Здавалка
Главная | Обратная связь

Этика и речь. Речевой этикет.



Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали.

Моральные нормы – это результат многовекового опыта человеческого общества, его усилий разграничить добро и зло, определить сущность добродетели. Существует две точки зрения по этому вопросу. Согласно первой – стремление человека к добру естественно и постоянно. Такой позиции придерживались Аристотель, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ и другие философы.Сторонники второй точка зрения(Э. Кант, М. Лютер) считали, чтоне важно, к чему стремится сам человек, важнопоставить его перед необходимостью подчиняться долгу.

Моральные нормы отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных устоев наказывается обществом различными формами порицания (критическое замечание, осуждение, отказ в общении и др.). В современных деловых отношениях ценятся такие качества личности, как вежливость, тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, обязательность и др.

На нормах морали основаны традиции, обычаи, которые со временем могут изменяться. Их соблюдение позволяет проявить уважение к людям, живущим в разных странах.

Этикет (от фр. etiquette –ярлык, этикетка) – манера, способ вести себя в обществе. Этикет – это установленный порядок поведения, важная составляющая деловых отношений, внешнее выражение внутренней культуры человека.

По мнению историков этикета, он возник в Италии в XIV веке, в которой ценилось не только богатство и родовитость, но и образованность. Считалось обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, умения вести себя в обществе. Исторически первым этикет возник во дворцах и назывался дворцовым, или государственным. Затем появились другие виды этикета – дипломатический, воинский, светский, деловой и т.д.

Деловой этикет – это установленный порядок поведения в профессиональной сфере.

Выделяют следующие основные принципы делового этикета:

здравый смысл, который заключается в том, что деловой этикет направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

этичность, то есть весь комплекс норм, стандартов, требований по своей сути должен быть моральным, направленным на добро;

целесообразность заключается в том, что каждое предписание этикета должно служить определенным целям;

свобода, которая предполагает исполнение правил и норм делового этикета, с учетом права выбора партнера по общению, методов и форм взаимодействия;

удобство, которое подразумевает комфортные условия работы для всех участников;

экономичность – это разумная стоимость организации мероприятий, оформления интерьера, обслуживания и др.;

эффективность в том, что стандарты делового этикета должны способствовать уменьшению количества конфликтов в коллективе, сокращению сроков выполнения заданий и др.;

универсальность предполагает, что каждая рекомендация или норма делового этикета затрагивает различные стороны деловых взаимоотношений.

Этикетные нормы направлены на достижение целесообразности взаимоотношений в процессе общения, нанахождение оптимального решения возникающих ситуаций в профессиональной деятельности.

В общении определены нравственные нормы поведения,которые касаются и различных речевых ситуаций. Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет уровень профессиональной пригодности человека, особенно это касается тех специалистов, которые по роду своей деятельности постоянно общаются с людьми. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку избегать некорректных действий,чувствовать себя более уверенно. Кроме того соблюдение речевого этикета имеет воспитательное значение, способствует повышению авторитета говорящего, развитию речевой и общей культуры человека.

Выделяют факторы, определяющие формирование и применение речевого этикета:

– ситуация, в которой осуществляется общение;

– учет индивидуальных особенностей партнеров (социального статуса, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера), вступающих в деловые отношения;

– нравственное состояние общества, его моральные устои.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.