Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы и виды подготовки выступления. Типы речи.



По мнению П. Сопера, в настоящее время на речь «уже не смотрят как на изящную словесность, подобно всякому устному общению она – средство к цели, а не самоцель».

Чтобы достигнуть композиционной стройности, четкости, целостности речи, необходимы:

– строгая логическая последовательность изложения материала;

– связанность и соподчиненность всех частей речи, их соразмерность;

– внутренняя согласованность речи, отсутствие в ней каких-либо противоречий, несоответствий;

– единство и законченность речи.

Композиционной целостности можно достигнуть при условии, когда все доводы и суждения выступающего продуманы, сведены к единому плану, выверены, подчинены главной теме, составляющей ту основу, которая определяет внутреннюю логику речи, ее структуру, последовательность.

Понятие «речь» в настоящее время используется в различных значениях:

1. Речь – один из видов коммуникативной деятельности. Это конкретная деятельность, выражающаяся в письменной или устной формах.

2. Речь – это результат деятельности, выраженный в виде текста, статьи, сообщения.

Этапы подготовки речи.

1. Выбор темы.

Выступающему следует выбирать тему, близкую, понятную ему, связанную с личным опытом и по которой он может, в случае необходимости, получить дальнейшую информацию. Тема должна соответствовать конкретной аудитории, быть уместной, отличаться новизной.

2. Определение цели.

Цель определяется реакцией, которую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он их информировать, развлечь, удовлетворить любознательность и т. д.

Выделяют следующие типы речи:

информационная речь не только пробуждает любознательность, но и дает новое представление о предмете, она может быть повествовательной, описательной, объяснительной; в такой речи не должно быть ничего спорного, сообщение должно быть актуальным;

воодушевляющая речь может быть трех видов: речь с целью воодушевить, речь с целью убедить, речь с целью вызвать активную реакцию. На практике все три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга, содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном;

убеждающая речь служит для того, чтобы логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Обычно такие речи рассматриваются как агитационные, в которых оратор любыми способами (логическими и др.) убеждает слушателей согласиться с ним в спорном вопросе. Предметом речи, например, могут быть вопросы факта (что является правдой, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо). Речь должна быть интересной, содержать действительно спорный, но разрешимый вопрос;

призывающая к действию речь может содержать прямой или косвенный призыв к действию, которое может наступить немедленно или когда-нибудь. При выборе агитационной темы такой речи нужно проверить, вызовет ли ее содержание достаточный интерес; способны ли слушатели к действию и др.;

развлекательная речь (например, на празднике, на банкете) служит для развлечения присутствующих, поднятия им настроения.

3. Собирание материала.

Рекомендуется использовать материал из различных источников. Рассмотрев точки зрения разных авторов, сопоставить их. Для библиографических справок следует обращаться к картотеке, записывать идеи и факты, о которых было прочитано.

4. Работа над текстом.

Еще в античной риторике ораторы делили речь на вступление, срединную и главную часть, составляющие триединство.

Особое значение придавалось вступлению. Цицерон и Демосфен записывали и заранее тщательно готовили только начало речей. «Предисловие есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении есть пролог, в игре на флейте – прелюдия… они как бы прокладывают путь для последующего», – писал в «Риторике» Аристотель (Аристотель. Риторика. – СПб., 1894. С. 186). Древние ораторы различали три вида вступлений: искусственное, естественное, внезапное. В первом случае оратор готовит слушателей к изложению главной темы речи. При естественном вступлении оратор без предварительной подготовки приступает к изложению сути дела. При внезапном вступлении оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает речь внезапно, неожиданно, демонстрируя перед аудиторией охватившее его чувство.

Продуманное вступление помогает установить первоначальный психологический контакт со слушателями, создать атмосферу доверия, способствует лучшему восприятию и правильному пониманию последующих частей. Вступление должно быть лаконичным: первые фразы короткими, простыми и быстро доходить до сознания любого слушателя. Важным средством привлечения внимания к выступлению является обращение (Уважаемые слушатели, присутствующие, гости, друзья, коллеги…). Оратору рекомендуется подготовитьнесколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, сформулировать и пояснять свое намерение. Нельзя начинать свое выступление с шаблонных фраз, надо стремиться к максимальной новизне, неожиданности. А. Ф. Кони писал: «Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» – вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (на самом-то деле связанная со своей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. … Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных… начал и однородных с ними… может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая» (Цит. По: Об ораторском искусстве. – С. 175).

Последняя фраза вступления обычно является изложением тематического задания, логически связана с остальными частями речи.

При построении главной части важно обратить внимание на то, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны, основные идеи были оформлены в виде простого, конкретного, строгого плана. Следует убрать все, не имеющее отношения к выбранной цели, дать определение новых терминов, сделать ссылки на мнение авторитетных лиц, задавать вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой. Сделать набросок основной части речи в соответствии с системой главных тезисов и подтезисов, проверить, подкрепляют ли основные тезисы замысел.

Заключение должно быть связано со вступлением, не следует вводить новые понятия. Речь нужно закончить кратким, выразительным и запоминающимся обобщением основных идей, можно использовать цитату или иллюстративный материал, выражающий замысел выступающего. «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом, – писал А. Ф. Кони. – Конец – разрешение всей речи … конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (Кони А. Ф. Собр. соч. – М., 1967. – С. 177–178). В заключении необходимо сделать выводы, а также закрепить и усилить впечатление, произведенное речью, яркими, выразительными фразами.

5. Чтение текста вслух.

Необходимо помнить, что написанный и произнесенный текст воспринимается слушателями по-разному. Это важно учитывать при репетиционном чтении, желательно в присутствии слушателя, который смог бы объективно высказать свое мнение и обозначить недостатки речи.

Существуют различные виды подготовки и произнесения речи, которые имеют свою специфику.

Речь написана полностью и прочитана по рукописи.

Достоинство ее заключается в том, что она освобождает память выступающего от напряжения и перегрузки, ее продолжительность может быть точно рассчитана, особенно в ситуации, когда необходимо соблюдать регламент; отвечая на вопросы слушателей, выступающий всегда может опереться на текст.

Недостатки: речь звучит как чтение, а не как живое слово. Запись представляет собой барьер между оратором и слушателями, нет достаточного зрительного контакта с ними. Время от времени выступающий смотрит в аудиторию, и это отвлекает его от текста, в результате чего речь прерывается и слушателям сложно ее воспринимать.

Речь написана полностью и заучена наизусть.

Заученная речь и речь по записи чаще всего рекомендуются при обстоятельствах, когда оратору необходимо очень серьезно относиться к сказанному и к тем последствиям, к которым это может привести. Заученную речь при необходимости легче повторить, ее длительность может быть точно рассчитана.Однако запоминание не всегда бывает безупречным. Точный словесный текст труднее воспроизвести, чем сами идеи, поэтому возможно, что выступающий может отклониться от темы, не всегда корректно сформулировать мысль, спровоцировать дополнительные вопросы, выйти за рамки регламента.

Речь с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

С одной стороны, она приучает начинающего оратора организовать свои идеи для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией. С другой стороны, может возникнуть проблема некорректного обращения с языком, отклонения от основной идеи и затягивания времени.

Речь без предварительной подготовки, без записи и заучивания (экспромт).

Импровизация часто поощряется, приветствуется, но ею нельзя заменять тщательную подготовку. Этот тип речи приучает выступающего самостоятельно мыслить, приобретать опыт выступления, что помогает ему вырабатывать уверенность в себе, оттачивать язык и стиль.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.