Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникация как акт общения.



ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

 

Понятия общение и коммуникация активно используются в специальной литературе. В работах некоторых авторов (Г. А. Андреевой, И. А. Зимней, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, С. А. Смирнова и др.) понятие общение рассматривается как синоним коммуникативной деятельности. По мнению И. А. Зимней, «общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие» [46].

Оба эти понятия имеют деятельностную основу и связаны с процессом взаимодействия людей. Коммуникация (от лат. communication – communicare – делать общим, связывать, общаться) рассматривается в следующих значениях: 1) путь сообщения, связь одного места с другим (техн.); 2) сообщение или передача содержания средствами языка высказывания (лингв.). Общение в толковом словаре русского языка рассматривается как «взаимные сношения, деловая или дружественная связь» [87].

Обобщая определения этого понятия, рассмотренные в философской, педагогической и психологической литературе, выделяют три основных значения:

– самостоятельный вид деятельности;

– атрибут других видов человеческой деятельности;

– специфическая форма взаимодействия субъектов.

Общение рассматривают в единстве трех сторон: коммуникативной (коммуникация), то есть передача информации; интерактивной (интеракция), то есть взаимодействие; перцептивной (перцепция), то есть взаимовосприятие участников общения.

Функции общения и коммуникации тесно связаны между собой (И. А. Зимняя, Л. А. Карпенко, Б. Ф. Ломов), и это выражается в следующем:

– контактная и информационная обусловлены потребностью в эмоциональном комфорте и впечатлениях;

– коммуникативно-диагностическая функция связана с предварительным изучением ситуации и условий предстоящего общения;

– коммуникативно-прогностическая функция обеспечивает оценку положительных и отрицательных сторон предстоящего общения;

– коммуникативно-программирующая функция направлена на подготовку содержания, выбор стиля, позиции и дистанции общения;

– информационно-коммуникативная функция связана с передачей информации;

– аффективно-коммуникативная функция отражает эмоционально-волевую сторону общения;

– коммуникативно-организационная и регуляционно-коммуни­кативная функции связаны с организацией внимания партнеров по общению, со стимулированием коммуникативной активности, с управлением процессом взаимодействия;

– коммуникативно-исполнительская функция способствует уп­равлению динамикой ситуации общения [54].

М. С. Каган, анализируя полифункциональность общения, выделяет его информационно-коммуникативную составляющую и определяет следующие виды общения:

– обслуживание предметной деятельности, согласование действий (организация, управление, обмен информацией); при этом эффективность информационного взаимодействия возможна при реализации коммуникативной составляющей общения;

– общение ради общения, то есть свободное, дружеское общение, которое не предполагает передачу и усвоение конкретного объема информации; при этом важную роль играют невербальные коммуникативные связи;

– приобщение к ценностям, знакомство с установками, позициями других людей, которое не возможно вне системы социальной коммуникации.

Общение воспринимается шире, чем простая коммуникативно-информационная связь. По мнению У. Шрама, «коммуникация (во всяком случае, человеческая) это то, что совершается людьми. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, что люди общаются между собой» (Schramm W. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. ed. by Wilbur Schramm and Donald F. Roberts. – Urbana, 1971. – P. 17.)

М. С. Каган, сравнивая процессы общения и коммуникации, определил, что общение представляет собой связь равных партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, а коммуникация предполагает функциональное неравенство сторон. Цель общения – общность, а коммуникации – передача информации. Коммуникация монологична, общение диалогично. Закон общения – возрастание информации. Законом коммуникации является убывание информации в канале связи. Общение возможно лишь при свободном вхождении и выходе участников. Коммуникация облигаторна, то есть обязательна. Акт коммуникации безличен (если сообщение отправляется всем, то все должны принять его аналогично). Общение – интенционально, персонализировано, предполагает ощущение индивидуальности парт­нера и ориентацию высказываний на его характер, на его тезаурус, на его мировоззрение, на его к тебе отношение [48].

Настоящее общение невозможно вне установления межличностных отношений, а коммуникация может носить исключительно информационно-функциональный характер.

Общение и коммуникация имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются их соотнесенность с процессами обмена информацией и связь с языком как средством ее передачи. За общением закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией – информационный обмен в обществе. Отличие наблюдается в разнице соотношения содержательно-информационного и ценностного приоритетов. Общение рассматривается как социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их деятельности, реализуемый, главным образом, при помощи вербальных средств. А коммуникация как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в межличностном и массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств [36].

Общение и коммуникация рассматриваются как виды деятельности, компонентами которой являются ее субъект, предмет, цель, содержание, способы реализации и результат.

Субъекты общения – конкретные люди, группы, сообщества, так как неживые предметы не могут общаться друг с другом. Но коммуникативная связь может быть установлена и между техническими устройствами, различными информационными системами (например, при помощи компьютера человек вступает в сетевую коммуникацию с другими людьми). Предметом преобразования в общении являются отношения между людьми. По мнению А. А. Леонтьева, предметом общения является не конкретный человек или люди, а психологические взаимоотношения людей или их взаимодействие. В коммуникативной деятельности предметом является информация в различных видах.

Общение стимулируется потребностью в контакте с другими людьми в самопознании, в оценках, в отношениях; оно необходимо для того, чтобы получить или оказать поддержку, проявить сочувствие, сопереживание. Наличие и возможность удовлетворения этой потребности фиксируется языком. Коммуникативная деятельность в основном направлена на удовлетворение потребности в обновлении информации, в передаче или получении информационного сообщения. Однако мотив соучастия других в жизни человека, который свойственен общению, предполагает некий информационный обмен, то есть коммуникацию. Основным мотивом вступления в коммуникативную деятельность является необходимость в передаче или получении определенной информации о внешнем мире, об обществе, о самом себе. Поэтому человеку важно проявлять исследовательскую активность, развивать познавательный интерес.

Цели общения определены самой сущностью этого процесса, то есть являются самоценностью и самоцелью. Задачи общения возникают в зависимости от ситуации общения, ее содержания, характеристики участников. Цели коммуникативной деятельности всегда определены и формируются под влиянием дефицита информации, необходимости передать или получить конкретное сообщение. Коммуникативные задачи определяются этапами развертывания коммуникативной деятельности. Таким образом, задачи общения более вариативны и разноплановы.

Содержание общения определяется наличием конкретной ситуации и субъективными характеристиками участников общения. В коммуникации они заданы характером сообщения, которое необходимо передать.

Отношения в процессе общения складываются на уровне сотрудничества, эмпатии, соперничества, то есть ценностного взаимоотнесения. В коммуникативной деятельности первичными оказываются информационно-коммуникативные отношения, связанные с информационным запросом, реакцией на полученное сообщение и предоставлением обратной связи.

Результатом общения является обмен ценностями, установление внутреннего контакта. В результате коммуникативного процесса осуществляется передача и прием необходимого информационного сообщения. Критериями оценки результата общения становятся внутренняя удовлетворенность его участников взаимопониманием, фактом сотрудничества. Критериями оценки результата коммуникации является продуктивность решения коммуникативных задач, минимальное искажение исходной информации, понимание смысла переданного сообщения.

Коммуникация связана с общением и является его частью. Она осуществляется обычно в процессе взаимодействия и рассчитана на взаимопонимание. Общение – это обмен или передача информации от одного человека другому, процесс взаимодействия людей, обмен духовными ценностями и т. п. Общение рассматривается как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга (В. Н. Мясищев).

 

1.3. Этика речевой коммуникации

Этика и речь. Этические нормы. Речевой этикет. Речевые формулы общения

(извинения, просьбы, благодарности, волеизъявления, этически грамотные вопросы

и др.). Этика и сфера общения. Этика и виды деятельности. Этика профессионального педагогического общения. Формы общения (анонимное общение, функционально-ролевое, служебное, неформальное). Речевые тактики в процессе коммуникации.

Импровизация в общении. Коммуникативные барьеры общения.

План

1. Этика и этикет. Речевой этикет.

2. Этикетные формулы общения.

3. Этика профессионального педагогического общения.

4. Коммуникативные барьеры общения.

Литература:

1. Венедиктова, В. И. О деловой этике и этикете / В. И. Венедиктова. – М., 1994.

2. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М., 2004.

3. Трухачев, В. И. Международные деловые переговоры: учеб. Пособие / В. И. Трухачев, И. Н. Лякишева, К. Ю. Михайлова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ставрополь, 2007.

4. Энциклопедия этикета /сост. Л. Н. Рукавчук. – СПб., 1996.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.