Здавалка
Главная | Обратная связь

Взаимодействие оратора с аудиторией. Этика произнесения речи.



Важнейшим условием эффективности ораторской речи является установление контакта, взаимодействия со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, которая возникает на основе совместной мыслительной деятельности, так как говорящий и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории специалисты называют интеллектуальным сопереживанием. Кроме того для возникновения между ними контакта важно также и эмоциональное сопереживание. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая у них ответную реакцию. Психологи считают, что обязательным условием установления контакта между оратором и аудиторией является искреннее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению. Контакт может быть полным и неполным (вся аудитория или часть слушателей), а также устойчивым и неустойчивым

Факторы, влияющие на установление контакта.

1. Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

2. Личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Единство слова и дела – это нравственно-этический критерий деятельности оратора. О наличии контакта свидетельствует, прежде всего, поведение выступающего. Если он уверенно говорит, естественно себя ведет, часто обращается к слушателям, держит зал в поле зрения, то это является показателем его взаимодействия с аудиторией.Оратор, не умеющий установить контакт, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит своих слушателей, не реагирует на их поведение.

3. Особенность аудитории, психологии слушателей. Так как они предоставляют оратору главную роль, то хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, услышали твердость и решительность голоса (адекватность вербальных и невербальных средств). Увидели его умение владеть своим поведением и самочувствием, так как слушатели – это еще и зрители, внимание которых привлекает внешний вид оратора, его поведение.Показателями взаимопонимания служат положительная реакция аудитории на слова выступающего, внешнее выражение внимания слушающих (поза, сосредоточенные взгляды, возгласы одобрения, согласные кивки головы, улыбки, смех, аплодисменты), рабочая тишина в зале.

Для того чтобы речь была результативной, важно учитывать психологические особенности процесса общения оратора с аудиторией. Одной из задач выступающего является привлечение внимания слушателей. Психологи различают различные виды внимания:

– непроизвольное внимание, которое достигается сообщением какой-либо новой и интересной для аудитории информации;

– произвольное внимание слушателей может быть достигнуто при помощи поставленных перед ними задач, объяснения важности обсуждаемого вопроса, необходимости усвоение предложенной информации;

– послепроизвольное внимание, которое достигается в той ситуации, когда у аудитории вызван устойчивый интерес к содержанию речи выступающего.

Во время произнесения речи выступающему рекомендуется выполнить следующее:

1. Когда ему будет предоставлено слово, он должен спокойно пройти к месту выступления, поприветствовать председателя (ведущего), затем обратиться к слушателям со словами, уместными в конкретной аудитории («Дамы и господа!» «Уважаемые слушатели!», «Товарищи!» «Коллеги!» «Леди и джентельмены!» и др.).

2. Установить зрительный контакт с аудиторией и поддерживать его на протяжении всей речи. Говорить громче, чем обычно. Сосредоточиться на том, чтобы донести мысли до слушателя.

3. Корректно демонстрировать свою уверенность. Для преодоления смущения и страха рекомендуется отдавать себе отчет в причине страха; выступать в полной готовности; преодолевать страх действием, то есть не бояться приступить к делу сразу, постараться уверенно произнести фразы, заготовленные заранее.

4. Использовать ораторские приемы (дополнительные способы психологического, нравственного и зрительного воздействия, которые применяет оратор, чтобы лучше выразить свою мысль). Эти при­емы проходят через эмоционально-психологическую структуру выступающего, приобретают личностную окраску. Поэтому стиль выступления оратора всегда индивидуален, неповторим, оригинален. Значение ораторских приемов определяется тем, что они организуют речь, обогащают ее, обеспечивают достижения единства содержания и формы. В зависимости от предмета речи, ее направленности, состава аудитории эти приемы постоянно совершенствуются. Цицерон писал: «Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими».

1.5. Диалогическая речь. Построение диалога

Диалог как форма общения. Особенности организации диалога и основные требования

к нему. Классы диалога. Условия ведения диалога. Виды диалогов: бытовой разговор,

деловая беседа, переговоры. Учебный диалог. Диалоговые формы в профессиональной деятельности педагога. Коммуникативно-диалоговые технологии в современном

образовательном процессе. Роль вопросно-ответной формы в организации вербальной коммуникации. Культура вопроса.

План:

1. Диалог как форма общения. Условия ведения диалога и требования к его организации.

2. Учебный диалог. Коммуникативно-диалоговые технологии в современном образовательном процессе.

3. Диалоговые формы коммуникации в профессиональной деятельности педагога.

4. Вопросно-ответная форма организации вербальной коммуникации. Культура вопроса.

Литература:

1. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 1997.

2. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2007.

3. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. – М., 1989.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1994.

5. Рыданова, И. И. Основы педагогического общения / И. И. Рыданова. – Мн., 1998.

 

1. Диалог как форма общения. Условия ведения диалога и тре­бования к его организации.

С середины XX в. идея диалога вошла в проблемное поле философского мышления и расширила сферу своего влияния в обществе. Наибольший вклад в изучение диалога, его онтологических и гносеологических аспектов внесли М. М. Бахтин, B. C. Библер, М. Бубер и С. Ю. Курганов. М. Бубер, разработавший «диалогический персонализм» на основе философии «межчеловеческих отношений», рассматривал человеческое бытие как «диалогическую жизнь». М. М. Бахтин впер­вые заговорил о полифонии, разноголосии и диалогичной форме произведений искусства, противопоставив «монологичной культуре» «культуру диалога». B. C. Библер, последователь М. М.Бахтина и основоположник «Школы диалога культур», разработал учение о диалогике. Именно потому, что культура жива посредством общения, она, согласно В. С. Библеру, находится на границе, на стыке, в ситуации диалога и взаимовлияния. Свое учение он называет «онтологией культуры», а логику развития и разворачивания культурных процессов – культурологикой.

Диалог (от греч. dialogs): 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами в отличие от монолога как речи одного говорящего; 2) (перенос.) переговоры, свободный обмен мнениями (Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1. С. 388).

Диалогическое общение предполагает восприятие собеседника как реального партнера. Диалог возможен при соблюдении следующих правил взаимоотношений:

– настрой общающегося на актуальное психологическое состояние собеседника и свое собственное, учитывая чувства, желания, эмоции, которые каждый из них испытывают в данный момент, при этом общение осуществляется по принципу «здесь и сейчас»;

· объективное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям;

· восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и выбор решений;

· содержание общения должно представлять собой не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы;

· персонификация общения, когда участники должны вести разговор от собственного имени, с выражением истинных чувств и желаний, без ссылки на авторитетные мнения.

Диалог различается по форме и по содержанию.

Диалог по форме – это обмен репликами двух или более лиц. Однако не каждый разговор, обмен репликами и высказываниями является подлинным диалогом, суть которого заключается в плодотворном кооперировании участников. В общении нередко проявляются явная или скрытая конфронтация, соперничество сторон, когда собеседники не слушают и перебивают друг друга, не находят общего языка, не согласуют свои реакции, сбиваясь на монологи. Такого рода несогласованное, дисгармоничное общение превращается в псевдодиалог (монологический диалог), который образуют перемежающиеся монологи, отличающиеся односторонним характером высказываний собеседников. В таком случае при обмене репликами развитие содержания не происходит.

В диалоге по содержанию существуют и взаимодействуют две или несколько, отличных одна от другой, смысловых позиций, два различных понимания темы разговора. Результат такого диалога – появление у его участников новых знаний.

Основными разновидностями диалога, по мнению специалистов, являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры. Каждый из них имеет свою специфику и организуется в определенной коммуникативной ситуации. В диалоге представлены все типы повествовательных, побудительных, вопросительных конструкций; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью. В условиях диалога лексические, синтаксические, интонационные средства речи и смысловые связи активно взаимодействуют с предыдущим и последующим текстом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.