстрой передачей информации.

Вариант 2

1. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалоговое.

2. Слушание собеседника. Приемы и виды.

3. Тесты

3.1. Какие из перечисленных ниже теорий можно отнести к теоретическим предпосылкам дисциплины «Деловое общение»?

а) социальная психология;

б) психофизика;

в) клиническая психология;

г) профессиональная психология.

3.2. К невербальным средствам делового общения относятся: а) речевые конструкции;

б) мимика;

в) жесты;

г) социальные диалекты;

д) походка.

3.3. К социальным коммуникативным барьерам относятся:

а) принадлежность субъектов к различным религиозным конфессиям;

б) принадлежность субъектов к различным политическим лагерям;

в) возрастные различия;

г) половые различия.

3.4. Креативность делового партнёра характеризует:

а) его способность воспринимать деловую ситуацию под новым углом зрения;

б) продуцирование им нестандартных решений деловой проблемы;

в) системный анализ деловой ситуации;

г) оригинальность и нетривиальность предлагаемых им идей.

3.5. Какому именно темпераменту делового партнёра соответствуют такие проявления его личности, как хладнокровие и выдержка:

а) сангвиническому;

б) флегматическому;

в) холерическому;

г) меланхолическому.

Вариант 3

1. Невербальные средства общения.

2. Этика делового общения по вертикали «сверху – вниз».

3. Тесты.

3.1. Предметная область науки «Деловое общение» включает в себя изучение:

а) социально-психологических механизмов общения, взаимодействия субъектов;

б) ценностных ориентаций деловых партнеров;

в) психических познавательных процессов;

г) коммуникативных техник и технологий;

д) биологических основ функционирования психики индивида.

3.2. Можно ли считать форму делового общения способом реализации коммуникативного процесса делового общения?

а) да;

б) нет.

в) оба варианта верны.

3.3. Процесс обмена информацией отражает:

а) интерактивную сторону общения;

б) перцептивную;

в) коммуникативную;

г) когнитивную.

3.4. Мотивации деловых партнёров характеризуют психические процессы:

а) побуждающие его к деятельности;

б) придающие его поведению энергетические импульсы;

в) обеспечивающие психическую регуляцию поведенческих актов и действий;

г) формирующие его защитные реакции.

3.5. Мотив власти в межличностной коммуникации деловых партнёров связан с их склонностью:

а) рассматривать других партнёров как объект манипуляции;

б) доминировать в деловом общении;

в) контролировать поведение других партнёров;

г) приспосабливаться к действиям других партнёров;

д) уменьшать последствия своих агрессивных поведенческих актов.

Вариант 4

1. Самопрезентация. Технологии самоутверждения личности.

2. Этика делового общения по вертикали «снизу – вверх».

3. Тесты.

3.1. Содержание психологического блока науки «Деловое общение» составляют:

а) проблемы социально-психологических механизмов межличностного общения;

б) проблемы делового этикета;

в) проблемы генетических оснований экономического поведения;

г) проблемы психологических отношений.

3.2. Целью оперативного делового совещания является:

а) стимулирование производительности труда;

б) решение ситуационных вопросов;

в) контроль за результатами деятельности;

г) определение стратегии и тактики деятельности.

3.3. Процесс восприятия деловыми партнерами друг друга называется.

а) идентификацией;

б) перцепцией;

в) интеракцией;

г) коммуникацией.

3.4. Технология делового общения – это:

а) совокупность приёмов и техник влияния;

б) особые формы деловой инженерии;

в) процедурные алгоритмы поведения деловых партнёров, формирующиеся на основе применяемых техник влияния;

г) психологическое воздействие на собеседников.

3.5. Деловое общение предполагает векторы:

а) перцептивный;

б) коммуникативный;

в) интерактивный;

г) психологический.

Вариант 5

1. Имидж как фактор профессионального успеха.

2. Этика делового общения «по горизонтали».

3. Тесты.

3.1. Организационно-технический блок науки «Деловое общение» связан с рассмотрением:

а) психологических характеристик деловых партнеров;

б) техник и технологий делового общения;

в) пространственно-временных рамок делового общения;

г) ценностных ориентаций деловых партнеров.

3.2. Пресс-конференция как форма делового общения применяется тогда, когда необходимо:

а) оказать воздействие на общественное мнение;

б) создать позитивный корпоративный имидж;

в) обменяться информацией с деловым партнером;

г) ознакомить общественность с точкой зрения фирмы.

3.3. К системам невербальной коммуникации относятся

а) такесика;

б) паралингвистика;

в) письменное сообщение;

г) проксемика;

д) кинесика.

3.4. Кем из учёных в области общения были впервые разработаны и научно доказаны психологические эго-состояния:

а) Д. Карнеги;

б) Э. Бёрном;

в) А.А. Леонтьевым;

г) З. Фрейдом.

3.5. Намерение к действию, которое отражает понимание человеком ситуации общения, называется …:

а) перцепцией;

б) параллелизмом;

в) трансактом;

г) все ответы верны.

Вариант 6

1. Деловое совещание как форма организованного взаимодействия.

2. Технологии создания благоприятного психологического климата в ходе делового общения.

3. Тесты

3.1. Ценностный блок науки «Деловое общение» включает в себя анализ:

а) особенностей психической структуры личности;

б) политической ориентации делового партнера;

в) этических принципов делового общения;

г) коммуникативных отношений.

3.2. Что может способствовать успешному ведению переговоров?

а) теплый, уважительный тон речи;

б) оживленный, заинтересованный взгляд;

в) потирание глаз;

г) легкое постукивание пальцами по столу;

д) раскрепощенность позы.

3.3. К перцептивным барьерам делового общения относится:

а) стереотипизация;

б) привлекательность;

в) интроекция;

г) превосходство.

3.4. Различие в социальном и психическом уровнях коммуникации характерны для формы трансакта:

а) параллельной;

б) перекрестной;

в) скрытой;

г) саморегулирующейся.

3.5. К невербальным средствам воздействия относятся:

а) манера поведения;

б) внешний облик;

в) речь;

г) жесты.

Вариант 7

1. Публичное выступление: основные техники и тактики.

2. Техника ускорения принятия решений в ходе делового общения.

3. Тесты

3.1. Наука «Деловое общение» изучает:

а) типологию деловых партнеров;

б) структуру и особенности делового общения;

в) психологические различия между людьми и группами людей;

г) перцептивные барьеры делового общения;

д) физиологические механизмы функционирования памяти и мышления.

3.2. Во всех культурах есть сходные жесты. Какие из них относятся к коммуникативным?

а) приветствия;

б) одобрения;

в) растерянности;

г) привлечения внимания.

3.3. Осмысление каждым деловым партнером того, как он воспринимается другим, связано с проявлением социально-психологического механизма:

а) аттракции;

б) идентификации;

в) рефлексии;

г) каузальной атрибуции.

3.4. Метод демонстрации известных общих научных положений, истинность которых несомненна, называется:

а) индуктивным;

б) дедуктивным;

в) аналогией;

г) концентрическим.

3.5. При каком типе трансакта партнёры демонстрируют неадекватность понимания позиции и действия другого участника взаимодействия, ярко проявляют свои собственные намерения и действия:

а) дополнительном;

б) пересекающемся;

в) скрытом.

г) саморегулирующемся.

 

Вариант 8

1. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

2. Правила деловой переписки. Технологии написания деловых писем.

3. Тесты

3.1. Укажите проблемную область науки «Деловое общение»:

а) исследование психологических механизмов экономического пове­дения;

б) обоснование психологических методов обучения и воспитания;

в) изучение особенностей психологического и этического взаимодействия людей в бизнесе и предпринимательской деятельности;

г) исследование наследственных механизмов психики и поведения
людей.

3.2. Какой жест оценки является классическим:

а) скрещивание рук на груди;

б) прикрывание обеими руками рта;

в) подпирание щеки сжатыми в кулак пальцами;

г) скрещивание рук за спиной.

3.3. К коммуникативным барьерам делового общения относятся барьеры:

а) логический;

б) стилистический;

в) снисходительности;

г) предрасположенности;

д) семантический.

3.4. Главной задачей этого стиля общения является поддержание связи с обществом, социумом, подкрепление представлений о себе как о члене общества:

а) примитивный;

б) ритуальный;

в) манипулятивный;

г) гуманистический;

д) деловой.

3.5. Это стиль общения, при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей и помогает достичь собственные цели:

а) примитивный;

б) ритуальный;

в) манипулятивный;

г) гуманистический;

д) деловой.

Вариант 9

1. Деловые конфликты: конструктивный или деструктивный конфликт.

2. Психологический тип личности и его значение для делового общения.

3. Тесты

3.1. Выделите среди приведенных положений то, что составляет предметную область науки «Деловое общение»:

а) индивидуальные психологические различия людей;

б) психологические проблемы экономического поведения;

в) особенности психологического и этического взаимодействия в общении деловых партнёров;

г) этические проблемы экономического поведения.

3.2. Для принципа делового успеха не характерно:

а) «эмпатия» - встать на точку зрения оппонента;

б) «салями» - постепенное открытие собственной позиции;

в) «сюрприз» - принятие заведомо невыполнимого решения с точки зрения оппонента;

г) «эскалация» - использование различных выражений.

3.3. К ошибочным действиям делового партнёра относятся:

а) оговорки;

б) архетипы;

в) очитки;

г) забывания;

д) влечения.

3.4. Этот стиль общения в наибольшей степени характеризует личностное общение, позволяющее удовлетворять потребность в понимании, сочувствии, сопереживании:

а) примитивный;

б) ритуальный;

в) манипулятивный;

г) гуманистический;

д) деловой.

3.5. Слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник, называются:

а) аллегория;

б) гипербола;

в) комплименты;

г) антитеза.

 

Вариант 10

1. Понятие профессионального стресса: эустресс, дистресс.

2. Рабочая группа, ее признаки и значение для делового общения.

3. Тесты

3.1. Содержание делового общения составляет:

а) обсуждение социально-значимой проблемы;

б) внутренний личностный мир субъектов общения;

в) удовлетворение потребности в общении;

г) формирование профессиональных навыков и умений.

3.2. К комплекту честности не относят:

а) ладони открыты;

б) равное рукопожатие;

в) прикосновение к лицу;

г) пиджак расстегнут;

д) зеркальное отражение действий.

3.3. Экстравертированная установка личности направлена:

а) на внешние объекты;

б) на свои собственные суждения и ощущения;

в) на других субъектов общения;

г) на собственные чувства.

3.4. При этом стиле общения осуществляется процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, достигается определённый результат, решаются конкретные проблемы и реализуются определённые цели:

а) примитивный;

б) ритуальный;

в) манипулятивный;

г) гуманистический;

д) деловой.

3.5. Специфический вид деловой коммуникации, при котором используются разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем, находятся взаимоприемлемые решения, избегаются крайние формы проявления конфликта:

а) пресс-конференция;

б) совещание;

в) переговоры;

г) встреча.


Контрольные вопросы к зачету

1. Объект и предмет науки «Деловое общение».

2. Функции науки «Деловое общение».

3. Общение как социально-психологический механизм.

4. Общение как триединый процесс.

5. Понятие стиля и содержания общения. Виды стилей общения.

6. Вербальные средства коммуникации.

7. Невербальные средства коммуникации.

8. Кинесические особенности невербального общения.

9. Проксемические особенности невербального общения.

10. Паралингвистические особенности невербального общения.

11. Понятие визуального контакта.

12. Межнациональные различия невербального общения.

13. Имидж делового человека.

14. Понятие телесного имиджа.

15. Внешний вид человека как средство формирования имиджа.

16. Понятие стиля лидерства. Классификация стилей лидерства.

17. Понятие конфликта и его социальная роль.

18. Классификация конфликтов.

19. типы поведения людей в конфликтных ситуациях.

20. Причины и последствия конфликтов.

21. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

22. Понятие стресса и стрессовой ситуации.

23. Деловой разговор как основная форма деловой коммуникации.

24. Деловая беседа как основная форма деловой коммуникации.

25. Деловая беседа по телефону как основная форма деловой коммуникации.

26. Деловое совещание как основная форма деловой коммуникации.

27. Пресс-конференция как основная форма деловой коммуникации.

28. Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации.

29. Торги как основная форма деловой коммуникации.

30. Презентация как основная форма деловой коммуникации.

31. Самопрезентация как основная форма деловой коммуникации.

32. История происхождения спора.

33. Определение понятий спора, дискуссии, полемики, дебатов.

34. Классификация видов спора.

35. Культура спора.

36. Психологические приёмы убеждения в споре.

37. Отличительные черты делового общения.

38. Культура речи делового человека.

39. Культура ведения полемики.

40. Понятие барьера в общении.

41. Психологические барьеры взаимодействия.

42. Психологические барьеры восприятия и понимания.

43. Коммуникативные барьеры.

44. Преодоление барьеров в общении.

45. Понятие об эго-состояниях человека.

46. Типы трасактов.

47. Определение цели и идеи публичного выступления.

48. Проблемное изложение материала в публичном выступлении.

49. Композиция публичного выступления.

50. Работа над текстом публичного выступления.

51. Виды красноречия.

52. Завоевание и удержание внимания аудитории.

53. Завершение и анализ проведённого публичного выступления.

54. Проявление темперамента и способностей в деловом общении.

55. Проявление эмоций и волевых качеств в деловом общении.

56. Мотивация в деловом общении.

57. Системная модель технологий делового общения.

58. Понятие о национальном характере делового общения.

59. Особенности восприятия народа друг другом.

60. Понятие манипуляций и защита от них.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.