Здавалка
Главная | Обратная связь

Слушание как вид речевой деятельности.



Речевая коммуникация представлена двумя основными фазами – устным выражением содержания сообщения и слушанием. Слушание – один из видов речевой деятельности, который выполняет различные функции:

познавательную, так как люди слушают с целью получить информацию, понять ее;

регулятивную, чтобы научиться что-либо делать, регулировать свои действия и поступки;

эстетически ценностную, чтобы удовлетворить свои эстетические запросы, получить наслаждение (слушание прозы, стихов в исполнении профессиональных исполнителей);

реагирующую, так как у слушающего возникает реакция на слова собеседника; иногда человек слушает против своей воли, так как его побуждает к этому собеседник; реакция может выражаться словами или поступками.

Процесс слушания требует значительного умственного напряжения: надо понять, о чём говорит человек, проанализировать и запомнить какие-то положения его речи, преодолеть трудности восприятия. Результатом слушания является понимание услышанного.

Слушание можно разделить на следующие этапы:

побудительно-мотивационный (осознание того, что побуждает к слушанию, каковы мотивы, лежащие в основе предстоящей речевой деятельности);

ориентировочный (ориентация осуществляется в ситуации общения, при этом намечается программа реализации осознанного коммуникативного намерения);

аналитико-синтетический (сам процесс слушания, то есть восприятие текста, его осмысление и понимание (осознание смысла); слушающий одновременно анализирует воспринимаемое, синтезируя и обобщая полученные результаты, постигает смысл восприятия);

последний этап реализует исполнительную (реакция на высказывание) и контрольную фазы речевой деятельности (завершается прием информации и слушатель может еще раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать действиями на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания).

Специалисты выделяют различные виды слушания. Соотнесем их с профессиональной деятельностью педагога.

Рефлексивное (активное) слушание носит исследовательский, аналитический характер. Оно представлено обратной связью с говорящим, отличается активным вмешательством в речь собеседника, оказанием ему помощи в выражении мысли и чувств.

Процесс рефлективного слушания состоит из трех этапов:

информационный, цель которого дать возможность собеседнику высказать свою точку зрения; при этом используются такие способы, как поддакивание, побуждение, невербальная поддержка;

уясняющий, цель которого убедиться в том, что собеседник правильно понят, для этого используются такие методы, как выяснение, отражение чувств;

завершающий, цель которого добиться принятия совместного решения, при этом используются методы оценки, продолжение, резюмирование.

В зависимости от ситуации слушающий использует активные словесные формы реагирования, например:

перефразирование, то есть передача говорящему его же слов, но по-другому («Как я понял…», «По вашему мнению…»); это позволяет человеку понять, что его слушают;

выяснение, то есть обращение за выяснениями («Повторите еще раз»);

резюмирование – подведение итогов основных идей, чувств говорящего («Как я понял, то основное содержание…»).

Во время рефлексивного слушания общающийся занимает позицию наблюдателя по отношению к коммуникативной ситуации в целом, а также к каждому участнику. Это сопровождается поддержанием обратной вербальной связи, которая ориентирована на обеспечение точности восприятия услышанного и предполагает использование вопросов для уточнения, понимания.

Нерефлексивное (пассивное) слушание это умение слушать молча, оно применяется, в основном, для недискуссионных разговоров или при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Пассивное поведение требует серьезного напряжения. Такое слушание сопровождается репликами: «Да?», «Конечно», «Понимаю», а также проявляется невербально (например, кивок головы, закрывание глаз). Для педагога оно может быть своеобразной формой защиты. Состояние внутреннего дистанцирования бывает необходимо, чтобы избежать суггестии со стороны коллег, родителей, не перезагружать себя избыточной информацией в ситуации, когда стратегически оправдано предоставление коммуникативного приоритета собеседнику.

Эмпатическое слушание характеризуется тем, чтопроисходит понимание чувств, переживаемых другим человеком, а также ответное их выражение. Цель такого вида слушания – определить эмоциональную окраску идей и их значение для говорящего. От педагога такое слушание требует «настройки» на собеседника, установления и поддержания невербальной связи как стимула к самораскрытию, организации доверительных отношений. Этому способствуют конкретные ситуации, невербальные средства (мимика, пантомимика, дистанция и др.). Педагог оказывает поддержку собеседнику (ребенку, родителю). Такой вид слушания не предполагает внешних ответных действий или оценок.

Кроме того выделяют понимающее и оценивающее слушание.

Понимающее слушание осуществляется в рамках стратегии понимающей коммуникации. Для того чтобы понять проблему или позицию другого человека, необходимо не только слушать, но и слышать именно то, что говорит участник коммуникации. Иногда в содержательном и смысловом отношении это не соответствует тому, что учитель предполагал или хотел услышать. Важно чувствовать подтекст и контекстпоступающих сообщений. Этот вид слушания требует обязательной ответной реакции, направленной на то, чтобы собеседник почувствовал, что его поняли. Однако этому может помешать желание педагога, не дослушавшего до конца собеседника, однозначно оценить поступающее сообщение, предложить свой вариант решения проблемы и др. В этом типе общения в качестве обратной связи возможна такая реакция собеседника, как приостановление или отказ от коммуникации.

Оценивающее слушаниепредполагает прямое оценивание как форму коммуникативной реакции на услышанное сообщение. Нередко оценочная информация, особенно если она носит негативный характер, создает барьер для дальнейшего эффективного развития коммуникации, так как не все люди, особенно дети, способны воспринимать в качестве обратной связи отрицательную оценку. В итоге собеседник может прекратить коммуникативные отношения.

Обучение слушанию, к сожалению, не является системным, это обусловлено недостаточной объективной оценкой значимости этого вида речевой деятельности в образовательном процессе, поэтому умение слушать приходит к человеку в основном стихийно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.