Здавалка
Главная | Обратная связь

Учебный диалог. Коммуникативно-диалоговые технологии в современном образовательном процессе.



Специфику диалоговой формы использовали в своей профессиональной деятельности многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи XX века. Например, Е. Паркхерст («Дальтон-план), В. Килпатрик («Метод проектов»), в Советском Союзе сторонники бригадно-лабораторного метода. В 20-е годы Р. Кузине впервые в школьной практике применил метод свободной работы группами, обосновав его в исследованиях «Свободная работа группами», «Уроки педагогики», «Подготовка учащихся». С. Френе, создатель оригинальной дидактики («Техника Френе»), пришел к убеждению о важности широкого использования самостоятельной деятельности детей в малых группах не только на уроках, но и в школьных лабораториях и мастерских. Лидеры кооперативной педагогики – Д. Бойлью, Д. Коллер, Д. Кролл, К. Макдуэлл, К. Роджерс также применяли дидактические возможности диалоговой формы. В своем исследовании «Свободное обучение» К. Роджерс ориентирует педагогов на ненасильственное побуждение ребенка к личностной самокоррекции и саморегуляции. В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К. Роджерс выделяет следующие:

– конгруэнтность партнера по общению, то есть соответствие опыта, мыслей, чувств и средств общения одного партнера опыту, мыслям, чувствам и средствам общения другого;

– безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям. Речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности;

– восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

Д. Каллош в работе «Педагогика диалога» и А. Шелунд в работе «Групповая психология» акцентируют внимание на преодоление традиционного монологизма учителя, на развитие диалогического общения с детьми, на организацию сотрудничества между ними в процессе работы в малых группах над совместными проектами.

Диалог как форма коммуникации активно используется и в современном образовательном процессе.

Учебный диалог – это взаимодействие между участниками учебной ситуации, в ходе которого происходит обмен информацией и регулируются отношения. Его цели не исчерпываются отдельными фрагментами общения, он охватывает не только конкретное состояние собеседников в прошлом или в настоящем, но и в будущем времени.

Специфика учебного диалога определяется целями, условиями и обстоятельствами взаимодействия его участников. Он представлен, в основном, двумя видами взаимодействия: учитель – ученик, ученик – ученик. Наиболее распространенным в педагогическом процессе является диалог между учителем и учеником (-ами), в ходе которого, например, во время урока осуществляется управляемое педагогом совместное обсуждение и решение разнообразных задач или проведение фронтальной беседы. Чем профессиональнее организован учебный диалог, тем полнее и результативнее взаимоотношения между учителем и учащимися. При помощи диалога организуются различные виды деятельности: учитель учит (преподавательская деятельность), создает условия для стимулирования разностороннего развития учащихся, а ученик учится (учебная деятельность), принимает обучающее воздействие со стороны учителя и реагирует на него. Таким образом, в учебном диалоге позиции участников строго фиксированы.

Условием эффективности учебного диалога является создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального фона общения, стимулирование инициативности поведения ученика, проявления его лидерства. Диалог, в котором учащийся может высказать свое мнение, аргументировать точку зрения, является для него наиболее развивающим. Учебныйдиалог особенно актуален в старших классах, учитывая интеллектуальную зрелость учащихся и их стремление к активному самоопределению.

В современном образовательном процессе активно используются разнообразные коммуникативно-диалоговые технологии, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности обу­чающихся, установлению ими межличностных контактов, освоению средств риторики и эристики, использованию разных стратегий взаимодействия для работы в группе и коллективно.

Основными видами таких технологий являются учебная дискуссия, диспут, пресс-конференция, интеллектуальный бой, телемост, интервью, турнир ораторов, интеллектуальная дуэль и другие. Охарактеризуем некоторые из них.

Учебная дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее обсуждение спорного вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений в публичном собрании, в частной беседе. В ходе дискуссии могут реализовываться разнообразные цели: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Выделяют этапы проведения дискуссии:

– вводное информирование, которое обычно осуществляет педагог, он излагает основной замысел организуемой дискуссии;

– определение проблемы, выделение основных вопросов и направлений дискуссии;

– выступление основного докладчика, который излагает суть вопроса;

– выступление содокладчиков, которые высказывают свою точку зрения по данной проблеме (они заранее знакомятся с содержанием выступления оппонента) и предлагают методы и средства ее решения;

– аналитические выступления других участников (прения по докладу и содокладам);

– выработка решения проблемы (принимается оптимальный вариант);

– завершение дискуссии, обобщение результатов, подведение итогов.

Рекомендуется следующая технология ведения дискуссии.

1. Четко определить проблему и подготовить вопросы, которые должны стать предметом обсуждения.

2. Обсудить совместно с участниками правила ведения дискуссии.

3. Ведущему необходимо:

– не навязывать свою точку зрения другим;

– вести дискуссию при помощи грамотно сформулированных вопросов в нужном вам направлении;

– не давать участникам дискуссии останавливаться на каком-то одном аспекте проблемы;

– давать возможность всем участникам делать выводы и обобщения.

4. В конце дискуссии сделать общий вывод, сформулировать свои оценочные суждения о проведении мероприятия.

Возможные недостатки поведения педагога при проведении дискуссии:

– не всегда рационально используется время, отведенное на обсуждение вопросов;

– педагог в своих суждениях бывает слишком категоричным;

– точка зрения педагога не всегда понятна обучающимся;

– педагог делает обобщающие выводы, не давая возможность участникам обсуждения сделать это самостоятельно.

Существуют различные учебные формы, в основе которых лежат коммуникативно-диалоговые технологии, дискуссии.

Техника аквариума усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Структура данной формы представлена следующим образом:

– постановка проблемы ведущим;

– деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу;

– делегирование группой своего участника, который будет представлять ее позицию всей аудитории;

– коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей позиции;

– отстаивание представителем позиции своей группы;

– ответы представителем группы на вопросы оппонентов;

– в сложной ситуации представитель группы может взять тайм-аут или воспользоваться в письменном виде (записка) подсказкой;

– анализ качества аргументации выступающих, определение лучших участников, подведение итогов.

Открытая кафедра позволяет обучающемуся осознать себя, выступая в роли гражданина мира. Он говорит об общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим вокруг, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы обратиться ко всему человечеству. При этом учителю важно соблюдать принцип добровольности участников. Основополагающими для проведения «открытой кафедры» могут быть следующие вопросы: «Что я сказал бы, если бы...»; «Если бы я мог изменить мир, я бы сделал…»; «Если бы меня услышало человечество, то я бы обратился…»; «Если бы ведущие государственные деятели пригласили меня на беседу…»; «Если бы я был президентом…» и др.

Турнир ораторов способствует развитию навыков публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: этичность общения с аудиторией, логика выступления, качество речи, владение вербальными и невербальными средствами, умение использовать наглядный материал и т.п. Два участника-оратора заранее готовят свои выступления по определенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают по темам. Затем члены жюри открытым или тайным голосованием определяют победителя, при этом они комментируют свой выбор и подводят итоги.

Интеллектуальная дуэль позволяет повысить компетентность участников по конкретной теме, организовать взаимопроверку, продемонстрировать искусство владения средствами эристики. Два участника задают друг другу вопросы по обсуждаемой теме. Остальные участники оценивают качество вопросов (корректность, взаимосвязь теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, уместность). Победитель определяется методом голосования.

Конференция –организационная форма деятельности обучающихся, способствующая развитию их самостоятельности, творческой активности при работе с информацией. В ходе конференции формируются навыки взаимодействия с аудиторией, ведения диалога. Учащиеся под руководством учителя готовят доклады-сообщения, являющиеся результатом их самостоятельной научно-исследова­тель­ской деятельности.Они обсуждают наиболее сложные проблемы, кроме того в дискуссию могут вовлекаться учащиеся других классов.Жюри оценивает выступления участников, подводит итоги, комментируя их.

Круглый стол – одна из организационных форм деятельности для получения информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, усиления позиций участников, обмена мнениями, воспитания культуры ведения дискуссий, бесед. «Круглый стол» может проводиться в виде дебатов, диспута, заседания экспертной группы, форума, судебного заседания, симпозиума и т.п.

«Волшебный стул» – социально-психологическая форма групповой деятельности, которая способствует развитию у обучающихся интереса к человеку как личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из учеников. Остальные участники игры поочередно дают ему характеристику, называя положительные стороны. Данная форма работы позволяет посмотреть на человека с социально-ценностной позиции; стимулирует положительное отношение к нему; развивает эмпатию, переориентирует внимание учеников с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле. Учителю надо уметь предупреждать возможность затруднений учащихся в оценке товарища, помочь им корректно сформулировать мысль.

В целом коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, помогают учащимися овладеть приемами и способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, умением работать индивидуально, отстаивая свою точку зрения, и в команде, проявляя уважение к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитывают коммуникативную культуру и социальную мобильность в современном обществе.

Взаимоотношения педагога и учащихся обычно не ограничиваются рамками предметного общения на уроке. Учебный диалог отличается от бытового диалога большей свободой деятельности участников общения. В бытовом диалоге форме речи обычно не уделяется столько внимания, сколько в учебном диалоге, в котором она постоянно находится под контролем общающихся. Речь педагога в учебном диалоге является средством достижения обучающих и воспитательных задач. Она реализуется в репликах, содержанием которых в зависимости от конкретной цели обучения может быть постановка задач, сообщение информации, диагностика понимания учащимися заданий, контролирование хода их решения, оценивание достигнутых результатов и др. Диалогическая ориентированность, по мнению И. И. Рыдановой, является существенным показателем культуры речевого поведения учителя [108].

3. Диалоговые формы коммуникации в профессиональной дея­тельности педагога.

В разносторонней профессиональной деятельности педагога диалоговая форма коммуникации активно используется не только при взаимодействии с учащимися, но и с коллегами, родителями, представителями общественности.Современному учителю приходится быть участником различных мероприятий, основанных на диалоговой форме, например, беседы, совещания, конференции, интервью и т.д.

Рассмотрим эти мероприятия с учетом специфики педагогической деятельности.

Деловая беседа –это контакт между людьми, связанными деловыми отношениями. Рассматривается как система целесообразно оформленных мыслей и слов, при помощи которых собеседники хотят оказать определенное влияние друг на друга в целях изменения существующей деловой ситуации.

Деловая беседа выполняет определенные функции:

– взаимное общение сотрудников;

– совместный поиск, выдвижение и разработку определенных идей и замыслов;

– стимулирование деловой активности;

– поддержание деловых контактов;

– контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий.

Деловая беседа позволяет убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поэтому необходимо иметь представление о психологических аспектах беседы, технологии ее организации.

С самого начала общения большое значение имеет эмоциональная составляющая восприятия собеседника. Облик должен соответствовать принятым представлениям о сфере профессиональной деятельности и социальному статусу. Поэтому необходимо сразу произвести на собеседника благоприятное впечатление.

Беседу рекомендуется начинать уверенно. Поздороваться с доброжелательной улыбкой и при необходимости представиться, назвать род занятий и цель своего визита. Необходимо точно и с правильным ударением назвать полное имя собеседника, запомнить его и в дальнейшем как можно чаще обращаться к собеседнику по имени-отчеству.

При помощи первых трех-пяти предложений создается психологический настрой. Существуют приемы начала беседы, позволяющие создать благоприятную, доброжелательную атмосферу общения, например:

снятие напряженности помогает установить тесный контакт с собеседником при помощи нескольких доброжелательных фраз, комплиментов;

зацепка, прием позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы; можно также использовать какое-то событие, личные впечатления, необычный вопрос;

прием прямого подхода, который предполагает непосредственный переход к делу, без какого-либо вступления; прием используют для кратковременных и не очень важных деловых контактов (руководитель и подчиненный).

Для эффективного проведения деловой беседы необходимо быть равным партнеру, созвучным его ритму, осуществлять приспособление своего поведения к способу поведения собеседника.Ритм беседы имеет существенное значение. Рекомендуется повышать ее интенсивность по мере приближения к концу. При этом необходимо уделять внимание ключевым вопросам, для этого нужно знать алгоритм пристройки.

Следует занимать такие же позы, как и партнер по общению, но не демонстрировать явное копирование, чтобы собеседник не подумал, что его передразнивают. Позы должны быть похожи, а не являться абсолютными копиями.

Для устранения стереотипа организации беседы могут быть использованы следующие приемы:

– приятные известия о проведенном мероприятии, об удачном контракте, о достижениях ребенка;

– присуждение руководителю или учреждению награды;

– престижный звонок (или имитация) от высокопоставленного чиновника;

– изменения имиджа, внешности и т.д.;

– использование наглядности (видеоматериал, печатная продукция, отзывы о работе и др.);

– юмор.

Деловая беседа осуществляется в несколько этапов: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих, аргументирование выдвигаемых положений и завершение беседы.

Задачи начального этапа беседы следующие: установление контакта с собеседниками создание рабочей обстановки; привлечение внимания к предстоящему деловому разговору. Любая беседа начинается со вступительной части (около 10–15 % времени), которая необходима для создания благоприятной атмосферы.

Первые фразы обычно серьезно воздействуют на участника общения, на его решение слушать информацию. От них будет зависеть отношение собеседника к говорящему и к самой беседе. Поэтому следует избегать извинений, проявления признаков неуверенности, нельзя начинать беседу с претензий или нравоучений. Не рекомендуется в начале беседы вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию.

Для достижения убедительности аргументации нужно соблюдать следующие рекомендации:

– приспосабливайте свои аргументы к личности собеседника; избегайте простого перечисления фактов, излагайте преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов, которые интересны собеседнику;

– употребляйте терминологию, которая понятна собеседнику;

– старайтесь более наглядно излагать свои доказательства;

– помните, что чрезмерная убедительность вызывает сопротивление со стороны собеседника, особенно, если он агрессивен по натуре.

Успешное завершение беседы предполагает достижение заранее намеченных целей. На этом этапе решаются следующие задачи:

– достижение основной или альтернативной цели;

– обеспечение позитивной атмосферы;

– стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий;

– при необходимости поддержание дальнейших контактов с собеседником;

– составление резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем участникам общения.

Любая беседа имеет свои спады и подъемы. Завершение беседы должно происходить тогда, когда вы увидели, что ваш ответ полностью удовлетворил собеседника. Пример типичного комментария в такой ситуации можно представить таким образом:

Это обязательно нужно было выяснить.

Вместе с вами мы убедились, что внесение этого предложения будет для вас очень выгодно.

Собеседник не может сохранить в своей памяти все аргументы и предложения. Его типичным высказыванием в завершающей фазе может быть такое: «Мне необходимо еще раз все обдумать, чтобы принять решение».

Для того чтобы ускорить принятия решения, можно использовать различные приемы, например:

– прямое ускорение (Мы сразу будем принимать решение?), чаще всего партнер по общению еще не успел принять решение и поэтому он может ответить следующее: «Нет, я еще должен подумать»;

– косвенное ускорение позволяет привести собеседника к желаемой цели постепенно. Существует четыре варианта косвенного ускорения.

Гипотетический подход. Многие люди испытывают страх в ситуации, когда надо принимать решение. Поэтому лучше говорить об условном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. При этом используют следующие формулировки: «В случае если…», «Предположим, что…».

Поэтапные решения. Заключительный вывод собеседника можно предупредить,предположив, что основное решение беседы уже принято. Поэтому предлагаются предварительные или частичные решения, которые фиксируются еще до того, как собеседник дал свое согласие. В итоге на него оказывается сильное воздействие путем внушения в нужном направлении.

Альтернативные решения. Собеседнику предлагают альтернативные варианты решения вопроса.

Ключевой вопрос. В конце беседы можно собеседнику задать переломный вопрос: «А что бы вы предпочли…», «К какому выводу пришли бы вы в таком случае?»

Описанные приемы косвенного ускорения принятия решения продуктивны сами по себе, но, используя их в комплексе, можно достигнуть большей эффективности. Пример использования комплексного применения приемов: «Давайте представим (гипотетический подход), что вы познакомились со спецификой каждого учреждения. Какие условия вам более всего подходят (поэтапное решение) – в первом учреждении или во втором (альтернативное решение)? Что вы об этом думаете (ключевой вопрос)?»

Заключительная часть беседы запоминается лучше всего. Следовательно, последние слова оказывают на собеседника наиболее сильное воздействие. В связи с этим рекомендуется продумать заключительные фразы, при помощи которых завершить беседу («Давайте подведем итоги! Итак, подведем итоги нашей беседы»).

Беседу следует завершать при соблюдении следующих условий:

– если с помощью контрольных вопросов была достигнута поставленная цель;

– если для собеседника приведены убедительные аргументы;

– если все возражения собеседника были успешно разрешены;

– если на поставленные в ходе беседы вопросы были даны удовлетворяющие собеседника ответы;

– если для завершения беседы была создана благоприятная атмосфера.

Кроме того нужно внимательно следить за поведением собеседника:

– он в расслабленном состоянии наклоняется вперед, демонстрируя заинтересованность, или, наоборот, разводит или сжимает руки;

– демонстрирует знаки дружеского отношения;

– слушает, выражая одобрение;

– снова перелистывает ваш проект, просматривая еще раз помещенные в нем данные.

Существуют тактические приемы, которые способствуют прояснению обстановки при завершении беседы: если вы заметили недовольство собеседника (морщит лоб, сводит брови), то нужно попытаться узнать у него, с чем он не согласен.

Переходить к принятию решения можно тогда, когда достигается уровень максимальной договоренности с собеседником. Надо быть готовым и к отказу. Если собеседник сказал «нет», то беседу заканчивать нельзя. У вас должны быть заготовлены варианты, которые позволят продолжить беседу. Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашим мнением. Оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет сомневаться. Нечеткое завершение беседы резко снижает впечатление от всего того, что было убедительно высказано ранее. При завершении беседы основные идеи должны быть сформулированы очень четко и кратко.

При проведении беседы следует учитывать возраст собеседника, который имеет свои особенности:

– 16–22 года – трудность взросления, стремление доказать себе и другим свою способность к самостоятельности, демонстрация собственной независимости;

– 23–28 лет – период самоутверждения,устойчивое представление о своем месте в жизни,конкретные жизненные цели,часто резкая их смена, вступление в брак; потребность иметь друга, умудренного жизненным опытом, наставника-профессионала;

– 29–32 лет – переходный период, переоценка ценностей, эмоциональная неустойчивость, которая выражается в частой смене настроения, поведения;

– 33–39 лет –период, в который силы активно направлены на работу, дело; наблюдается пик достижений в профессиональном карьере; в семейной жизни происходит смена ценностей, расстановки акцентов;

– 40–42 года –переходный период, в который у человека возникает ощущение, что жизнь проходит зря, достигнутые им успехи кажутся ему недостаточными, наблюдается ухудшение здоровья, появляются признаки утраты молодости;

– 43–50 лет – период равновесия, уравновешенности, стабильности, продуктивной деятельности, творческого подъема.

В соответствии с возрастными особенностями собеседника нужно строить линию своего поведения, используя наиболее оптимальные методы для конкретной коммуникативной ситуации.

Участие в совещаниях – обязательная составляющая профессиональной деятельности.

Этика делового совещания обеспечивается соблюдением принципов демократичности, краткости, деловитости, точности следования установленному порядку.

Стиль проведения совещания –деловой, руководитель не должен предлагать для обсуждения вопросы, не обозначенные в повестке дня, отклоняться от регламента, «давить» на подчиненных, бестактно навязывая свое мнение.

Руководителю, проводящему совещание, не следует постоянно смотреть на часы. Неэтично отчитывать опоздавшего сотрудника на совещание, спрашивать, какова причина. Не стоит прерывать из-за этого совещание, а опоздавшему не следует объяснять причину в присутствии остальных. После совещания руководителю следует выяснить причину опоздания и сделать замечание сотруднику. С точки зрения этики, исключается опоздание на совещание руководителя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.