Здавалка
Главная | Обратная связь

Этикетные формулы общения.



Каждый человек должен овладеть навыками общения, корректного поведения, знать и соблюдать этикет, который включает правила знакомства и представления, проведения деловых контактов, оформления служебных документов и др.

В процессе коммуникации используются этикетные формулы общения, то есть определенные слова, фразы, устойчивые выражения, применяемые на всех стадиях разговора (начальная, основная и заключительная части) и имеющие конкретное назначение.

Речевые формулы приветствия в разных языках имеют психологически подтверждающий смысл, суть которого заключается в следующем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра». Такой же смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотношений, которые в нашей культуре называются воспитанностью.

В русском языке чаще всего используют приветствие «Здравствуйте!», в основе которого лежит пожелание здоровья собеседнику, а также приветствие, указывающее на время встречи: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» Кроме общеупотребительных приветствий используют, например, выражения: «Рад видеть вас!», «Рад нашей встрече!», «Разрешите вас поприветствовать!» и др.

Речевой этикет приветствий предусматривает также очередность действий, например, первым приветствует мужчина – женщину; младший – старшего по возрасту; младший по должности – старшего; проходящий – стоящего; опаздывающий – ожидающего; входящий – находящегося в помещении и др.

Эти нормы сохраняются и в деловом этикете, но при этом следует учитывать, что возраст и пол того, кто должен приветствовать первым, не являются определяющими. Основным критерием в такой ситуации выступает должность: например, секретарь (женщина) первая приветствует руководителя (мужчину). Однако существуют отступления от правил.

В процессе общения собеседники используют речевые формулы обращения.

Обращение выполняет несколько функций.

Во-первых, привлечение внимания собеседника: для этого используются собственные имена (Ирина Петровна, Олег, Артем), так как обращение без имени носит формальный характер, а обращение по имени или имени и отчеству подчеркивает уважение к человеку.

Во-вторых, определение людей по степени родства (отец, брат, дядя), по возрасту и полу (мальчик, юноша, девушка), по профессии, по должности (доктор, водитель, директор).

В-третьих, выражение экспрессивной и эмоционально-окрашен­ной характеристики отношения (Сережка, Сашенька, Ритуля).

В-четвертых, содержание оценки (умница, зануда, недотрога, красавица), при этом может даваться характеристика как адресата, так и адресанта.

В настоящее время в России используются следующие формулы речевого обращения:

дамы и господа (обращение господин ранее использовалось в России как проявление вежливости по отношению к человеку в привилегированных слоях общества) в деловом общении;

товарищ (военными, членами некоторых политических партий, сотрудниками предприятий);

коллеги, друзья (принято среди ученых, врачей, педагогов, юристов и др.);

уважаемый (в речи старшего поколения).

Обращения мужчина, женщина, девушка, молодой человек, бабуля используются в повседневном общении и свидетельствуют о недостаточной речевой культуре говорящего. В таких ситуациях рекомендуется начинать разговор, используя этикетные формулы: будьте добры…, будьте любезны…, простите…

В различных ситуациях общения речевой этикет предусматриваетформы обращения на «ты» или «вы». В русской разговорной и письменной речи до XVIII века традиционным было обращение на «ты», которое употреблялось без различия возрастов, сословий и отношений между людьми. После реформ Петра I в русском языке появилось европейское обращение «вы».

В настоящее время на «вы» обращаются в следующих ситуациях:

– в официальной среде или к малознакомому человеку;

– в отношениях с людьми старшего возраста (вместе с именем и отчеством);

– при обращении к учащимся средней и старшей школы, подчеркивая уважение к личности ребенка;

– в деловой беседе принято только в двустороннем обращении.

На «ты» обращаются в следующих ситуациях:

– обычно в семье;

– в общении между преподавателями и студентами в неофициальной обстановке;

– в школе при обращении к ребенку до 9 лет;

– в неофициальной обстановке при обращении к хорошо знакомому человеку, коллеге, другу, к равному или младшему по возрасту, к детям, а также в интимных отношениях.

Важную роль играют речевые формулы представления. Если адресат не знает субъекта речи, то общение начинается со знакомства, которое может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно.Согласно этикету не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться, нобывают ситуации, когда это необходимо сделать.В таком случае используются следующие формулы:

Позволь (-те) с вами (тобой) познакомиться.

Разреши (-те) познакомиться.

Давай (-те) знакомиться.

Мне хотелось бы с вами (тобой) познакомиться.

При посещении различных учреждений, когда предстоит беседа с сотрудником организации,необходимо представиться, используя речевые формулы:

Разрешите представиться…

Меня зовут …

Мое имя…

Я (имя, отчество, фамилия).

Если посетитель не представился самостоятельно, то принимающий должен сказать:

Представьтесь, пожалуйста.

Как ваше имя?

Как вас зовут?

В ситуации, когда посреднику приходится представлять незнакомых людей, необходимо назвать их имена, отчества, фамилии, должности, организации, в которых они работают. Для этого используются следующие формулы представления:

Познакомьтесь, пожалуйста, (фамилии, имена, отчества).

Я хочу познакомить вас …

Я хочу представить вас …

Представляющий во время знакомства лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может использовать фразу: «Познакомьтесь, пожалуйста, коллеги». После знакомства обычно принято обменяться несколькими фразами. Встречи заканчиваются прощанием.

Речевые формулы прощания имеют следующие значения.

Пожелание: «Всего хорошего (доброго)! До свидания!»

Надежда на новую встречу: «До встречи! Надеюсь на встречу!»

Сомнение в возможности еще раз встретиться: «Прощайте. Вряд ли мы встретимся!»

Речевые формулы отказа. Текст отказа содержит три основных части: фраза положительного содержания (положительная оценка собеседника, отношений или ситуации); фраза отрицательного содержания (формулировка отказа и его объективных причин); фраза положительного содержания (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что важным является факт сохранения хороших отношений). Эта формула построена на основе психологических законов восприятия и общения, так как человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше их запоминает, а содержание середины несколько стирается и воспринимается более спокойно. Особенно если эта часть содержит объективные причины, вызвавшие отказ [124].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.