Этикетные формулы общения.
Каждый человек должен овладеть навыками общения, корректного поведения, знать и соблюдать этикет, который включает правила знакомства и представления, проведения деловых контактов, оформления служебных документов и др. В процессе коммуникации используются этикетные формулы общения, то есть определенные слова, фразы, устойчивые выражения, применяемые на всех стадиях разговора (начальная, основная и заключительная части) и имеющие конкретное назначение. Речевые формулы приветствия в разных языках имеют психологически подтверждающий смысл, суть которого заключается в следующем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра». Такой же смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотношений, которые в нашей культуре называются воспитанностью. В русском языке чаще всего используют приветствие «Здравствуйте!», в основе которого лежит пожелание здоровья собеседнику, а также приветствие, указывающее на время встречи: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» Кроме общеупотребительных приветствий используют, например, выражения: «Рад видеть вас!», «Рад нашей встрече!», «Разрешите вас поприветствовать!» и др. Речевой этикет приветствий предусматривает также очередность действий, например, первым приветствует мужчина – женщину; младший – старшего по возрасту; младший по должности – старшего; проходящий – стоящего; опаздывающий – ожидающего; входящий – находящегося в помещении и др. Эти нормы сохраняются и в деловом этикете, но при этом следует учитывать, что возраст и пол того, кто должен приветствовать первым, не являются определяющими. Основным критерием в такой ситуации выступает должность: например, секретарь (женщина) первая приветствует руководителя (мужчину). Однако существуют отступления от правил. В процессе общения собеседники используют речевые формулы обращения. Обращение выполняет несколько функций. Во-первых, привлечение внимания собеседника: для этого используются собственные имена (Ирина Петровна, Олег, Артем), так как обращение без имени носит формальный характер, а обращение по имени или имени и отчеству подчеркивает уважение к человеку. Во-вторых, определение людей по степени родства (отец, брат, дядя), по возрасту и полу (мальчик, юноша, девушка), по профессии, по должности (доктор, водитель, директор). В-третьих, выражение экспрессивной и эмоционально-окрашенной характеристики отношения (Сережка, Сашенька, Ритуля). В-четвертых, содержание оценки (умница, зануда, недотрога, красавица), при этом может даваться характеристика как адресата, так и адресанта. В настоящее время в России используются следующие формулы речевого обращения: – дамы и господа (обращение господин ранее использовалось в России как проявление вежливости по отношению к человеку в привилегированных слоях общества) в деловом общении; – товарищ (военными, членами некоторых политических партий, сотрудниками предприятий); – коллеги, друзья (принято среди ученых, врачей, педагогов, юристов и др.); – уважаемый (в речи старшего поколения). Обращения мужчина, женщина, девушка, молодой человек, бабуля используются в повседневном общении и свидетельствуют о недостаточной речевой культуре говорящего. В таких ситуациях рекомендуется начинать разговор, используя этикетные формулы: будьте добры…, будьте любезны…, простите… В различных ситуациях общения речевой этикет предусматриваетформы обращения на «ты» или «вы». В русской разговорной и письменной речи до XVIII века традиционным было обращение на «ты», которое употреблялось без различия возрастов, сословий и отношений между людьми. После реформ Петра I в русском языке появилось европейское обращение «вы». В настоящее время на «вы» обращаются в следующих ситуациях: – в официальной среде или к малознакомому человеку; – в отношениях с людьми старшего возраста (вместе с именем и отчеством); – при обращении к учащимся средней и старшей школы, подчеркивая уважение к личности ребенка; – в деловой беседе принято только в двустороннем обращении. На «ты» обращаются в следующих ситуациях: – обычно в семье; – в общении между преподавателями и студентами в неофициальной обстановке; – в школе при обращении к ребенку до 9 лет; – в неофициальной обстановке при обращении к хорошо знакомому человеку, коллеге, другу, к равному или младшему по возрасту, к детям, а также в интимных отношениях. Важную роль играют речевые формулы представления. Если адресат не знает субъекта речи, то общение начинается со знакомства, которое может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно.Согласно этикету не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться, нобывают ситуации, когда это необходимо сделать.В таком случае используются следующие формулы: – Позволь (-те) с вами (тобой) познакомиться. – Разреши (-те) познакомиться. – Давай (-те) знакомиться. – Мне хотелось бы с вами (тобой) познакомиться. При посещении различных учреждений, когда предстоит беседа с сотрудником организации,необходимо представиться, используя речевые формулы: – Разрешите представиться… – Меня зовут … – Мое имя… – Я (имя, отчество, фамилия). Если посетитель не представился самостоятельно, то принимающий должен сказать: – Представьтесь, пожалуйста. – Как ваше имя? – Как вас зовут? В ситуации, когда посреднику приходится представлять незнакомых людей, необходимо назвать их имена, отчества, фамилии, должности, организации, в которых они работают. Для этого используются следующие формулы представления: – Познакомьтесь, пожалуйста, (фамилии, имена, отчества). – Я хочу познакомить вас … – Я хочу представить вас … Представляющий во время знакомства лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может использовать фразу: «Познакомьтесь, пожалуйста, коллеги». После знакомства обычно принято обменяться несколькими фразами. Встречи заканчиваются прощанием. Речевые формулы прощания имеют следующие значения. Пожелание: «Всего хорошего (доброго)! До свидания!» Надежда на новую встречу: «До встречи! Надеюсь на встречу!» Сомнение в возможности еще раз встретиться: «Прощайте. Вряд ли мы встретимся!» Речевые формулы отказа. Текст отказа содержит три основных части: фраза положительного содержания (положительная оценка собеседника, отношений или ситуации); фраза отрицательного содержания (формулировка отказа и его объективных причин); фраза положительного содержания (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что важным является факт сохранения хороших отношений). Эта формула построена на основе психологических законов восприятия и общения, так как человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше их запоминает, а содержание середины несколько стирается и воспринимается более спокойно. Особенно если эта часть содержит объективные причины, вызвавшие отказ [124]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|